Доклад к защите Методической разработки темы Атмосфера 6 класс


Нижегородский институт развития образования
Кафедра естественнонаучного образованияАттестационная работа на высшую категорию
Доклад к презентации:
«Методическая разработка раздела образовательной программы»
Тема разработки:
« Атмосфера», 6 класс.
Выполнила:
Учитель географии
МОБУ СОШ №20 имени В.Г.Рязанова
Балахнинского района
Эрментраут Людмила АльбиновнаОбразование: высшее
Квалификационная категория: высшая
Педагогический стаж: 20 лет
Контактный телефон: 8960197 34 30
Нижний Новгород
2014
Слайд 1.Здравствуйте, меня зовут Эрментраут Л.А.
Я представляю защиту методической разработки раздела образовательной программы по теме «Атмосфера» 6 класс.
Пояснительная записка:
Слайд2 Методическая разработка раздела образовательной программы для 6-го класса общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования по географии. ФГОСы второго поколения служат ориентиром новых подходов к обучению географии и перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.
В разработке учитывается основная цель современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов.
Слайд 3 Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природном и социально-экономическом (повседневном) окружении подростка, следовательно, географические знания могут стать базой для разнообразия практической деятельности в творческом росте его личности.
Большое значение в курсе географии играет раздел «Атмосфера». Знания этой темы человеку необходимы всегда, а чистая атмосфера - это необходимое условие благополучного существования всего живого.
Слайд 4
В основе разработки положена программа«География.Начальный курс».6 класс (35 часов). Автор-составитель Е.М. Домогацких. Среди множества программ, подготовленных в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, я выбрала программу линии Домогацких Е.М. потому что,
Во-первых, содержание программы и учебников направлено на реализацию личностно-ориентированного, гуманистического подхода в формировании ключевых компетенций учащихся на основе системно-деятельностного подхода в обучении с усилением блока прикладных знаний, что является отражением современных тенденций обновления школьного географического образования.
Во-вторых, учебники имеют гриф «Рекомендовано» и входят в состав завершенной предметной линии. Завершенная предметная линия учебников представляет собой совокупность учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени обучения.
Слайд 5 Данные учебники учитывают возрастные особенности специфики восприятия учащимися на которые в своей разработке опиралась ия для подбора форм и методов работы. Это
Подростковый возраст, состояние поиска своего «Я»;
Ведущая деятельность - общение со сверстниками;
Развитие интеллекта связано с развитием творческих способностей;
Большую ценность имеет признание умений и достижений (соревновательный аспект);
Живой интерес к предмету;
Достаточно широкий кругозор, но географические знания на уровне фактов, ярких зрительных образов.
Слайд 6 Очень часто в этом возрасте у ребёнка возникает ситуация «Ничего я не хочу!». Это связано с отсутствием мотивации. Чтобы этого не происходило, нужно ребёнка заинтересовать и создать ему возможность активной деятельности.
Слайд 7 В основу всей разработки я положила следующий эпиграф – высказывание Сухомлинского “Страшная опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере – мысли , т.е. на уроке»
Слайд 8 Главной мотивацией при изучении темы будет являться цель разработки: Создание условий для осознания учащимися важности атмосферы для жизни на Земле и влиянии её на человека, его здоровье и деятельность. Она проходит сквозной линией через уроки всей темы
Дети замотивированы также через практическую значимость темы, а именно в ближайшей перспективе:
- Использовать знания, умения, творческие способности, приобретённые в ходе учебной деятельности, для оформления и создания календаря наблюдения за погодой.
- Самостоятельно представлять результаты исследования на конференции во время предметной недели. 
В дальнейшей перспективе:
Применить знания о необходимых мерах сохранения природы, здоровья и жизни человека в случае природных стихийных явлений атмосферы в дальнейшей жизни.
Применить свои знания, способности и умения для проведения дальнейшей учебно-познавательной и исследовательской деятельности в разных предметах.
Знания нужны при выборе профессии в различных областях.
Слайд 9. Соответственно были поставлены следующие задачи разработки. Слайд 10, 11 Посмотрим, как же реализовывались они.
Слайд 12 за основу была положена система Занкова Леонида Владимировича, по которой учились дети 6 а класса с начальной школы,
Переход на слайд 13. Уроки строятся согласно основным принципам и свойствам системы, по которым особая роль принадлежит учебной задаче,
Переход на слайд 14 Вот система учебных задач по теме. Данная схема показывает на каком уроке над какими задачами мы работаем.
