Тема педагогического опыта: Эффективные методики раннего иноязычного образования школьников.
МБОУ Кагальницкая СОШ №1
Обобщение опыта работы
учителя английского языка
I квалификационной категории
Воробьевой Марины Юрьевны
2015г
Содержание
Цели и задачи педагогической деятельности……………………………3
Повышение уровня профессионального мастерства…………………..
Роль учителя в реализации программы развития школы:
(распространение собственного педагогического опыта, участие в работе методических объединений)………………5
4. Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности..7
5. Динамика успеваемости обучаемых…………………………………….
Выявление и развитие способностей обучающихся…………………….
Удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями
Взаимодействие с родителями…………………………………………..18
Взаимоотношения с коллегами………………………………………….23
Трудности в профессиональной деятельности…………………………27
Цели и задачи педагогической деятельности.
Общество ставит перед учителем задачу- обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только передавать учащимся знания, , но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.
Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.
Основная цель моей работы – научить ученика учиться, создать условия для становления его субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной иноязычной речи, творческие способности учащихся. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи
1. Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием.
2.Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану ( изученных слов, словосочетаний и т. д.)
3.Научить писать сообщения, сочинения, письма, составлять рассказ, работать с текстом.
4. Создать каждому ученику ситуацию успеха. Моя задача – дать каждому возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Радость в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не возникает. Ее горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребенка тем более. Можно смело утверждать, что в тот день, когда ребенок скажет себе: «Вот я молодец!» – свершится самый нужный педагогический акт, в котором творец – ребенок, а вдохновитель – учитель. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. «Дети подобно бутонам роз: они распускаются не одновременно, но первый цветок также прекрасен, как и последний» – это слова одного американского педагога Бетси Роджерс.
Основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению школьников к культуре
страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.
Начав свой педагогический путь в 2004 году, столкнулась с такой проблемой – как помочь учащимся преодолеть психологический барьер при изучении английского языка и повысить мотивацию, а также поддерживать интерес к изучению английского языка у младших школьников. Как сделать так, чтобы учащиеся, начав изучать английский язык во 2 классе, не потеряли интерес к нему на протяжении всего школьного курса? Ведь практически 100% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, а уже через год интерес значительно ослабевает и в средней школе практически полностью пропадает. Другими словами, как сформировать и поддержать мотивацию изучения английского языка, активизировать познавательный интерес учащихся в условиях массовой школы, когда класс неравномерно делится на подгруппы или учитель вынужден работать с двадцатью и более учащимися.
Поскольку обучение иностранному языку в условиях школы происходит вне естественной языковой среды, в такой ситуации способами формирования иноязычной коммуникативной компетенции служат чтение, аудирование, письмо и говорение, т.е. все виды речевой деятельности. Главным источником получения информации, наряду с другими дидактическими средствами, является учебный текст, обладающий коммуникативной, прагматической, когнитивной функциями. Будучи продуктом речевого высказывания, он содержит необходимую для передачи информацию и организован в смысловое и структурное единство определенного языкового уровня. В качестве учебного текста могут использоваться как тематические, страноведческие, художественные тексты, так и стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудио-тексты бесед с носителями языка и др. Следовательно, одним из наиболее важных и значимых моментов для создания учителем условий эффективного обучения иностранному языку является выбор УМК, с учетом содержания обучения.
С 2004-по 2015гг я работала во 2-4 классах по УМК М.З Биболетовой «Enjoy English». Данный УМК очень четко структурирован: один параграф соответствует одному уроку, включены задания для повторения пройденного материала, выделен раздел для домашнего задания, определены уровни сложности. Все темы, предложенные к изучению, соответствуют возрастным особенностям учащихся, предложен интересный сюжет. Учебник рассчитан на два занятия в неделю, что соответствует положениям современного базисного учебного плана. УМК обеспечивает необходимый и достаточный уровень коммуникативных умений учащихся, их готовность и способность к речевому взаимодействию на английском языке в рамках социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в пределах изучаемых учебных тем. Опыт работы с данным УМК по формированию у учащихся коммуникативной компетенции был представлен мною на августовской конференции в 2011 г в рамках районного методического объединения учителей иностранного языка.. Изменения в системе образования: внедрение новых стандартов и УМК, требований к урокам и педагогическим работникам конечно же влекут за собой необходимость в повышении собственного профессионального мастерства каждого педагога.
2. Повышение уровня профессионального мастерства.
