Аттестационная работа Организация внеурочной проектной деятельности по английскому языку учащихся 5 классов

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



Допущена к защите
зав. кафедрой ТиМЕМО и ИКТ,
канд.физ.-мат.наук К.В. Бухенский
« » 2015 г.

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
по специальности
«ПЕДАГОГИКА. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»


Тема «Организация внеурочной проектной деятельности по английскому языку учащихся 5 классов»







Руководитель: зав. каф.ТиМСГО,
канд. пед.наук, доцент Н.В. Мерзлякова
__________________________________
Ф.И.О. слушателя: А.А. Марина




Рязань 2015

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................
3

§1 Особенности организации проектной деятельности учащихся 5 класса..........................................................................................................

7

Психолого-педагогические особенности развития детей 10-12 лет...................................................................................................
История формирования метода проектов..................................
Метод проектов как образовательная технология


8
12
14


§2 Практические аспекты организации внеурочной проектной деятельности по английскому языку в 5 классе
25

Проектная деятельность в классно-урочной системе и за ее пределами. .......................................................................................
Особенности разработки программы внеурочной проектной деятельности учащихся 5 класса «Учимся учиться: проект «Школьная газета на английском языке» .....................................

26



33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................
38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................
41

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................
44







ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие системы образования. Повышение эффективности образования, переход к его новому качеству является важнейшим вектором модернизации современной школы.
Федеральные государственные стандарты, последовательный переход на которые осуществляется во всех школах страны, через реализацию системно-деятельностного подхода должны обеспечить, в том числе, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей. В связи с этим особая роль в системе образования отводится внеурочной деятельности, поскольку именно эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, постоянная активная учебно-познавательная деятельность обучающихся, способствующая саморазвитию и непрерывному образованию, позволят обеспечить необходимый уровень качества образования в целом. Вместе с тем в новых условиях важным также является выбор наиболее результативных методов обучения, к числу которых относится «метод проектов». Проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, формирование и совершенствование универсальных учебных действий в процессе осуществления проектной деятельности. Таким образом, в условиях реализации системно-деятельностного подхода к обучению «метод проектов» может рассматриваться как один из наиболее эффективных методов для использования и в урочном, и во внеурочном образовательном процессе по всем предметным областям, в том числе по иностранному языку.
Предмету «Иностранный язык» принадлежит важное место в системе образования школьников. Он помогает формировать коммуникативную культуру обучающихся в условиях поликультурного и многоязычного мира, расширяет кругозор и способствует речевому развитию детей. Без владения иностранным языком как средством межкультурного общения невозможна активная жизнь и успешная карьера в современном обществе. Несмотря на то, что в настоящий момент преподавание иностранного языка как учебного предмета в системе общего образования осуществляется на протяжении десяти лет (со 2 по 11 классы), безусловно, важной является дополнительная внеурочная работа с обучающимися по иностранному языку.
Учитывая вышеизложенное, тема организации внеурочной проектной деятельности учащихся 5-х классов по английскому языку была выбрана не случайно, а по причине своей особой практической значимости.
Актуальность выбранной темы определяется потребностями современной школы и задачами модернизации образования, предполагающими развитие потенциала личности ребенка, достижение обучающимся предметных, метапредметных и личностных результатов не только в рамках учебных занятий, но и во внеурочной деятельности.
Объектом исследования стала внеурочная проектная деятельность по английскому языку на уровне основного общего образования.
Предмет исследования – средства и способы организации внеурочной проектной деятельности по английскому языку учеников 5 классов.
Цель исследования – разработка научно обоснованной программы элективного курса «Учимся учиться: проект «Школьная газета на английском языке», направленной на осуществление внеурочной проектной деятельности учащихся 5 классов.
Цель исследования предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
изучить психолого-педагогическую литературу с точки зрения выявления возрастных психолого-педагогических особенностей развития детей 10-12 лет;
рассмотреть специфику проектной деятельности с точки зрения ее образовательного потенциала;
рассмотреть специфику использования метода проектов во внеурочной деятельности по иностранному языку;
разработать и апробировать программу элективного курса «Учимся учиться: проект «Школьная газета на английском языке».
Методологической основой исследования являются деятельностный и личностно ориентированный подходы в обучении (Л.И.Божович C.JI. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); личностно ориентированный подход в преподавании иностранного языка (И.Л. Бим, Н.И. Гез, И.А.Зимняя); исследования сущности проектной деятельности и применения метода проектов в обучении иностранному языку (Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Я.М. Колкер, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, И.Д.Чечель).
Практическая значимость проведенного исследования заключается непосредственно в самой возможности использования представителями педагогического сообщества программы элективного курса во внеурочной работе. Материалы могут быть интересны учителям и преподавателям иностранного языка образовательных организаций, педагогам центров развития творчества детей, студентам педагогических вузов, а так же родителям школьников, что немаловажно при оказании посильной помощи на этапе выполнения любой образовательной деятельности.
Основная идея данной исследовательской работы заключается в том, чтобы на примере организации внеурочной проектной деятельности по английскому языку показать преимущества данного метода и предложить использовать накопленный опыт в тех образовательных организациях, которые готовы взглянуть на свою работу по-новому.
Работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и приложения в виде программы элективного курса «Учимся учиться: проект «Школьная газета на английском языке» для учащихся 5-х классов.


