Методическая разработка по использованию активных методов обучения при изучении Права


Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2014/15 учебный год)
Номинация: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование
Название работы: Методическая разработка по использованию активных методов изучения курса «Право» в среднем профессиональном образовании
Автор: Григорьева Ольга Вячеславовна
Место выполнения работы: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Можайский многопрофильный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Методика преподавания курса «Право» в системе подготовки специалистов среднего звена………………...…………………………4
1.1. Общая характеристика и классификация активных методов обучения…………………………………………….…………………..4
Глава 2. Использование методов активного обучения в процессе
изучения курса «Право»………………………………..……………….8
2.1. Лекция как форма взаимодействия преподавателя и студента (с использованием нормативно-правовых актов)………..…………..8
2.2. Семинарские занятия в форме дискуссии на правовую тему……..11
2.3. Семинарские занятия, проводимые в форме деловой игры……….14
2.4. Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Право»………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников и литературы…………………………...24
Введение
Российское образование переживает новый веток формирования системы среднего профессионального образования. Данный процесс претерпевает существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-методического и воспитательного процесса. Происходит смена всех образовательных догм, которые были формированы годами: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения и иное поведение. Центральным звеном учебно-педагогического процесса является личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя с учащимися.
Поэтому в современных учебных рамках преподавателю необходим широкий спектр знаний и способность ориентироваться во владении современными информационными технологиями, идеями, научными школами и направлений знаний, не тратя время на доказательство уже открытого всем материала. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Глава 1. Методика преподавания курса «Право» в системе подготовки специалистов среднего звена
1.1. Общая характеристика и классификация
активных методов обучения
Сфера профессионального образования в процессе подготовки специалистов требует выработать четкую стратегию обучения в учебном заведении. Профессиональная компетенция и коммуникабельность являются на сегодняшний день главными характеристиками выпускника. В данной связи результативность и эффективность изучения учебных дисциплин зависит полностью от активности в познании самого студента. Достижение успеха в учебном процессе зависит не только от студента, но и от того, как усваивается материал: индивидуально или коллективно, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Существует специальная учебная и научная литература, посвященная проблематике активных методов обучения в разных областях науки.
Разработки и систематизация активных методов обучения получили более широкое развитие во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов. Значительную роль в становлении и формировании активных методов обучения послужили работы Бирштейн М.М., Буркова В.Н., Вербицкого А.А., Гидрович С.Р., Жукова Р.Ф., Рабальского В.И., Сыроежина И.М., Тимофеевского Т.П., Христенко Б.Н. и др.
Основные направления активного обучения систематизировали Давыдов В.В. и Занков Л.В. В системе Занкова Л.В. были заложены принципы проведения обучения на высоком уровне трудности, быстром темпе прохождения учебного материала. Система активного обучения Давыдова В.В., направлена на познание, познавательную деятельность обучающихся[21].
В процессе применения активных методов обучения решаются три учебно-организационные задачи:
1. Подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя.
2. Обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных.
3. Установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
Таким образом, в основе реализации развивающего обучения лежат активные методы, которые ведут студентов к обобщению и развитию самостоятельности в их мыслительном процессе, они учатся выделить основные понятия в учебном материале, развивают речь и т.п. Использование активных методов в вузовском обучении является необходимым условием при подготовке специалистов для достижения положительных результатов.
Система активных методов обучения многообразна, так как каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации учебного процесса.
В профессиональном обучении самой распространенной является классификация активных методов обучения, предложенная Смолкиным А.М. Положения данной теории методов активного обучения имеют следующую структуру (схема. 1)[23].
Схема 1
Имитационные методы - формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности.
Неимитационные методы - это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.
Активные методы обучения
Игровые методы - проведение деловых игр, игрового проектирования и т.п.
Неигровые методы – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач
Имитационные методы - формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности.
Неимитационные методы - это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.
Активные методы обучения
Игровые методы - проведение деловых игр, игрового проектирования и т.п.
Неигровые методы – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса (схема 2)[23]:
1. Первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2. Контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3. Формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Схема 2
Этапы учебного процесса
Этапы обучения
Процесс обучения
1 этап:
первичное овладение знаниями
2 этап: контроль знаний
3 этап: формирование профессиональных умений, навыков
Этапы обучения
Процесс обучения
1 этап:
первичное овладение знаниями
2 этап: контроль знаний
3 этап: формирование профессиональных умений, навыков

Применение тех или иных методов для преподавателя имеет практический смысл в той мере, в какой технологии помогает ему осуществлять целенаправленный выбор определенного метода обучения или их сочетание для решения конкретных задач. Поэтому данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.
Итак, развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед учебным процессом стоят задачи не только по усвоению студентами лекционного и семинарского материала, но и формирование профессиональных умений и навыков, а также развитие творческих и коммуникативных способностей личности.
Глава 2. Использование методов активного обучения в процессе
изучения курса «Право»
2.1. Лекция как форма взаимодействия преподавателя и студента (с использованием нормативно-правовых актов)
Основная цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В лекциях по дисциплине «Право» большое значение придается нравственной стороне преподавания, научности, наличию достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональности формы изложения, постановки вопросов для размышления.
Лекция должна иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов. Лекция должна быть изложена доступным языком с разъяснением вновь вводимых терминов и названий. По своей структуре она зависит от содержания и характера излагаемого материала.
Положения теории права и государства эффективно усваиваются только тогда, когда они рассматриваются применительно к конкретным ситуациям, в которых участвуют вполне конкретные люди. Например, при рассмотрении гражданско-правового договора рекомендуется вводить в лекцию правовую ситуацию, в части защиты прав потребителя. Эта ситуация проводится в форме диалога двух лиц – заказчика и исполнителя из числа студентов.