Свое отношение к повышению уровня профессионального мастерства хочу выразить словами К.Д. Ушинского «Учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, он умирает». Данные слова очень четко отражают мое педагогическое кредо. Одними из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск. В межаттестационный период с связи с внедрением ФГОС НОО нового поколения и необходимости в инновационной деятельности прошла курсы повышения квалификации и принимала участие в различных семинарах и вебинарах:
(копии документов представлены в портфолио.)
Систематически повышала уровень свой квалификации по интересующей меня проблематике .Для получения значимой, актуальной информации об изменениях в системе образования являюсь постоянным пользователем таких интернет-сайтов: www.school.edu.ru, www.ipkro-38.ru , www.eidos.ru , www.edu.ru , www.fipi.ru, www.ust-ilimsk.ru ,www.englishteachers.ru, www.it-n.ru, www.1september.ru, www.nsportal.ru, www.proshkolu.ru, и многих других, являюсь членом Всероссийского педагогического интернет- сообщества «english-teachers.ru». Для подготовки мероприятий, уроков использую не только материалы различных интернет сайтов, порталов, дидактические и методические печатные материалы различных авторов. С целью обмена опытом посещаю уроки коллег как опытных, так и молодых специалистов, на заседаниях анализируем проблемы обучения иностранному языку, актуальными остаются вопросы преемственности. В связи с вступлением в силу ФГОС второго поколения для начальной школы, заинтересовалась предложением внедрения УМК «FORWARD» по английскому языку для 2 класса. Учебник - совместный с Лонгман, полностью соответствует стандартам 2 поколения. Автор учебника Вербицкая Мария Валерьевна. - председатель ЕГЭ. С сентября 2015 года во 2-хклассах я и моя коллега начинаем апробацию нового учебника с последующим анализом плюсов и минусов использования данного УМК.
Важным шагом в моей педагогической деятельности считаю поручение мне в 2010 году возглавить школьное методическое объединение учителей иностранного языка. На заседаниях шмо, которые проводились один раз в месяц, рассматривались вопросы теории и педагогической практики («Самоанализ урока», «Основы педагогического мастерства», «Эффективные методики обучения иностранным языкам» и др. Большое внимание уделяла проблемам формирования коммуникативной компетенции младших школьников в разных видах речевой деятельности, проектированию и анализу современного урока, преемственности в обучении ,индивидуализации обучения и др. Использовала разнообразные формы работы с учителями: групповые занятия, индивидуальные консультации учителей-наставников; посещение уроков с последующим анализом. Для отслеживания изменений в профессионально-личностном развитии учителей была разработана карта учета уровня сформированности профессионально-значимых качеств. Оценку развития по выделенным параметрам проводили руководитель МО, администрация и сам учитель. Сводная карта развития профессионально-значимых качеств служила основой для осуществления дифференцированного подхода к обучению учителей.
Считаю, что проводимая работа давала возможность не только повышать уровень своего педагогического мастерства, но и почувствовать свою значимость и предъявлять результаты своего труда свой опыт работы широкой общественности.
Роль учителя в реализации программы развития школы.
Распространение собственного педагогического опыта, участие в методических объединениях.
Изменение потребностей общества в функциональной и структурной трансформации школы стало одним из условий формирования направлений модернизации Российской системы образования. Образование стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Ключевыми становятся такие ориентиры как «социальная успешность» личности во всех ее проявлениях и качество жизни не как отсроченная ценность, а как результат социальной успешности. Социальная успешность зависит от образовательной активности семьи, мотивов и способностей самого ученика, возможностей среды, в которой идет процесс социализации и, конечно же, от качества деятельности образовательного учреждения. И в этих условиях повышается социальная ответственность школы, возрастает ее роль в создании условий для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, обеспечить социальную мобильность и адаптацию к различным условиям жизни.
Результатом вышеуказанных изменений стало прохождение курсов повышения квалификации в 2014г по теме: «Компетентостный подход в условиях реализации ФГОС по английскому языку в начальной школе» ,разработка рабочей программы и преподавание иностранного языка в соответствии с новыми требованиями в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения.
В рамках реализации программы я работала над темой «Способы создания проблемных ситуаций на уроках английского языка в начальной школе для формирования универсальных учебных действий младших школьников».
