Использование Интернет сети и видеофильмов на уроках иностранного языка.
Использование Интернет сети и видеофильмов на уроках иностранного языка. Выступление на МО учителей иностранных языков.
Неретина Галина Федоровна, учитель немецкого языка МБУ «Школа №44», г. Тольятти
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Знание иностранного языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение иностранному языку преследует две основные цели:
•развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;
•развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению языка:
а) дальнейшему самообразованию в других областях знаний;
б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках;
в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;
г) формирование гражданина и патриота.
В процессе обучения иностранному языку каждый учитель ставит цель создания условий практического овладения языком для каждого обучающегося, проявить свои способности, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Методически высокоэффективными, реализующими являются уроки с применением новых технологий: урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.
Иностранный язык обладает своей спецификой. Главной целью, которой является овладение иностранным языком, а так же приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Формирование данной цели невозможно без межкультурной коммуникации. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Поэтому здесь важно использование интернета на уроках иностранного языка.
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями. Неудивительно, что и мы-преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами — средство реализации этих целей и задач.
Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые представляет всемирная сеть.
Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, он создает естественную языковую среду.
Готовясь к очередному уроку, нам-учителям важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.
Если иметь в виду предмет нашего обсуждения — Интернет, то также важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:
для включения материалов сети в содержание урока;
для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом и работы с он-лайн словарями;
для ликвидации пробелов в знаниях.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;
формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.
Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство. Готовясь с детьми к 25 ти летию содружества города Тольятти с городом Фольфсбургом, детям предлагаю найти материал в сети Интернет на данную тему. Обучающиеся готовят рефераты, видео-ролики о заводе Wolkswagen и достопримечательностях города.
Использование видео-урока
Овладеть коммуникативной компетенцией на немецком языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.
Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.
Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Подготавливаясь к теме дружбы народов, мы просматриваем видеофильмы о Вольфсбурге, где мы познакомились с историей Вольфсбурга, который был основан 1 июля 1938 года, символом этого города является замок Вольфсбург - средневековая водная крепость в Северной Германии, которая впервые была упомянута в отчетах 1302 года и была с тех пор превращена в ренессансный замок. Обратной связью этого видео фильма явились рефераты учащихся по этим темам, в которых дети с большим удовольствием рассказали о достопримечательностях города, а так же представили множество описательных картинок и с помощью сети интернет составили свое представление о них и сделали презентации о них. Видеофильм помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся, внимания и памяти. В классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности, доверия и взаимопонимания. По окончанию просмотра фильма обучающиеся составляют мини-диалоги, отвечают на вопросы и составляют мини-монологи. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Практика показывает, что видео и интернет уроки являются эффективной формой обучения.