Конспект урока по литературному чтению на тему А. Платонов. Цветок на земле (3 класс)
Литературное чтение 3класс"А.П.Платонов"Цветок на земле"
Тема: А. П. Платонов «Цветок на земле».
Цель: Познакомить учащихся со своеобразием платоновских рассказов;
учить обобщать прочитанное, услышанное; формировать навыки совместной деятельности, самооценки; развивать умения синтеза, анализа, сравнения,
развивать монологическую и диалогическую речь школьников.
Формировать коммуникативные качества, культуру общения.
Задачи:
· совершенствование навыков беглого, сознательного, выразительного чтения;
· развитие умений рассуждать, анализировать, делать выводы;
· воспитание доброго, внимательного, заботливого отношения к пожилым людям.
Ход урока:
I.Организационный момент.
2.Актуализация знаний учащихся. Вступительное слово учителя.
Как сказал один известный писатель:
"Культура - это не количество ПРОЧИТАННЫХ книг, а количество ПОНЯТЫХ". Давайте будем стремиться быть культурными людьми, понимать книги, вникать в смысл художественного слова и делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, размышлениями.
-Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением А. П. Платонова «Цветок на земле».
- Будем учиться анализировать прочитанное, давать характеристику героям, находить основную мысль произведения, формировать навыки осознанного чтения.
3. Речевая разминка. Работа над смыслом пословиц.
1). И старость не страшна, коли молодые помогут.
2). Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
3). Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
4).Не смейся над старым, и сам будешь стар.
4. Проверка домашнего задания:
1. Как зовут дедушку? (Тит)
3. Как зовут внука? (Афоня)
4. Кто автор рассказа? (А. П.Платонов)
5. Беседа о личности писателя.
· Презентация «Биография А.Платонова» (Выступление ученика)
· "Я человек. Я родился на прекрасной живой земле",- говорил Платонов.
Цель его творчества - открыть людям истинный смысл и правду жизни. Сказать по правде, Платонова читать нелегко. В его слово надо вчитываться, не спеша, и тогда откроется чудесный мир платоновских произведений.
6. Словарная работа.
Объясните значения устаревших слов. Соедините стрелками.
Самостоятельная работа уч-ся по карточкам в группах.
нынче устали
глаза смежать теперь, сейчас
уморились закрывать
испить рассердился
осерчал попить, выпить
Проверка задания на интерактивной доске.
- Какие еще слова у вас вызвали затруднения? (задайте вопросы другим группам)
III. Работа над новым материалом
7. Работа по содержанию.
1. Выборочное чтение по вопросам.
- Почему Афоне стало «скучно жить на свете»? Прочитайте.
- Какие вопросы задавал внук дедушке в первом диалоге? - Сколько лет деду Титу? Докажите. ( 87 )
- Сколько лет внуку? Докажите. ( 7 )
- Опишите внешность деда Тита по плану: - борода;
- руки;
- глаза.
- Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»? (без интереса).
2. Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? («ходил, не зная, что делать»).
Посмотрите внимательно на текст следующей страницы. Как называется такой вид текста? (диалог)
Чтение по ролям.
3. -Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?
- Как заснул Афоня возле деда? Перечитайте ещё раз последнее предложение этого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю. Приятен ли ему этот запах?
4. - Как Афоне удалось разбудить деда?
Почитаем по ролям этот эпизод.
Как вы понимаете фразу «белый свет пытать». (Изучать. Пытать – быть пытливым, любознательным.)5. - Что показал дед внуку? (Цветок)
За что дед осерчал на внука?
- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?
К сегодняшнему уроку вы нарисовали свой цветок. Каким вы его изобразили? О чем хотели сказать своим рисунком? (по одному ученику от группы). Выставка рисунков
Физкультминутка
Представьте, что вы и есть цветок, растущий из земли. Покажите как он растет. Видеофрагмент «Пробуждение природы»
6. - Прочитайте «описание цветка.
- Какой вывод сделал дед?
- Прочитайте эти главные слова в тексте.
- Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?
- А как это дедушка будет жить опять из своего праха?
7. Что захотел теперь делать Афоня? Прочитайте.
- Как Афоня отблагодарил деда?
- Как дед отреагировал на подарок? Прочитайте.
8. Обобщение. Работа в группах
- Назовите еще раз всех героев произведения.
1- группа. Афоня - Нравится ли вам Афоня? Почему?
- Какими качествами он обладает? Докажите. Составьте рассказ, используя слова
Внимательный
Заботливый
Вдумчивый
Упорный
Настойчивый
Любознательный
Добрый
2- группа. Дед Тит
Составьте рассказ о дедушке, используя слова.
Докажите, почему он именно такой.
старый
большие руки
добрая грудь, пахнувшая теплой Землей
пахарь
много земли испахал
святой труженик
советчик
учитель
3-группа. Цветок
Составьте рассказ , используя слова.
Терпеливо растущий
ЖалконькийЖивой
Тело сделал из мертвого праха (то, что осталось от умершего тела; пыль)
Самый святой труженик
Счастливые
С добрыми лицами
Дышащие чистым духом в белый свет
4- группа. Автор
-Кто повествует в произведении? Как зовут?
- Что нам известно о нем?
Как вам кажется, что это был за человек?
-Найдите общую черту в характеристиках всех героев рассказа
-Кто помог понять эту истину Афоне?
А, нам, читателям?
9. Итог урока
- О чем заставил вас задуматься рассказ? Дополните размышления, записанные дома, мыслями, которые возникли у вас после разбора рассказа на уроке.
Афоня узнал о бессмертии человеческой жизни – жизнь человека сложна и есть в ней болезни и разочарования.
Но жизнь бессмертна, т.к. цветок умирает, но оставляет семена; человек умирая, оставляет после себя детей, след на земле.
Мальчик понял, что нужно жить так, чтобы оставить хороший, добрый след.
Старшее поколение передает новому поколению свои знания, свой опыт, свою мудрость - взращивает семена. Молодое поколение впитывает все, набирается мудрости. А чтобы семена дали крепкие ростки необходим труд.
-Какую же главную мысль хочет донести до читателей автор?
Жизнь человека есть напряженный труд души и тела во имя будущих поколений.
10. Чтение стихотворения Расула Гамзатова «Есть глаза у цветов» (с презентацией)
Есть глаза у цветов.С целым миром спорить я готов,Я готов поклясться головоюВ том, что есть глаза у всех цветов,И они глядят на нас с тобою.
Помню как-то я в былые дниРвал цветы для милой на поляне,И глядели на меня они,Как бы говоря: "Она обманет".
Я напрасно ждал, и звал я зря,Бросил я цветы, они лежали,Как бы глядя вдаль и говоря:"Не виновны мы в твоей печали".
В час раздумий наших и тревог,В горький час беды и неудачиВидел я, цветы, как люди плачут,И росу роняют на песок.
Мы уходим, и в прощальный часПровожая из родного края,Разные цветы глядят на нас,Нам вослед головками кивая.
Осенью, когда сады грустны,Листья на ветвях желты и гладки,Вспоминая дни своей весны,Глядя вдаль цветы грустят на грядке.
Кто не верит, всех зову я в сад,Видите, моргая еле-еле,На людей доверчиво глядятВсе цветы, как дети в колыбели.
В душу нам глядят цветы земли,Добрым взглядом всех кто с нами рядом.Или же потусторонним взглядомВсех друзей, что навсегда ушли.