§1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, реализация которого начнется во всех школах России в 2015-2016 учебном году, уделяет особое внимание внеурочной деятельности обучающихся. Внеурочная деятельность становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.
Существуют основные принципы организации внеурочной деятельности:
- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума.
Учитывая вышеизложенное, необходимо найти оптимальный способ использования во внеурочной деятельности школьников метода проектов как наиболее адекватного для решения задач современной системы школьного образования.
1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ

Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности на уровне основного общего образования по отношению к начальному общему образованию с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, а так же особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый, является одним из основных требований реализации ФГОС ООО.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребенка – переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, то есть. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Восприятие ребенка в этом возрасте становится более целенаправленным, организованным и планомерным, в то время как его внимание остается произвольным, избирательным. Он может долго сосредоточиваться на интересном материале. На первый план выдвигается запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации. Появляется потребность в самоутверждении и самостоятельности учебной деятельности.
Подростковый возраст является наиболее трудным для школьного образования. Однако если не ставить во главу угла исключительно обучение с определенной степенью освоения конкретного содержания, возрастное развитие не приведет к нарушениям нормального протекания этого периода.
Ведущая деятельность подросткового периода многими авторами описывается неодинаково – это и личностно-ориентированное общение со значимым взрослым, и общественно полезная деятельность, исследовательская и проектная деятельности. Последнюю мы и рассмотрим в рамках данного исследования.
С психологической точки зрения, применение метода проектов, как в младшем, так и в подростковом возрасте, связано с большими преимуществами:
Проектная деятельность способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
На всех этапах выполнения проекта есть возможность применить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию личности ребенка, его творческих способностей, способствует достижению метапредметных результатов.
Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и индивидуальной степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.
Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность, таким образом, формируются и совершенствуются универсальные учебные действия.

Как известно, психологической особенностью школьников 10-13 лет является склонность к фантазированию и экспериментированию.
Оба этих стремления могут быть успешно удовлетворены и стать источником мотивации в процессе проектной деятельности, которая выходит за рамки классно-урочной системы.  Именно младшие подростки склонны к некритичному планированию своего будущего, где результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел.
  Стремление экспериментировать, используя свои возможности, едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Соответственно, если взрослые не предоставляют младшим подросткам развивающих культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме в экспериментах со своей внешностью, стиля одежды и тому подобные.
В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни это период «зенита любознательности». Проявления любознательности поверхностны и практически не имеют связи со школьной программой. Эта любознательность отражает увеличившийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.
Специфика интересов заключается в потребности подростка в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, определяют его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья. С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда и всю школу. Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы от достаточно возвышенных до простых и даже вредных.

Итак, подростковый возраст есть период поиска пространства удовлетворения в сфере полагания себя через свое действие. Эти глобальные задачи возраста и задают общий вектор мотивации деятельности обучающихся. Потребность в общении и самоидентификации может удовлетворить внеурочная проектная деятельность. Если же образование построено иначе, в частности на основаниях пассивного усвоения знаний, не реализуя логику построения собственного «Я», оно обречено оставаться немотивированным, что неприемлемо в современных условиях образования.

1.2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию.
Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления).
Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. "Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления".
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Возвращаясь к теме данной исследовательской работы, становиться очевидным, что согласно требованиям ФГОС общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, а значит, включает гуманистические идеи аналогичные тем, которые лежат в основе «метода проектов».