Но и до внедрения в систему образования ФГОС нового поколения работала над темой самообразования : « Использование методики проблемного обучения на уроках английского языка в начальной школе как средства формирования и развития познавательной активности младших школьников». Собственные наработки и успехи моих учеников демонстрировала не только на открытых уроках и заседаниях ШМО и РМО учителей предметников. В 2010 году, являясь победителем школьного этапа конкурса «Учитель года», принимала участие в муниципальном этапе конкурсе педагогического мастерства, где также демонстрировала опыт работы по применению эффективных методик при обучении английскому языку младших школьников.
Работа по распространению собственного педагогического опыта проявляется не только в рамках открытых уроков и участия в педагогических конкурсах, но и в публикациях методических материалов по проблемам обучения и развития детей. Являюсь активным участником различных педагогических интернет-сайтов, форумов и сообществ, где публикую свои разработки:
-конспекты и технологические карты уроков;
-рабочие программы по предмету и внеурочной деятельности;
-пособия для уроков:
- тесты и проверочные работы по классам ;- описание опыта работы.
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной.
Названия публикаций, даты и где распространялось, приведены в портфолио.
Результаты участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Результаты активного участия в работе методических объединений педагогических работников ( в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса), проф. Конкурсах. 2009/2010 Учебный год 2010/2011 Учебный год 2011/2012 Учебный год 2012/2013 Учебный год 2013/2014 Учебный год 2014/2015
Учебный год
РМО
учителей иностранного языка
(из опыта работы) Школьный этап конкурса « Учитель года»- победитель,
муниципальный этап- участник. Доклад «Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе Из опыта работы: «Использование ролевых игр на уроках английского языка в начальной школе Из опыта работы: «Проблемно-ситуативный подход как средство развития коммуникативной компетенции мл. школьников на уроках английского языка» ШМО учителей
Доклад, статья.
Из опыта работы)«Эффективные методики раннего иноязычного образования школьников в рамках ФГОС»-доклад «Урок английского языка в условиях реализации ФГОС»
-доклад Доклад +презентация видеоурока «Разработка технологической карты урока английского языка» «Способы создания проблемных ситуаций на уроках английского языка для формирования УУД младших
школьников.»Конечно, каждый новый учебный год приносил свои инновации в учебный процесс, в связи с этим менялись условия формирования и развития ключевых компетенций учащихся, но как всегда основным инструментарием своей работы считаю технологии и приёмы, которые также совершенствуются. Считаю целесообразным выделить в своей практике основные из них.
Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности.
Согласно программе развития школы в основаниях разработки условий для формирования и развития ключевых компетенций лежат следующие принципы: принцип открытости образовательной среды, принцип свободы выбора, принцип гуманизации, принцип педагогической поддержки, принцип природосообразности, принцип непрерывности образования, принцип вариативности, принцип сочетания инновационности и стабильности, принцип демократичности уклада школы социального воспитания. Данные принципы перекликаются с принципами личностно ориентированного подхода, который, учитывая запросы общества и времени, считаю более приемлемым в своей педагогической деятельности.
В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым “субъектным опытом”. Включить “субъектный опыт” в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, руководствоваться личностным отношением к учебной деятельности. В построении современного урока английского языка и повышения его качества мне помогает использование современных образовательных технологий, в том числе и ИКТ.
На своих уроках применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов. Несколько лет назад предпринимала попытки выстроить урок английского языка согласно технологии педагогических мастерских, но получилось, что не все можно реализовать на практик. Пришла к выводу, что данная технология более подходит к подготовке внеклассных мероприятий, классных часов, родительских собраний. Наиболее часто в своей практике использую технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, технологии современного проектного обучения ,проблемного обучения. а также информационные технологии. В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода на уроках способствует использование проектной методики. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д. Помимо предложенных авторами учебника проектов, стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Ребята 3-4 классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мои увлечения», «Любимые праздники» и т.п. Кроме того ученики 4 класса при помощи пакета программ Microsoft Office (Power Point, Publisher и др.) создавали презентации, придумывали буклеты, чтобы разрекламировать свой продукт, одежду, магазин и.т.д при изучении разных тем . В итоге получился сборник детских презентаций, который в дальнейшем использовался на уроках.
Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.
Актуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается в личностно ориентированной ситуации и через игру как основной вид учебной деятельности на уроке, приводящий к саморазвитию участников учебного процесса. Игра непременно содержит соревнование и конфликт, принятие роли и экспертную оценку результата, делает явными скрытые противоречия обыденной жизни, обостряет состояние состязательности, придает процессу учения черты непроизвольности. Именно в игре, как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки) позволяет совершенствовать познавательные способности учащихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Данный вид игр можно применять в работе над любым из видов речевой деятельности (я применяю и при обучении говорению, и аудированию, и чтению, а также при развитии различных навыков). Возраст учащихся также не имеет значения, варьируется содержательная часть, подбираются лексические единицы, подходящий языковой материал.
