Мастер-класс на тему Работа с текстом на уроках литературного чтениядля учителей начальных классов


Мастер – класс
на тему:
« Работа с текстом
на уроках
литературного чтения».
Подготовила:
Разяпова Римма Рафкатовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1 с.Юмагузино
2017 г.
Мастер – класс на тему:
« Работа с текстом на уроках литературного чтения».
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.
Психологический настрой «Кувшин счастья»
Уважаемые коллеги, предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, поднимите руки вверх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хорошую и плодотворную работу.
Слайд 1.

- Посмотрите внимательно на картину. Что вы можете сказать об этой картине?
- Уважаемые коллеги, перед вами карточка № 1. Прочитайте четверостишия и выберите самое подходящее к данной картине. Объясните свой выбор.
Слайд 2
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Ф.И.Тютчев
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. К. Толстой
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
Слайд 3 ( картина и стих)
- А теперь давайте составим три связанных предложения по картине. ( запись предложений на доске). Прочитайте предложения с различной интонацией.
- Что у нас получилось? ( текст)
- Предположите, какой теме будет посвящён мастер-класс.
Слайд 4 « Работа с текстом на уроках литературного чтения»
Слайд 5
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Многолетний опыт работы в школе показывает, что мы учителя начальных классов, обучая детей чтению, больше внимания уделяли технической стороне чтения, а параметр « осознанность чтения» рассматривался на последнем месте.
Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по- новому взглянуть на само определение значения слова « чтение». Не случайно ФГОС включает в метапредметные результаты освоения в качестве обязательного компонента: овладение навыками смыслового чтения, строить речевое высказывание в соответствии задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. - Так какова же методика работы с текстом? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним сколько этапов работы над текстом? (ответы)
I. - Уважаемые коллеги! Возьмите, пожалуйста, карточки зелёного цвета. Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении?
- На каком этапе работы над текстом мы задаём этот вопрос? (ответы)
- Какие ещё виды работ можно провести на этом этапе? (1 Фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. 2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия. Дети постепенно осваивают предлагаемую технологию работы с текстом, потому что понимают ее смысл). - Какова цель работы на этом этапе?
На доску вывешиваются карточки
Работа с текстом до чтенияЦель: развитие такого важнейшего читательского умения, как
антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание
текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. 
II. Прочитайте внимательно текст про себя.
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Сколько абзацев в этом тексте?
Прочитаем первый абзац.
- Что описывает автор?
- Какое слово повторяется в 1 и во 2 предложении второго абзаца? Почему?
- Почему тихо в осеннем лесу?
- Кто из вас побывал в осеннем лесу? Какие чувства испытали?
- Совпадает ли описание леса с тем, что увидели вы в лесу?
- Какой этап работы над текстом выполнили? Какова цель этого этапа?
На доску вывешиваются карточки
Работа с текстом во время чтения Цель: достижение понимания текста на уровне содержания
Какие ещё виды работ можно провести на этом этапе?
III. Определите тип текста: повествование, описание, рассуждение.
- Определите главную тему текста?
- Определите главную мысль текста?
- Как бы вы озаглавили текст? Почему?
- Обратимся к карточке № 1. Какое из стихотворений наиболее подходит к данному рассказу?
- О ком мы сегодня не говорили?
Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Для учащихся 3-4 классов рассказ учителя о писателе можно чередовать с сообщениями, которые дети готовят самостоятельно. 
Какой этап работы над текстом выполнили? Какова цель этого этапа?
Работа с текстом после чтения  Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание
основной мысли, подтекста – «чтение между строк»). 
1. На этом этапе учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк». 2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. 3. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т. д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в изображении фрагмента. Учитель еще раз обращает внимание детей на иллюстрацию. Дети размышляют, к какой части текста нарисована иллюстрация, какое выражение на лицах героев и т. д.
IV. - Уважаемые, коллеги! Подводя итог нашей работе, давайте составим синквейн со словом текст и зачитаем.
Анализ различных подходов позволил выделить следующие показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению:
1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения.
2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
3. Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.
5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.
6. Стремление к оригинальности.
7. Проявление самостоятельности в работе.
8. Умение преодолевать возникшие трудности
V. Вот прошёл мой мастер-класс.Попрошу, коллеги, вас:Чтоб урок пошёл всем впрок,Подвести простой итог!Если мастер- класс полезен,Или просто интересен,Поднимаем синий шар!Шар зелёный – непонятноИ приемы все невнятны!Раз ,два, три, четыре, пять – Начинаем надувать!А теперь шары подняли,Всему залу показали!В зале море, посмотри,Так итог мы подвели.
Карточка № 1
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Ф.И.Тютчев
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. К. Толстой
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
Карточка № 2
Лес осенью.
И. Соколов-Микитов
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Карточка № 3
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. 
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. 
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).