1.3. МЕТОД ПРОЕКТОВ
КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Е.Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, направленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.
А.С. Сиденко рассматривает метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знаний и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий проектов.
По И.Чечель метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.
К.Н.Поливанова видит проектную деятельность как целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.
Е.С.Полат говорит о методе проектов, как о способе достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Итак, метод проектов, на наш взгляд, является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность обучающегося. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в познании нового.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Продуктом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и так далее.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и тому подобные. Однако, в данном случае результат проекта остается открытым до самого окончания проектирования. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Конечно, все пять вышеперечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины.
Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.
Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.
На наш взгляд, такого рода проекты могут проводиться в рамках классно-урочной системы при наличии определенных оговорок, но эффективнее реализуются во внеурочное время.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX-XIX вв.» требует присутствия одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.
Проекты, различаемые по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
внутриклассными;
внутришкольными;
региональными (разного масштаба);
межрегиональными (в рамках одного государства);
международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Их разработка наиболее продуктивна на уроках иностранного языка.
Пример: проект «Составление рекламного модуля на английском языке», 11 класс; работа в группах; продолжительность – 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Пример: проект «Элемент XX века», химия, 10 класс; работа в группах; продолжительность – 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп; определение задания проектных групп – сбор информации по своим элементам. 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.
С точки зрения организации, в наибольшей степени отличаются друг от друга следующие наиболее популярные виды проектов:
проекты, выполняемые в ходе уроков (мини-проекты и среднесрочные);
проекты, выполняемые в ходе проектной недели;
телекоммуникационные проекты (средне- и долгосрочные). Каждому из этих трех видов проектов может быть посвящено отдельное углубленное исследование.
Основные требования к проекту
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя, и требования к учебному проекту – совершенно особые.
1. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы (с определения продукта и формы презентации). Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть четко спланированы от начала до самого конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
4. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы
Этапы работы над проектом
Первый этап работы над проектом – ПРБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.
Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.
Следующий этап – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе необходимо определить, каким будет ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.
Далее надо СПЛАНИРОВАТЬ все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта.
На заключительном этапе представители групп или каждый учащийся индивидуально ДЕМОНСТРИРУЮТ результат своей деятельности в виде ЗАЩИТЫ своих проектов. Далее происходит обсуждение любых возникающих вопросов.
Проектирование, как процесс приобретения и накопления непосредственного жизненного опыта, завершается РЕФЛЕКСИВНОЙ ОЦЕНКОЙ собственной деятельности и подведением итогов занятия. Целесообразно отметить работу каждого учащегося в процессе проектирования, его вклад в достижении поставленной цели.

Эффективность проектной деятельности
Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации учебного процесса, альтернативную классно-урочной системе, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения.
Практика работы отечественных школ рубежа XX-XXI вв. показывает, что проект, действительно, «не вписывается» в урок продолжительностью 40-45 минут.
Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует несколько большего времени, хотя бы спаренного урока (в таком случае мы имеем «мини-проект», например, «Разработка рекламного постера» на интегрированном уроке иностранного языка и информатики).
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4-7 уроков, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние два урока (спаренные) используются для презентации подготовленных проектов.
Существуют программы курса «Технология», целиком построенные на методе проектов. Выполнение одного проекта соответствует прохождению одной темы и может занимать до 20 уроков.
И все-таки наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности. Это относится:
к проектам, выполняемым в ходе проектной недели (в ходе проектной недели уроки не проводятся, поэтому общая продолжительность времени для выполнения проекта составляет 40-48 ч);
к среднесрочным ролевым и исследовательским проектам, предполагающим полевой (выездной) этап;
к продолжительным (годичным) проектам, носящим, как правило, исследовательский характер.
Каждая школа, приступающая к реализации проектной деятельности, со временем сама определяет оптимальное соотношение времени, отводимого на традиционную классно-урочную и на проектную деятельность. Но независимо от вариантов, роль системообразующего фактора обучения всегда сохраняется за уроком.

Выводы
В связи со сменой постиндустриального общества и его требований на информационное, ускорением темпов внедрения любых, будь-то даже малозначительных разработок, главной обобщающей характеристикой становиться мобильность, креативность мышления. Роль образования меняется в общественном понимании. Обучающиеся готовятся жить в быстро меняющемся мире, постоянно приобретая опыт самостоятельного инициативного решения проблем и практических задач.
В данном контексте проектная деятельность тесно связана с основными потребностями и образования и общества и самих обучающихся в целом. Она коренным образом отличается от учебной, что в свою очередь дает неограниченные возможности реализации творческого потенциала обучающихся. 
Метод проектов в изучении иностранного языка предоставляет обучающимся множество возможностей применения накопленных знаний и опыта в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и совершенствованию знаний иностранного языка, формирует у обучающихся навыки живой коммуникативной компетенции, всесторонне развивает личность.
Независимо от типа, продолжительности, количества участников, предметного характера и других характеристик, проектирование, как дидактический инструмент, по праву занимает свое особое место в образовательном процессе.
§2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ

Современное образование должно давать своим выпускникам образование нового типа, такое образование, которое обеспечивало бы новому члену общества быстрое и адекватное включение в основные структуры общественной жизни, гарантировало бы равенство стартовых возможностей и закладывало основы роста и дальнейшего образования.
По своей сути образование обязано отвечать внутренним интересам и стремлениям учащихся, в противном же случае оно приобретает формальный характер и отвергается самими же учащимися. Порой педагогические цели и задачи становятся трудно осуществимыми, если не сказать невыполнимыми вовсе, а средства и ограниченные образовательные ресурсы – потраченными впустую.
Исходя из практического наблюдения, решением этих проблем может стать именно проектная деятельность правильно организованная во внеурочной среде. В данной работе мы все время рассматривали проектную деятельность как таковую: ее происхождение, особенности, структуру и так далее. А теперь предстоит сделать следующий шаг – рассмотреть особенности сложившейся системы образования в ситуации активного практического внедрения метода проектов, как формы работы на всех уровнях образования.
2.1. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЕ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ

Исходя из практических наблюдений, совершенно уверенно можно сказать, что проектная деятельность учащихся, развиваясь постепенно, перестает вписываться и преодолевает столь строгую и отлаженную систему урока продолжительностью 40-45 минут. Очевидно, что изменение формы деятельности школьников приведет к изменению формы и самой организации учебной работы.
Необходимо определенным способом расставить мебель в классной комнате так, чтобы образовались группы. Естественно, что это осложнит педагогу его традиционное объяснение у доски, но сделает гораздо более продуктивной групповую коммуникацию и работу над проектом.
Дополнительно каждая группа, возможно, потребует индивидуального изолированного пространства от других групп. В дальнейшем выполнение проекта будет связано со сбором и анализом некоторой информации, следовательно, необходимо организовать рабочие места с доступом в информационные сети, например, в библиотеке.
На следующем этапе проектной деятельности, учащимся понадобится поработать в мастерской или лаборатории, в любом месте, где можно создавать тот или иной продукт своими руками, готовясь к презентации труда. Завершающим этапом будет переход учащихся в пространство публичного действия это предусматривает совершенно иную учебную коммуникацию в виде, например, конференции, конкурса проектов, отчет перед редколлегией.
Время как ресурс в проектировании
Время – это еще одна немаловажная составляющая дизайна учебной ситуации, которая при организации проектной деятельности, определенно, выходит за рамки одного урока. Хорошо организованный и грамотно запущенный проект захватывает его участников и все их время, распространяясь во все другие формы активности, что говорит о глубокой мотивированности деятельности учащихся.
Однако, чем конкретнее проект, тем более он напоминает некую форму учебного задания, и тем легче его контролировать, встраивать в классно-урочную систему. Многое в управлении проектной деятельностью учащихся зависит от уровня образования.
Исходя из практических наблюдений и опыта, мы видим, что в начальной школе роль проектной деятельности выполняют небольшие творческие задания, главная задача которых – повысить интерес к учебе в целом. Подобная деятельность логично вписывается в рамки урока и не требует дополнительного управления временем.
Однако, уже вначале второго уровня образования, в 5-6 классах, возникают первые полноценные проекты и, следовательно, потребность педагога в управлении временем того или иного проекта. Надо признать, что при соблюдении нескольких основных правил организации проектной деятельности этот процесс значительно упрощается.
Строгая фиксация сроков исполнения проекта
Возможна нестрогая фиксация времени выделенного на этапы
Наличие консультаций с ведущим педагогом
Контроль педагога над ходом исполнения проекта
Необходимо так же учитывать, что в 5-6 классах метод проектов успешно реализуется в пределах достаточно короткого, не более 2 недель, задания творческо-исследовательского характера, в рамках одной предметной области и под руководством одного значимого педагога.
Предметное содержание во внеурочной проектной деятельности