Игры могут быть грамматическими (построение вопросительных предложений, например, Is it a…?, Where is…?, Who is …?, etc.), лексическими (намеренные ошибки в употреблении слов, домино), фонетическими (например, разучивание и театрализация стихотворений, физминутки: хлопаем, топаем и т.п. как только услышим слово на определенный звук и др.), орфографическими (шифровки, ребусы и т.п.), аудитивными (тексты с нарушенной логической последовательностью повествования), речевыми.), которые способствуют формированию речевых навыков.
В 4 классах помимо дидактических игр, использую деловую игру, особенно при работе над развитием и закреплением навыков чтения и говорения. В основном - это исполнение ролей (например, пресс-конференции с обязательным участием всех учащихся, но роли они выбирают сами; могут быть и журналисты, и просто заинтересованные лица, но каждый из них готовит для себя - продумывает имидж, линию разговора). Самому событию предшествует длительная подготовка: чтение for detail, изучение дополнительных материалов, повторение грамматических структур, учет возможного развития событий и т.п.
Как и любые другие технологии, игровые технологии имеют свои плюсы и минусы. С моей точки зрения, их можно представить в таком виде:
Плюсы и минусы игровых технологий:
Плюсы Минусы
повышение мотивации к изучению предмета,
проявление самостоятельности учащихся,
формирование ответственности;
развитие творческих способностей;
учащиеся активно включаются в учебную деятельность и не просто запоминают и воспроизводят знания, а ещё умеют применять их на практике;
практическая значимость сочетается с созданием прочной языковой базы, служит развитию творческих умений и способностей учащихся;
хороший способ закрепления. сложности в оценке учащихся (порой даже четко проработанные критерии не помогают);
некоторые учащиеся отсиживаются (при работе в группах, например);
непредсказуемость хода игры (можно продумать все до мелочей, но дети есть дети, поэтому все может пойти по другому сценарию) – хотя… может это и плюс;
подготовительный этап занимает много времени;
не всегда можно уложиться во временные рамки;
не для любого материала.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, художников, хранителей времени, и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.
Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.
Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала. Во всех классах, в которых я работаю сложилась доброжелательная атмосфера. Учащиеся чувствуют себя на моих уроках достаточно комфортно, конфликтных ситуаций не бывает. Одним из факторов сложившихся отношений считаю обладание чувством юмора, а также учет психо - эмоционального состояния ребят на момент урока.
Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок. В своей работе использую технологию сотрудничества, которая, с моей точки зрения весьма продуктивна, так как дети раскрепощены и способны творить на уроке. Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства. В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так: собеседник, исследователь, фасилитатор (человек, создающий условия для учения), консультант. Рефлексивная деятельность учащихся достигается тем, что
а) даю возможность учащимся самостоятельно исправить свой ответ или предлагаю другим детям сделать это;
б) при неудачном исправлении ошибок сама даю правильный ответ;
в) воспитываю терпимое отношение к чужим ошибкам для сохранения мотивации и уверенности учащихся в себе;
г) откладываю коррекцию до конца задания;
д) записываю серьёзные ошибки во время ответов и возвращаюсь к ним, когда ученик закончил говорить;
е) стараюсь давать положительную оценку работе учащихся;
ж) у учащихся всегда есть возможность исправить оценку либо предоставить невыполненную работу в течение недели.
Считаю, что созданные мною условия позволяют учащимся чувствовать себя комфортно на уроках английского языка.
В последнее время все чаще обсуждается проблема использования современных информационных технологий в обучении. Новые информационные технологии – это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Возможности применения новых технологий существенно расширились. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей,в своей работе я имею уникальную возможность интегрировать изучение информатики и английского языка. В этих целях я активно использую ноутбуки и интерактивную доску, CD- Rom, включающие в себя игры, кроссворды, шарады, песни, считалки и другие увлекательные упражнения, направленные на закрепление пройденного лексического и грамматического материала в игровой форме. С помощью данного приложения можно решать целый ряд дидактических задач: отрабатывать произношение, формировать и развивать навыки чтения, совершенствовать умения письменной речи, пополнять словарный запас учащихся, отрабатывать грамматические навыки, и самое главное – формировать у младших школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.
В таблице представлены технологии, которые активно использую на своих уроках при обучении младших школьников иностранному языку.
Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ в собственной практике.
№
п/п Название используемой технологии Классы (группы),
в которых используется Обоснование применения Имеющийся или прогнозируемый результат
1. ИКТ
1,2,3,4 Современные требования к уроку ин. языка,
формирование познавательного интереса уч-ся. Повышение качества обученностиучащихся
2. Технология проблемного обучения
2,3,4 Развитие познавательнойактивности Повышение интереса к предмету и качества обученностиуч-ся
3. Игровые технологии 1,2,3,4 Эффективная
организация урочной деятельности Активизация деятельности уч-ся,
эффективность процесса обучения
4. Технология индивидуализации
обучения 2,3,4 Формирование индивидуальных способностей учащихся, оптимизация учебного процесса,
Предупреждение неуспеваемости учащихся Адекватный уровень формирования УУД ,преодоление индивидуальных пробелов в знаниях уч-ся.
5. Технология коммуникативногообучения иноязычной культуре 1,2,3,4 Обеспечение коммуникативной мотивации Устойчивое формирование коммуникативной компетенции учащихся
Хочется отметить . что использование в совокупности данных технологий на моих уроках во 2-4 классах даёт не только повышение интереса к предмету « иностранный язык», развитие познавательной активности учащихся, но и устойчивое формирование коммуникативной компетенции учащихся и как результат - повышение качества обученности моих учеников..
Система моей педагогической деятельности (совокупность методов, приемов, применяемых современных технологий на своих уроках, положительная психологическая обстановка на уроках, доброжелательные взаимоотношения с учащимися, вовлечение их в различные виды деятельности и.т.д) позволила добиться устойчивых результатов. Успеваемость составила 100%, что говорит о правильности выбранного мною направления организации учебной и воспитательной деятельности моих учащихся.
Любые виды контроля позволяют мне оценить правильность моих педагогических усилий и в целом увидеть и проанализировать результат освоения учащимися той или иной темы, раздела, грамматического явления или всего курса в целом, поэтому важно учесть как и что мы оцениваем на уроках иностранного языка. Ниже приведу примеры из собственной практики о видах и формах контроля освоения обучающимися образовательной программы по английскому языку.
В учебно-воспитательном процессе контроль как его органический компонент выполняет определенные функции, воздействует и на этот процесс, и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего.Эти функции весьма разнообразны и многоаспектны: проверочная, обучающая,, диагностическая, корригирующая, управленческая, мотивационно - стимулирующая, оценочная, обобщающая, воспитательная, рзвивающая. В своей деятельности использую следующие виды контроля:
Предварительный – необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащегося, о понимании им целей изучения иностранного языка, об индивидуальных особенностях личности, имеющих значение для овладения иноязычной речевой деятельностью в целях общения. Также он служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Считаю целесообразным использовать данный вид контроля при знакомстве с новой группой учащихся, при поступлении нового учащегося в класс, а также при оценке остаточных знаний после летних каникул.
На основании данного контроля вношу коррективы в календарно-тематический план, определяю, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на уроках с конкретной группой, намечаю пути устранения выявленных пробелов знаний учащихся.
Текущий контроль – один из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков учащихся. Он помогает выяснить непосредственно в ходе урока, насколько понятно излагаются новые сведения, в какой степени объяснение доступно учащимся, как усваиваются элементы нового материала. При выполнении учащимися упражнений и заданий ко мне поступает информация, т.е. показатели качества действий обучаемых. Эти показатели дают основания для принятия оперативного решения по коррекции хода обучения. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности, а также определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Данный вид контроля может быть индивидуальным и групповым.
Периодический (рубежный, тематический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Он предусматривает, как правило, проверку овладения учащимися определенными знаниями, умениями и навыками в результате изучения достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в четверть (контрольные работы, обобщающие уроки, зачеты, лексико-грамматические тесты). Он позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний, так как проводится через определенный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. От учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью данного вида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами.
Итоговый контроль – контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений у учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.
Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой.
Проведение итогового контроля имеет две особенности. Во-первых, проверке подлежат речевые умения в чтении, аудировании, говорении, письме. Это требование обусловлено тем, что проверка должна установить уровень коммуникативной компетенции в целом. Во-вторых, подобной проверке должен быть подвергнут каждый ученик в отдельности. Следовательно, проводится проверка с целью определения, достиг или не достиг каждый ученик требуемого уровня обученности. Главное требование к выбору формы и приемов контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем навыкам и умениям, т.е. видам речевой деятельности, которые они должны проверить.