Переход на слайд 13. Система Занкова позволяет нам включить всё разнообразие технологий методов и форм работы с детьми. Вернёмся к поставленным задачам, посмотрим на примеры работы по ним.
Переход на Цель:
Одна из поставленных задач - Воспитывать в себе ответственное отношение к своему труду и уверенность в собственных силах через систематическое, аккуратное ведение календаря наблюдения за погодой. .
Переход на слайд Слайд 23 Вот такие результаты труда у нас получились. И пусть не все розы ветров похожи одна на другую, как бы должно быть, если бы все записывали показания правильно, на их примере учащиеся смогли разобраться в своих ошибках и пожурить себя за ведение календаря наугад. Переход на слайд Цель:
Воспитывать в себе экологическое сознание охраны атмосферы от загрязнений. Слайд 16
Я руковожу экологическим кружком и в весенние каникулы в рамках работы кружка учащиеся 6 а класса, когда им было предложено выбрать вид деятельности для работы, предложили мне убрать территорию леса возле школы от мусора, « чтобы младшие школьники не дышали плохим воздухом» Отсюда я поняла, что чем-то их зацепила.
Переход на слайд Цель:
Формировать умения работать в группе — устанавливать рабочие отношения.
Слайд 19 Здесь вы можете увидеть разные Формы организации деятельности учащихся, которые я использую, одной из них является групповая работа. Она бывает практически на каждом уроке.
Переход на слайд Цель: а затем на слайд 10 познавательные задачи осуществлялись , например через работу с методическим аппаратом учебника,
Переход на Слайд 15 который включает в себя огромные возможности для реализации деятельностного подхода, с помощью него учащиеся анализируют графики, делают выводы по таблицам, изучают понятия.
и Атмосфера Урок 1 PowerPoint.pptx а также через работу с презентациями.Это презентация для первого урока темы
Переход на слайд 11В ходе усвоения раздела программы школьники будут развивать разные виды мышления, хочу показать вам пример работы с Электронными образовательными ресурсами
ЭОРы, работа с моделью показывающей зависимость показаний гигрометра и барометра и состояние погоды. Эта работа очень заинтересовала ребят, во время урока «погода»
А также исследовательские способности через умения определять основные показатели погоды по приборам и делать обработку результатов, а именно, строить розы ветров, диаграмм облачности по имеющимся собственным данным.
Переход на слайд Слайд 22 Так мы работаем. Здесь нам тоже помогают ИКТ, например построение розы ветров с помощью презентации проходит быстро, и дети все что нужно сделать наглядно
видят и легко понимают
Переход на слайд Роза Потому, что дан алгоритм действий, легко и учителю все объяснить.
Переход на слайд 11
через умения наблюдать за облаками и облачностью, зарисовывать облака, описывать наблюдаемую погоду. Переход на Слайд 18 Эти рисунки принесла Позднякова Наташа после практической работы по зарисовке облаков.
Через творческое решение учебных и практических задач по оформлению календаря наблюдения за погодой, практических работ и рисунков
Переход на слайд Рисунки учащихся, создания сообщений и презентаций Переход на слайд Погода.ppt
Слайд 24 Ну а теперь оценочные результаты как вы видите, оценки разные, показатели качества неплохие: Итоговой тестовой работы, она представлена в приложении - 76%, здесь учитывались разноуровнерые показатели ответов, так вопросы под №13 и 5 стоят под звёздокой, что говорит о сложности вопроса, детям объяснялось, что эти задания на дополнительную работу по желанию. Из 25 человек с ними полностью справилось 3.
Слайд 25 Практическая работа дала 80 % качества. Здесь я не использовала критерии в оценивании 100% правильность и точность, больше ставила оценку за творческий подход в реализации поставленных задач, чтобы создать у ребёнка ситуацию успеха и создание желания хорошо работать дальше и сотрудничать с учителем.
Слайд 26, 27Я считаю, что я достигла ожидаемых результатов своей разработкой. Осталось только в конце года заслушать ребят с лучшими работами на практической конференции НОУ школы. Чтобы может в дальнейшем привлечь их к работе в НОУ с наблюдениями за погодой и представлять себя и своих работ в районе.
Слайд 28, 29Для написания своей работы я использовала следующую литературу и сайты Интернет