Обсуждение вопроса о содержание обучения в рамках внеурочной проектной деятельности школьников– сложнейшая задача. Очевидно, что содержание традиционного образования в школе складывалось десятилетиями и взаимосвязано с классно-урочной системой, методикой преподавания. В свою очередь внеурочная проектная деятельность предполагает поиск таких точек пересечения тем содержания обучения, в которых возникают возможности самостоятельной деятельности школьников в пределах сложившихся учебных программ.
Здесь же необходимо упомянуть и о выборе формы продукта проектной деятельности, которые позволят учащимся углубиться в изучаемый предмет, заинтересовавшись практическим применение усвоенной информации. В рамках изучения иностранного языка приведем приблизительный список возможных форм проектной деятельности:
Web-сайт;
Анализ данных социологического опроса;
Атлас;
Атрибуты несуществующего государства;
Бизнес-план;
Видеофильм;
Видеоклип;
Выставка;
Газета;
Действующая фирма;
Журнал;
Игра;
Карта;
Коллекция;
Музыкальное произведение;
Мультимедийный продукт;
Оформление кабинета;
Пакет рекомендаций;
Письмо в ... ;
Праздник;
Публикация;
Путеводитель;
Серия иллюстраций;
Система школьного самоуправления;
Сказка;
Справочник;
Сравнительно-сопоставительный анализ;
Статья;
Сценарий;
Учебное пособие;
Экскурсия.
Сопровождающая документация внеурочной проектной деятельности
Занимаясь разработкой программы внеурочной проектной деятельности учащихся 5 класса, любой педагог обязательно сталкивается с необходимостью документальной обоснованности своих планов, намерений, действий. В школе должно быть создано положение о внеурочной деятельности учащихся, в рамках которого и будет разработано Календарно-тематическое планирование, к примеру, элективного курса по предмету иностранный язык.
Далее непосредственно в ходе выполнения того или иного проекта педагог вместе с учащимися оформляет паспорт работы и проектную папку.
Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1) Название проекта.
2) Руководитель проекта.
3) Консультант(ы) проекта.
4) Учебный предмет, в рамках которого выполняется проект.
5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
7) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
8) Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
10) Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
11) Задачи проекта (2-4 задачи, с акцентом на развивающих задачах!).
12) Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
13) Необходимое оборудование.
14) Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание).
15) Предполагаемые продукт(ы) проекта.
16) Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
17) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
четко организовать работу каждого участника проектной группы;
стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
1) паспорт проекта;
2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
3) промежуточные отчеты группы;
4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
5) результаты исследований и анализа;
6) записи всех идей, гипотез и решений;
7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
9) эскизы, чертежи, наброски продукта;
10) материалы к презентации (сценарий);
11) другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.
Подводя итог вышеизложенному, получается, что полноценное проектирование как способ реализации возрастных потребностей учащихся 10-13 лет, возможно только вне классно-урочной системы и за пределами традиционного учебного содержания. Следовательно, содержанием проектирования школьников становиться некоторый социальный контекст, реализуемый во внеурочной деятельности и направленный на решение определенных образовательных задач. К примеру, развитие коммуникативных способностей, умений работать в группе, умение работать с информацией, опыт решения социальных проблем.
Именно здесь и возможно создание школьниками реального продукта проектной деятельности: выпуск школьной газеты, постановка школьного спектакля, создание школьной сети радиовещания и тому подобные. Можно сделать вывод, что организация проектной деятельности значительно упрощается в рамках именно внеурочной деятельности учащихся.
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
«УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ: ПРОЕКТ «ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА
НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своего труда, как педагогу, так и обучающемуся. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