Соотношение видов и форм контроля можно выразить с помощью следующей таблицы:
Вид контроля Формы контроля
предварительный Тестирование – а) индивидуальное, б) письменное; собеседование – а) индивидуальное и фронтальное; б) одноязычное или двуязычное
текущий Опрос (разные виды, в том числе тестирование), наблюдение
периодический Опрос (индивидуальный, комбинированный, взаимный), контрольные работы, тестирование
итоговый Контрольные устные и письменные работы, тестирование
Уровень познавательного интереса обучающихся.
В силу того, что предмет «иностранный язык» является одни из самых трудных предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. С этой целью стараюсь применять на уроках различные технические средства ( интерактивную доску, ноутбук, магнитофон, компьютер), разнообразить формы подачи материала (с включением игровых моментов. Привлекаю учащихся к участию в проектах, сценках(театральных) на языке, выпуску тематических газет, листовок, буклетов, созданию презентаций.
На протяжении всей своей педагогической деятельности являюсь инициатором проведения и участия моих учащихся в школьном, муниципальном и Всероссийском уровнях различных олимпиад и конкурсов. В данной таблице представлены результаты участия моих учащихся в различных конкурсах и олимпиадах по английскому языку. Это победители и призёры, учащиеся 2-4 классов. Свидетельства и дипломы, подтверждающие данные результаты находятся непосредственно в моём личном портфолио.
Таким образом, реализуя школьную программу «Одарённые дети» через участие своих воспитанников в разных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, за 5 лет подготовила и выявила :- 47 победителей и призёров школьного этапа олимпиады,
- 3 победителя и призёра муниципального этапа олимпиады,
- 36 победителей и призёров Всероссийских олимпиад и конкурсов.
В связи с плодотворной работой в данном направлении была награждена грамотами за плодотворную работу по развитию творческих способностей воспитанников, качественную подготовку учащихся к олимпиадам.
Удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями.
Формы внеурочной работы по предмету.
Я - учитель- предметник, а это значит, что я работаю не с одним классом, а с целой параллелью классов. В среднем, каждый учебный год 130 учеников под моим чутким руководством постигают тайны неродного для них языка. И конечно все дети разные - и по характеру, по уровню интеллектуальных способностей.
Используя личностно- ориентированный подход, я строю свою педагогическую деятельность в следующих направлениях : работа с одарёнными и неуспевающими детьми и детьми с ограниченными возможностями обучения.
Для работы с ребятами с низким или недостаточным уровнем обученности использую задания, соответствующие их способностям (карточки, репродуктивные виды упражнений, упражнения с опорой на образец и т.д.), использую для оценивания содержательную сторону, качественно характеризуя ответ учащегося. Считаю, что содержательная оценка учителя позволяет заложить основу для возникновения доверия учеников, способствует созданию атмосферы доброжелательности, психологического микроклимата на уроке, являющегося необходимым условием для реализации коммуникативной направленности обучения иностранному языку, формированием коммуникативной компетенции.
Также провожу консультации , если у ребят есть трудности при выполнении упражнений, при изучении грамматических структур и правил чтения, ребята ведут отдельные тетради. По окончании, ребята пишут проверочную работу . Наша совместная работа приносит пусть и невысокие ( 2-5 % повышения качества) результаты, но опять же для каждого отдельно взятого учащегося – это победа, часто у таких детей пропадает психологический страх « совершить ошибку», они проявляют активность на уроке, появляется интерес к дальнейшему изучению. Самое главное для меня – «английский» становится для них одним из любимых предметов.
Для детей, на базе школы организована кружковая работа..Цель такой работы – расширить кругозор и лексический запас ребёнка; расширить его творческий потенциал , предоставить возможность для более углубленного изучения учебного материала ; развить коммуникативные навыки , память, мышление, воображение, внимание ;повысить и поддержать мотивацию изучения английского языка и т.д.
В разные годы кружок посещали учащиеся 1 -4 классов.
С удовольствием и готовностью помочь откликаюсь на возникающие образовательные потребности учащихся. Ежегодно веду кружки для учащихся 1-4 классов « Весёлый английский» и «Не скучай-ка!».
