Доклад Развитие личности младшего школьника средствами математики
Развитие личности младшего школьника средствами математики.
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость
и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Что мы понимаем под словом «личность»? Личность – человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди других людей в обществе. В период младшего школьного возраста достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка.
В младшем школьном возрасте можно наблюдать элементарные проявления математических способностей. Математика вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания. Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому, нам учителям, необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету.
Я, как учитель, удивляюсь красоте и мощи математических методов и стараюсь заражать этим своих учеников. Но мы должны быть очень терпеливыми, поскольку не вправе ожидать мгновенных результатов. Математика – наука «замечательная». В ней нужно замечать, а для этого следует побуждать учеников к поиску истины. Это значит, что на каждом этапе школьного математического образования нужно учить детей наблюдать, сравнивать, замечать закономерность. Важно учить школьников самостоятельно строить определения и показать, что в математике почти ничего не нужно зазубривать – следует понять, научиться применять и тогда все запомнится само собой.
В настоящее время в связи с развитием рыночного типа экономической системы, обществу нужны граждане, обладающие математическим мышлением. Программа по математике указывает на важность формирования у учащихся навыков логического мышления, развития пространственных представлений, воображения и творческого мышления, так как в основе любого мышления лежат мыслительные операции: анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация.
На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета. Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы: математический и арифметический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, «круговые» примеры. В него входит решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами. С помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию.
Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Он помогает мне, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников. Устный счет может быть построен в следующей форме:
задания на развитие и совершенствование внимания: найди закономерность и реши пример, продолжи ряд;
задания на развитие восприятия, пространственного воображения: нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.
задания на развитие наблюдательности: найдите закономерность, что лишнее?
В настоящее время в качестве одного из главных критериев математического развития личности многие психологи рассматривают уровень развития пространственного мышления. Поэтому целесообразно начинать знакомить детей, только что пришедших в школу, с понятием «ориентация в пространстве». Под этим понятием понимается установление положения того или иного предмета в пространстве. Детям необходима некоторая тренировка в построении схем взаимного расположения предметов (точек), линий и плоскостей. В решении этих задач особое место принадлежит геометрии.
Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальных объектов действительности: среди всех их свойств они рассматривают только размер, форму, положение предметов в пространстве. В процессе изучения геометрического материала учащиеся накапливают запас геометрических представлений и понятий; знакомятся с некоторыми величинами; приобретают навыки работы с инструментами; усваивают геометрическую терминологию.
В геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира. Искусство оригами как нельзя лучше подходит для решения данных задач. На уроках технологии можно познакомить ребят с основными приемами техники оригами. Особенности этих приемов таковы, что уже на этапе ознакомления с ними учащиеся отрабатывают основные геометрические понятия.
Развитию пространственного воображения мне помогают графические диктанты. Они учат ребенка ловкости при обращении с ручкой и карандашом, точности в движении руки, помогают расширять кругозор ребенка. При частом выполнении таких упражнений у ребенка появляется устойчивое сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Чтобы суметь смоделировать геометрическую задачу, на уроках математики я использую геоконт. Главное достоинство геоконта состоит в возможности быстрого построения геометрических фигур. При этом не требуется ни бумага с карандашом, ни доска с мелом, не нужно ничего стирать: любую конфигурацию можно быстро изменить или построить заново. Применение геоконта поможет реализовать на уроках следующие развивающие задачи:
развитие логического мышления, привитие элементарных навыков анализа и синтеза;
развитие умения делать четкие выводы на основе наблюдений и практических действий при моделировании фигур;
развитие пространственных представлений;
ознакомление со свойствами геометрических фигур на практическом уровне.
Основная нагрузка в процессе обучения должна падать не на память учащихся, а на их мышление. Другими словами, основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний школьники должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Самостоятельное приобретение учащимися новых знаний – это процесс творческий. Что же такое творческий процесс?
Самая главная его характеристика – это умение, способность использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях. Часто творческий процесс рассматривается в виде трех взаимосвязанных этапов:
ученик ставит задачу и собирает необходимую информацию;
ученик изучает задачу с разных сторон;
ученик доводит начатую работу до завершения.
Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи, и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний.
Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Если выпускник школы будет работать в области науки, техники, культуры, ему тем более необходимы знания, помноженные на практические ориентиры, чтобы преобразовать действительность, и в том и в другом случае ему сможет помочь воспитанный в школе интерес к познавательной деятельности.
Список литературы:
Крутецкий В.А. "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]""Просвещение", Москва, 2009г.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., Тривола, 2005г.
Соколова Г.А., педагог дополнительного образования ЦДТ «Факел», пос. Кольцово, Новосибирская область. Научно-методический журнал «Сибирский учитель», 2008г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Психологические научные конференции. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.
Журнал «Начальная школа», газета «Первое сентября», 2009, 2010,2011г.