В нашей школе обучение иностранному языку строилось на основе принципов различных образовательных программ издательства «Титул». Такие методические пособия как УМК «Счастливый Английский.ру» под редакций К.М. Кауфман и М. Кауфман и впоследствии УМК «Английский с удовольствием» под реакцией М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубаневой вводили обучающихся в сферу проектной деятельности через творческие задания, встречающиеся преимущественно в конце четверти, чего было явно недостаточно для полноценного понимания всех особенностей проектирования.
Однако, в результате последовательного перехода основного общего образования на федеральные государственные стандарты, потребовался пересмотр всей учебно-материальной базы, в том числе и по предмету иностранный язык. По итогам заседания районного методического объединения в нашей школе было принято решение о внедрении совершенно нового учебно-методического комплекта издательства «ВентанаГраф» FORWARD под редакцией М.В. Вербицкой и др.
УМК серии «FORWARD» (английский язык) в значительной степени ориентирован на системно-деятельностный подход в образовании. Данное учебное пособие может успешно использоваться при наличии дополнительных часов, поскольку содержит обширный дополнительный материал и проектные задания. Авторы УМК предлагают объединить эту работу с уроками технологии и представлять результаты своей деятельности в портфолио с системой накопительной оценки.
В качестве проектов для внеурочной работы предлагается широкий спектр увлекательных проектных заданий, которые накапливаются в портфолио учащегося в виде индивидуальных и коллективных макетов, стенных газет, постеров, таблиц с результатами проведённых опросов, писем, открыток, игр и т.д. Материалы, необходимые для такого рода занятий, перечисляются в заданиях рабочей тетради и в книге для учителя, а также даны рекомендации по их изготовлению. Действия обязательно сопровождаются комментариями и объяснениями на английском языке.
Наполнение занятий интересной и значимой для учащихся лингвострановедческой информацией связано с различными видами деятельности: изобразительной, музыкальной, игровой и мыслительной. В ходе занятий школьники получат возможность применять практические навыки других дисциплин: изобразительное искусство, технология, ритмика, музыка, информатика.
Ученики, таким образом, планируют свою деятельность, выбирая в соответствии со своими потребностями творческие задания, которые они могут выполнять, в том числе и по другим предметам. Они могут выбрать те проекты, которые ближе к их реальному опыту или дополняют задания, выполняемые в рамках других предметов. Нужно обязательно принимать во внимание рациональное сочетание теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем. После того как проект завершён, учащиеся выражают своё отношение к этой работе, дают оценку себе и друг другу. Надо отметить, что оценивают они друг друга объективно и лояльно. Для ученика деятельность такого рода – это возможность самовыражения, самоутверждения, возможность почувствовать себя в роли первооткрывателя, создателя и носителя новых знаний, возможность публично показать свои достижения, что является неотъемлемой психологической потребностью в возрасте 10-13 лет.
Организация демонстрации успешности подростков осуществляется как в рамках защиты проектной работы, так и на стенде в классе в виде выставки работ и фотографий с занятий.
Для успешной реализации внеурочной деятельности по данному УМК мы разработали программу проектной деятельности школьников на уровне основного общего образования «Учимся учиться: проект «Школьная газета на английском языке» в 5 классе.
Проектная работа позволяет учащимся расширить и углубить изучаемый материал, увидеть связь между тем, что изучается на уроках английского языка и содержанием других школьных предметов. Проектные задания рассматриваются как возможность, предоставляемая учащимся повысить итоговую оценку за счёт организации их портфолио с системой накопительной оценки.
Методика организации проектной деятельности на внеурочном занятии иностранного языка может быть рассмотрена на примере стартового проекта «Статья: О нашей школе. About Our School».
Цели проекта: развитие познавательных интересов обучающихся, развитие навыков коммуникативной компетенции, работы с различными источниками информации, развитие навыков письменной речи, монологического высказывания, повышение мотивации у обучающихся к изучению иностранного языка.
Ключевые слова занятия: history, to found, principle, canteen, sport facilities, boarding school, compulsory and optional subjects.
Оборудование занятия: мультимедийный проектор и экран, компьютер с выходом в сеть Интернет, учебные пособия, словари, справочники.
Ход занятия