Уделяю особое внимание учащимся с повышенными способностями к изучению иностранного языка, занятия кружков повышают продуктивность работы учителя и ученика, положительно влияют на мотивацию учащихся к изучению английского языка, на развитие коммуникативных, интеллектуальных, творческих способностей учащихся. В целом дополнительные занятия не только дают повышение качества знаний , но выявляют и устраняют пробелы каждого ученика, снимают психологический барьер и являются пропедевтическим курсом к переходу на следующую ступень обучения. Программу кружковой деятельности разрабатываю, учитывая возрастные особенности и потребности моих учеников в изучении определённых тем и грамматических явлений иностранного языка.
Для каждого класса были разработаны рабочие программы , причём содержание учебного материала, формы работы, методы были разными. :
1 класс - внеурочная деятельность по языку – это подготовительный этап - учащиеся приобретали элементарные представления о языке( алфавит, счёт 1-10, минимум лексического запаса и речевых клише по темам « Приветствие», « Животные», « Семья», « Действия», «Еда»). Занятия проводились 1 раз в неделю в игровой форме с применением обучающих компьютерных программ . Помимо устного вводного курса, учащиеся с удовольствием выполняли письменные задания в тетрадях для самостоятельных работ После изучения каждой темы ребята выполняли творческие задания : рисунки, открытки, закладки и т.д.;
2 класс - на этом этапе учащимся предоставляется возможность расширить лексический запас( « Времена года», « Моё тело», « Дом», « Одежда» ) и улучшить уже имеющиеся языковые умения и навыки.
Большим подспорьем для меня стали рабочие тетради для 2 класса в 3 частях «Английский язык «, автор- Шереметьева А.В, издательство « Лицей»,2007г.
Занимательные задания творческого характера , загадки, кроссворды, иллюстрации вызывают интерес, доступная форма преподнесения материала способствует его быстрому усвоению. Помимо этого, ребята с увлечением выполняют мини- проекты по различным темам
« Меню моего ресторана», « Любимое время года», «Мой друг», « Магазин одежды» ,» Лучший интерьер дома» и т.д.
Для более глубокого запоминания лексики я использую рифмовки, договорки, стихи и песни. По окончании курса, учащиеся запоминают около 10 небольших стихотворений и 6 песен.
Дети с удовольствием смотрят уроки английского языка на DVD
«Английский с Хрюшей и Степашкой», «Magic English» и др.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
При помощи мультимедийной доски, компьютера и компьютерных игр изучение нового языка становится увлекательным процессом. В моём рабочем арсенале есть целая коллекция компьютерных программ для детей младшего школьного возраста. Перечислю наиболее используемые:
Интерактивное игровое пособие «Английский язык? Запросто. Буквы, цифры, первые слова» и « Пополняем словарный запас», 1 С «Образовательная коллекция»,2011г;
« Антошка. Рецепты английского», ООО»Акелла»,2008г;
«Волшебный английский.Дисней», ООО»Новый диск»
Курс чтения «Учимся читать- Starting to read», ООО» Студия ДОКА»,2006г
Интерактивное пособие « Чудо- словарик» ,компания «Магнамедия»,2007г;
« Микки Маус. Учимся и играем», ООО»Новый диск»
«Чебурашка учит английский», ООО»Новый диск»
«Английский для школьников 1-4 класс», 1 С «Образовательная коллекция»,2007г;
«Баба –Яга за тридевять земель. Начинаем учить английский»,
ООО» МедиаХауз»,2005г и др.
3-4 класс- на этом этапе осуществляется знакомство со страноведческим материалом – историей, традициями и праздниками ( Пасха, Рождество, День матери, День благодарения, День святого Валентина ) англоязычных стран, а также особое внимание уделяется грамматике английского языка.
Подача материала осуществляется при просмотре тематических презентаций, видеороликах. Полученную информацию учащиеся отражают в таблице.. Здесь важно нацелить ребёнка на конкретный результат , придать уверенность в своих силах, поскольку повторение и закрепление грамматического материала отрабатывается учащимися самостоятельно.
В нашей школьной библиотеке имеется много пособий, позволяющих достаточно хорошо устранить имеющиеся пробелы в знаниях и улучшить лексико – грамматические навыки. Для решения данных задач я рекомендую своим ученикам использовать книги из серии «Умный кролик»( автор- Илюшкина А.В. Правила и упражнения по английскому языку , 3-4 класс.- Спб.: Издательский дом «Литера»,2009г), а также дидактические материалы к УМК « Enjoy English» - «Английский язык .Тесты для 3-4 класса» под редакцией Е.Г.Вороновой.- М.; Айрис-пресс, 2009г. Практическая деятельность осуществляется при подготовке к различным конкурсам и олимпиадам. И как правило есть результат- мои воспитанники становятся победителями и призёрами разных конкурсов по английскому языку, а в целом легче усваивают такой трудный язык уже непосредственно на уроках.
