Ы и И после Ц
Правописание Ы-И после Ц
Цель урока:
1. Обучающая цель: - познакомить с новым опознавательным признаком – наличием [Ц] перед гласным, с правописанием Ы-И после Ц; - научить правильно обозначать орфограмму; - повторить правописание О - Е после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок на З - С, пунктуацию в сложноподчиненном предложении; - расширить лексический запас учащихся. 2. Развивающая цель: -развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3. Воспитывающая цель: -вызвать интерес к урокам русского языка.
Краткое описание:
Фонетическая зарядка. Проверка домашней работы. Опрос по карточке. Изучение нового материала (постановка проблемы) Изучение нового материала. Творческое задание(создание кроссворда, карточек). Итог урока. Задание на дом.
Ход урока.
1. Фонетическая зарядка.
- Запишем сегодняшнее число, « Классная работа ».
-Отгадайте звук по «паспорту»: [?] – согласный глухой непарный, твердый непарный. ([Ц]).
- Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока, а пока повторим изученное. К доске пойдет один ученик для работы по карточке, а мы проверим домашнее задание (упр.133)
2. Проверка домашней работы.
Взаимопроверка.
Объясняется правописание слов, в которых дети допустили ошибки. Обращаем внимание на произношение слов.
3. Опрос работающего у доски по карточке.
Карточка.
Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.
С…дел на ж…рдочк…, р…сток крыж…вника, ш…рты, ш…пот, расч…тливый, беч…вка, находился в состоянии ш…кА.
Способ проверки – «светофорами».
- Объяснить лексическое значение слов:
Бечевка – тонкая веревка.
Бечева – прочная толстая веревка, канат.
Шок – потрясение, расстройство.
4. Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации.
- Переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого обратимся к материалам для наблюдений и определим тему урока.
Учитель произносит слова
станция улицы
цирк Синицын
циркуль цыпленок
- Какие звуки слышатся во всех словах? (ЦЫ)
- А посмотрите, как написано (открывается материал для наблюдения).
- ЦЫ и ЦИ.
- Почему? Наша задача – разобраться, когда после Ц нужно писать Ы, а когда – И.
- Какова же тема нашего урока?
- Сформулируйте ее. («Правописание Ы – И после Ц»)
Учитель записывает тему урока на доске, дети - в тетрадях.
- Чтобы узнать, когда после Ц пишется Ы, а когда – И, отправимся на веселый урок.
Задание учащимся: прослушать и заполнить табличку:
ЦыЦи1) 1)
2) 2)
- Тррррр! Начинаем веселый урок. Мои дорогие помощники, берегитесь! К сегодняшнему уроку я приготовила особое задание.
- Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой Ц, и вы должны определить, что писать: ЦЫ или ЦИ. Готовы?
Цыпленок в цирке выступал
Играл он на цимбалах,
НА мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦЫ, где ЦИ.
А вы знаете?
- По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И…
- Кроме тех случаев, когда пишется Ы. Первое: в окончаниях слов. Например: синицы, птицы, молодцы.
- И огурцы!
- Верно, везде Ы, потому что это окончания слов. Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН. Например: сестрицын, курицын.
- Значит, и цыпленок через Ы?
-Почему?
-Потому что цыпленок – курицын сын.
- Цыпленок действительно пишется через Ы, но совсем не потому. Просто цыпленок одно из пяти слов, которые надо запомнить:
Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц»!
Во всех этих словах пишется: Ы после Ц. Запомнили? А чтоб не забыли, одноклассница споет вам маленькую песенку, в которую входят все эти слова.
Цыган цыпленка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыпленок услыхал-
Станцевал на цыпочках.
- А где еще два слова?
- Да, где ЦЫЦ и ЦЫКНУЛ?
- Сейчас будет.
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьется,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвется.
- Ну что, цыплята, вам все понятно?
Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ЦЫ и ЦИ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
-Веселый урок закончен. Теперь составим табличку:
5. Закрепление изученного.
-Устный орфографический разбор.
Дети объясняют правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом, и графически обозначают орфограмму.
Делегация, цилиндр, девицы, птицын хвост,
смуглолицый, цыкнуть, репетиция,
операционная, акация, лисицына лапа.
- Предупредительное осложненное списывание.
Вставить пропущенные буквы в слова, записанные на доске.
Рац…я, Цариц…но, зеркальц…, афганц…, ц…гейка,
ц…клон, ц…ганский, взять под уздц…,
мультипликац…оный фильм.
-Объяснить лексическое значение слов:
Рация – переносная станция.
Цигейка – стриженый и крашеный мех овцы.
Циклон – вихревое движение атмосферы с осадкам
-Кроссворд.
Узнать слова по лексическому значению, объяснить правописание.
· Точная выдержка из произведения (цитата).
· Коренной переворот в жизни общества (революция).
· Встать на кончики пальцев (на цыпочки).
· Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).
· Выравнивать, обрабатывать деревянную поверхность специальным инструментом (циклевать).
· Систематизированное собрание каких-либо предметов (коллекция).
6. Словарная работа.
Подобрать однокоренные слова к слову коллекция. (Коллекционный, коллекционировать, кол).лекционер7. Объяснительный диктант с самопроверкой по контрольной карте.
В экспедиции ученые собрали богатую коллекцию насекомых, среди которых были даже цикады.
Цикада – хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.
8. Подумайте: слова ц…лина, ц…на на это правило? Докажите.
Итог урока.
a. С чем познакомились на уроке?
b. Как будем узнавать новую орфограмму?
c. Каков опознавательный признак изученной орфограммы?
d. Что нужно знать, чтобы правильно писать: И или Ы после Ц?
Задание на дом: параграф 23, упр.135,137.