На подготовительном этапе осуществляется мотивация обучающихся к работе и проектированию в целом. Например, педагог описывает ситуацию острой необходимости расширить информационное наполнение школьного пространства путем публикации газетных выпусков и предлагает учащимся стать первопроходцами данной общественно-полезной деятельности.
Далее педагог осуществляет деление общего состава учащихся, желательно по их инициативе, на 2 группы, дает каждой группе задание и краткие рекомендации по его выполнению. 10-15 минут группы работают над своими заданиями, после чего педагог консультирует при необходимости ход выполнения работ.
Оптимальный количественный состав обучающихся в группе для работы на уроке – 4-5 человек. Группы с меньшим числом участников недостаточно продуктивны, а с большим - плохо управляемы, так как внутри такой группы происходит распад на своеобразные подгруппы. При организации учебного процесса с использованием «метода проектов» в работу оказывается включенным каждый обучающийся, создаются условия для совершенствования всех видов УУД в рамках учебной деятельности.
Группы
Темы

Группа №1
Статья «История нашей школы»
“History of Our School”

Группа №2
Статья «Наша школа сегодня»
“Our School Today”

На этапе планирования, который имеет место уже непосредственно внутри групп, обучающиеся анализируют тему задания, решают, что станет содержанием проектной работы, то есть формулируют задачи своей будущей деятельности, определяют категории ресурсов, используемых при работе над проектом, продумывают форму и вид презентации своей конкретной статьи.
Далее на этапе выполнения намеченных задач педагогу отводиться немаловажная роль консультанта и при необходимости помогает обучающимся с теми или иными трудностями по мере их возникновения. В связи с началом обучения в контексте проектной деятельности, этап выполнения проектного продукта может распространиться на несколько занятий, в том числе и с посещением школьного краеведческого музея, с беседой с директором школы, с целью сбора необходимой информации для качественного исполнения проекта.
На заключительном этапе осуществляется презентация проектных продуктов в виде статей на английском языке в Школьную газету перед членами редколлегии, к примеру, которая избирается предварительно. При необходимости учащиеся из разных групп задают вопросы по темам статей, как на иностранном, так и на родном языке.
В завершение занятия учащиеся осуществляют взаимооценку и рефлексию своей деятельности. Однако немаловажно отметить работу и вклад в проектный продукт каждого учащегося.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные тенденции обучения иностранным языкам ориентирует участников образовательного процесса на то, что приобретение школьниками практически значимых знаний и умений осуществляется в ходе особым образом организованной деятельности, направленной на самостоятельный поиск ими той или иной информации, на применение различных способов действий с обязательной рефлексивной оценкой достигнутых результатов.
В этой связи достаточно эффективным и результативным способом организации образовательного процесса при изучении иностранного языка может считаться «метод проектов», реализуемый вне классно-урочной системы. Проектирование как метод организации учебной деятельности – один из наиболее результативных способов моделирования содержания и структуры внеклассной работы. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Основу проектной деятельности составляет групповая учебная деятельность школьников, построенная на основе проектирования. Подобная организация образовательного пространства при условии ее целенаправленности и системности способствует тому, что школьники усваивают значение основных понятий, лежащих в основе проектирования (проблема, цель, продукт деятельности и другие), понимают логику проектирования как процесса, совершенствуют умения действовать по схеме.
Организация внеурочной проектной деятельности по английскому языку учащихся 5 классов, основанная на разработанной программе «Учимся учиться: проект «Школьная газета на английском языке», будет результативной при условии ее тесной взаимосвязи с предметным содержанием основных разделов курса, опорой на возрастные и психологические возможности школьников, их образовательные потребности, а также при наличии в школе единого образовательного пространства, позволяющего участникам образовательного процесса достигать не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов обучения, воспитания и развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесс. – Минск : Университетское,   1990.  – 560 с.
Асманова Ю.И. Личностно-ориентированный подход как основа педагогических технологий. – М., 2014 – 187 с.
Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-н/Д., 2000 – 352 с.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2008. – 668 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2006 – 336 с.
Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе – Новокузнецк, 2000. – 342 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия: Смысл, 2005. – 296 с.
Организация проектной деятельности в образовательном учреждении / сoст. C.Г. Щepбaкoвa. – Boлгoгpaд: ИТД «Кopифeй». – 96 с.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд. Испр. и доп. – М, 2006. – 640 с.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2007. – №2,3.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования / fgosreestr.ru.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 712 с.
Салтовская Г.Н. Личностно-ориентированный урок иностранного языка. – М.: Просвещение, 2002. – 111 с.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 195 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2002. – 256 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2008. 80 с. (Метод, биб-ка).
Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе - М.: Логос, 2012. – 448 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / минобрнауки.рф.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Федеральная целевая программа развития образования на 2011- 2015 годы / минобрнауки.рф.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. – Волгоград: Корифей, 2007. – 96 стр.
Якиманская И.С. Технологии личностно-ориентированного образования. – М.: Просвещение, 2000. – 271 с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М, 2006. – 96 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа внеурочной проектной деятельности школьников на уровне основного общего образования «Учимся учиться: проект «Школьная газета на английском языке»
5 класс

Данная программа представляет собой вариант организации деятельности школьников на начальном этапе уровня основного образования (5 класс) в школьном научном клубе «Школьная газета на английском языке». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными линиями программы по иностранному языку (английский язык): коммуникативные умения, языковые средства и социокультурные компетентности. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой, языковой, социокультурной. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма.
Форма организации внеурочной деятельности: проектная деятельность.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Цель деятельности научного клуба учащихся 5 класса «Школьная газета на английском языке» формирование универсальных учебных действий школьников посредством реализации системно-деятельностного подхода в образовании в рамках проектной деятельности, направленной на написание и презентацию газетных статей на иностранном языке.
Основные задачи программы:
развитие проектных, исследовательских умений школьников; навыков проектирования;
совершенствование навыков иноязычной коммуникации на основании поиска информации в различных источниках, в Интернете и фиксации найденной информации;
развитие умений разработки мультимедийных презентаций и публичных выступлений в ходе их сопровождения; способов обработки графических информационных объектов (цифровых фотографий, сканированных объектов).
Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю (34 часа).
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты и темы.
Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.
Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования, возможно, позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе и школьной жизни; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; сознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам; навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии культур, природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); обработка информации (определение основной и второстепенной информации); передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: писать статьи и письма в процессе создания газеты в рамках научного клуба «Школьная газета на английском языке» и освоят жанр публицистической статьи; свободно работать с текстом; свободно работать с разными источниками информации; устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, происходящими событиями.
Учебно-тематический план

Наименование занятий
Кол-во часов
Деятельность учащихся
Проектный продукт занятия

1
Введение в курс «Школьная газета»
Знакомство с понятием “Учебный проект”.