Наша школа, наряду с другими учебными заведениями Кагальницкого района осуществляет программу интегрированного так называемого «инклюзивного» образования детей с ОВЗ. Учебная программа обучения и развития сугубо индивидуальна с учётом возможностей для каждого ребёнка.
Индивидуален также учебный план, рабочая программа и содержание материала, система оценивания и мониторинга. В рамках данной программы я осуществляю индивидуальное обучение с учащимися, имеющие ОВЗ ( 1 раз в неделю).
В 2014г разработала программы индивидуального обучения для учащихся 2-4 классов. Каждую четверть осуществляю сбор информации об образовательной деятельности учащихся; провожу аналитическую обработку полученных данных, которая позволяет проследить динамику развития учащегося или ее отсутствие; своевременно реагирую на выявляющиеся проблемные моменты; оказываю поддержку ребенку в его продвижении, работаю вместе с ребенком на достижение положительной динамики; корректирую образовательный процесс вместе с учащимся и учителями; осуществляю взаимосвязь между школой и родителями.
Взаимодействие с родителями, коллегами.
Безусловно, одним из важнейших факторов успешности ребенка в школе является неравнодушное отношение его родителей ко всему тому, что происходит с ним в школе и за ее пределами . В работе с родителями я всегда открыта к диалогу, готова к сотрудничеству, доброжелательно настроена, стараюсь найти подход к каждому. Об успехах учащихся в изучении английского языка сообщаю родителям посредством записи в дневник слов «Молодец!», «Умница!», «Очень хорошо!», Для выстраивания «пути» развития коммуникативных способностей своих учащихся , проводилась работа с родителями и она была выстроена на основе технологии «педагогические мастерские»., понимание и готовность родителей оказывать необходимую поддержку и помощь детям приходит, когда они владеют достаточно необходимой информацией о способностях своих детей, используемом УМК и его особенностях, стандартах и какие требования они предъявляют к учащимся при изучении иностранного языка., каковы требования к уроку, оценивание; пособы закрепления, отработки изученного материала (выполнения с домашнего задания) в разных видах речевой деятельности. Родители были ознакомлены с основными положениями рабочей программы , конечно же среди родителей( равно как и среди учащихся) проводится анкетирование с целью выявления проблем, трудностей при изучении детьми иностранного языка. Полученные результаты проанализированы и сведены в единые проблемные карты учащихся, на основе которых предполагалось выстраивание дальнейших действий по устранению обозначенных проблем (при дальнейшем обучении английскому языку младших школьников.)После таких проведённых бесед намечается тенденция к улучшению ситуации при освоении младшими школьниками такого трудного предмета «иностранный язык».
Залогом успешной, творческой, интересной работы, по моему мнению, является дружный, сплоченный коллектив, стремящийся к единым целям, готовый к изменениям. Относительно своих коллег могу сказать, что мне повезло работать именно с такими людьми, которые всегда поддержат, помогут советом. По своему характеру я человек, доброжелательный, искренний, относящийся хорошо к людям. С коллегами поддерживаю дружеские ровные, хорошие отношения. Конфликтных ситуаций за время моей работы в школе (11 лет) не было.
Трудности в профессиональной деятельности и паны на будущее..
С момента введения стандартов нового поколения столкнулась с проблемой нехватки методических материалов для подготовки к урокам, в условиях внедрения ФГОС. Для решения данной проблемы стараюсь изучать новинки литературы, пользуюсь Internet . Большую проблему также составляет недостаточное материально-техническое обеспечение кабинета иностранного языка – он просто не соответствует требованиям времени и современных учащихся (для более качественного обучения и поддержания стабильного интереса к предмету конечно же необходим современный оборудованный лингафонный кабинет, различные мультимедийные обучающие программы.
Оглядываясь на пройденный мной путь, можно сделать вывод , что были на нём победы и огорчения, взлёты и падения ; кажется, что многое уже сделано. Но впереди ещё многие мои замыслы предстоит воплотить в жизнь. Например, продолжать профессионально совершенствоваться, разработать свой собственный сайт, разработать « языковое портфолио» для учащихся ,а также «сподвигнуть» как можно больше своих учеников на участие в различных конкурсах и олимпиадах по иностранному языку.
Успехи моих учеников- мои успехи, а значит надо действовать.!!!