1
Беседа
Знакомство с темами курса, правилами и положениями.


2
Алгоритм работы над учебным проектом.
2
Выработка правил поведения в группах.
Разработка критериев оценивания проектов.
Итоговая таблица

3
Типы проектов.
1
Групповая работа по классификации проектов.
Презентации буклетов
Схема,
буклет

4
Учусь защищать проект.
Особенности публичного выступления.
1
Беседа.

Список рекомендаций

5
Старт проекта «Школьная газета на английском языке» Выпуск №1

1
Разделение на группы:
№1 статья «История нашей школы»
№2 статья «Наша школа сегодня»
Распределение тем групповых проектов

6
Реализация плана проекта.

Ресурсы проекта
2
Групповая работа с ресурсами, реализация проекта
Посещение Краеведческого музея. Беседа с директором школы.
Наброски проектов статей

7
Структура проекта.

Оформление письменной части проекта.
1
Беседа.

Написание памятки.
Письменная часть проекта

8
Защита проекта. Презентация проекта и проектного продукта.


Анализ проекта
2
Беседа
Презентация групповых проектов.
Оценивание других проектов.
Оценочные листы проектов других групп


Рефлексия

9
Проект сроком на месяц
Старт проектов 2четверти
1
Беседа.
Распределение тем


10
Обсуждение и сбор информации по темам


Ресурсы проектов
2
№1 Статья в газету «День Матери в России»
№2 Статья в газету «День Героев Отечества»
Наброски проектов статей





11
Защита презентаций проектов групп.
Анализ
1
Презентация групповых проектов.
Оценивание других проектов.
Оценочные листы

12
«Школьная газета на английском языке» Выпуск №2
1
№1 Статья в газету «Новый Год в России»
№2 Статья в газету «Рождество в Британии »
Распределение проектных групп по темам

13
Обсуждение и сбор информации по темам

Электронные образовательные ресурсы проектов
2
Консультация

Групповая работа с ресурсами, реализация проекта
Наброски проектов статей


14
Защита презентаций проектов групп.
Анализ
1
Презентация групповых проектов.
Оценивание других проектов.
Оценочные листы

15
Творческие мини-проекты.
Реклама в газете
1
Рекламные объявления, постеры.
Пробный проект

16
Проект: Конкурс праздничных открыток
2
Проектирование праздничных открыток «Женский День 8 Марта»
«День Папы в Британии»
Индивидуальные проекты открыток

17
Особенности написания личного письма
1
Беседа.
Ознакомление с правилами написания.
Конспект

18
Проект: Письмо другу


1
Индивидуальная работа над проектом письма
Индивидуальные проекты писем

19
Конкурс рисунков в Школьной газете
2
Индивидуальная работа над проектами рисунков
Индивидуальные проекты рисунков

20
Проект рекламного плаката о школьном кружке
3
Разделение на группы по темам «Кружки в нашей школе»
Консультация. Сбор и обсуждение информации
Защита презентаций проектов групп.
Групповая работа над проектом


Наброски проектов

Оценочные листы

21
«Школьная газета на английском языке» Выпуск №3
1
Разделение на группы по темам статей «Достопримечательности России»
«Моя малая родина»
Распределение проектных групп по темам

22
Обсуждение и сбор информации по темам

1
Работа над проектами статей
Наброски проектов статей


23
Защита презентаций проектов групп.
Анализ
1
Презентация групповых проектов.
Оценивание других проектов.
Оценочные листы

24
Проект Репортаж с праздника «День Победы»

Защита презентаций проектов
2
Работа над проектами статей о Дне Победы

Презентация и оценивание проектов групп.
Групповые проекты



Оценочные листы


Резервные занятия
1




Итого
34




 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / минобрнауки.рф
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / минобрнауки.рф
 Примерная основная образовательная программа основного общего образования / fgosreestr.ru
 Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2008. 668 с, с.308.
 Научные_достижения_Д.Б._Эльконина_в_области_детской_и_педагогической_психологии.
 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 192 с.
 Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе – 2007. – №2,3.

 Джон Дьюи. Психология и педагогика мышления / пер. с английского Н. М. Никольской ; под ред. Н. Д. Виноградова. – М.: Издание Т-ва «Мир», 1919. VI, 202 с.

 Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2007. – №2,3.
 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. – М., 2003.
 Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении Волгоград: Корифей, 2007 г. – 96 стр.
 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с

 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2008. – 80 с.
 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2008. – 80 с.
 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. - 80 с.
 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. - 80 с.
 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.










13PAGE 15


13PAGE 145015




џђ Заголовок 115