Также на лекционных занятиях учебного курса «Право» можно и полезно проводить лекции-дискуссии на правовые темы.
Суть данного способа проведения занятия заключается в следующем. Выбирается один из важных вопросов очередной темы лекции. Например, тема: «Общество и государство, политическая власть».
Обсуждается две точки зрения.
Первая точка зрения. Монархия – лучший способ управления обществом.
Вторая точка зрения. Республика представляет собой белее прогрессивную форму правления.
Перед началом дискуссии следует разделить студентов на группы, каждая из которых организует свою позицию согласно выдвинутых преподавателем точек зрения.
Начало дискуссии должно быть ознаменовано установлением правил:
- выступать можно только при предоставлении слова;
- реплики с мест не допускаются; время выступления каждому участнику определено заранее.
Следует отметить внимание участников на необходимость поддерживать высокую культуру дискуссии. Результаты дискуссии подводятся после того, как все смогли высказаться. Тем, кто не принимал участие в дискуссии можно предложить домашнее задание в письменной форме изложить свою точку зрения.
Для более эффективного подхода к изучению той или иной темы в период лекционного занятия можно выделить время для использования правовых документов. Значимость этого приема объясняется тем, что при реализации человеком или организацией своих прав не всегда проходит безболезненно. Порой отношения с нарушителем юридических прав приходится выяснять в суде или с помощью полиции, прокуратуры. Вряд ли стоит обращаться во всех случаях к адвокату. Вполне по силам самостоятельно в жалобе изложить суть нарушения их прав. В связи с этим преподавателю вовсе не бесполезно иметь перед собой типовые формы правовых документов, наиболее распространенных в нашей повседневной жизни.
Как их использовать в учебном процессе?
Во-первых, можно давать студентам распечатки некоторых правовых документов просто для ознакомления, для того, чтобы они воочию убедились, что жизнь права в определенной мере протекает в форме бумаг, да и просто для того, чтобы они не боялись таких терминов как «исковое заявление», «жалоба», «завещание», «устав предприятия». Это пассивная форма использования правовых документов.
Во-вторых, правовые документы можно использовать и в активной форме. Составление наиболее простых из них можно в качестве аудиторного или домашнего задания поручить самим студентам (доверенность, расписка, заявление о праве заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, заявление о принятии наследства, жалоба, исковое заявление и т.д.). Это им будет по силам, если перед ними будет типовая форма.
В-третьих, очень сложные документы, такие как уставы хозяйственных обществ, разумеется, не по силам для составления студентам. Преподаватель может распечатать и дать по одному экземпляру для ознакомления.
Работа с правовыми документами по конкретной теме во время лекции:
1.Предварительно ознакомить студентов с образцами того юридического документа, с которым предстоит работать. Устно или письменно, лучше дать ксерокопию документа каждому.
2.Обозначить студентам то, какую нагрузку несет в себе тот или иной документ, зачем он нужен, какова цель его составления.
3.Разобрать содержание правового документа, т.е. выявить какие основные информационные данные или какие вопросы он отражает.
4.Дать задание (одно на всю группу или предложить несколько вариантов) написать, ориентируясь на образец правового документа, аналогичный юридический документ, продумав соответствующие данные.
Таким образом, лекция по дисциплине «Право» обычно называется информационной и имеет несколько разновидностей: вводная лекция, обзорная лекция и обзорно-повторительная. Развитие образовательной системы, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей способствовали появлению новых лекционных форм, таких как проблемная тема, лекция-дискуссия, лекция-пресс-конференция, лекция с использованием нормативных актов.
2.2. Семинарские занятия в форме дискуссии на правовую тему
Данный вид семинарского занятия заключается в следующем. Выбирается один из важных вопросов очередной темы занятия по курсу «Право». Однако при этом предполагается, что все другие вопросы темы студенты изучат самостоятельно при подготовке к дискуссии. Желательно, чтобы для обсуждения был выбран вопрос большого социального звучания, или который заинтересовал бы студентов, или с которым они бы непременно столкнулись, выйдя из учебного заведения, т.е. не абстрактный для них, а вполне практичный вопрос. Преподаватель может составить себе банк данных для проведения дискуссий на правовые темы, в который, прежде всего, должны войти наиболее интересные и актуальные темы.Семинарское занятие в форме дискуссии можно провести по теме №1 «Общество, государство и политическая власть»
План
1. Государство как специфическое социальное условие для формирования права
2. Роль и значение власти в обществе
3. Типы и формы государства
4. Государство и гражданское общество
5. Правовое государство: понятие и признаки
6. Проблемы и пути формирования правового государства в России.
Дискуссия 1
Тема дискуссии. Тоталитаризм как государственный режим.
Первая точка зрения. Тоталитаризм - жестокий режим, и жаль наших родителей (наших бабушек и дедушек) за то, что им досталась такая несчастливая жизнь.
Вторая точка зрения. Тоталитарный режим был для СССР благом. При нем советское общество отличалось стабильностью, каждый имел крышу над головой, работу, пусть маленький, но гарантированный заработок, отпуск, о заказных убийствах и не слышали и т.п.
Преподаватель должен сразу же разделить группу (пусть и не на равные части) на сторонников одного и другого подходов к обсуждаемой проблеме и зафиксировать «руководителей» этих групп (обычно на их роль выдвигаются интеллектуально сильные студенты). Конечно, должно учитываться желание студента поддерживать ту или иную точку зрения по проблеме. Но это не обязательно. Суть дискуссионного способа проведения занятий по правоведению в том и состоит, чтобы максимально напрячься и проявить свои умственные способности (дискуссия к тому же это еще и хороший интеллектуальный тренинг) с тем, чтобы доказать необходимое (желаемое доказывать всегда легче!).
Далее, преподаватель дает задание на дом каждому члену выделенных групп подобрать хотя бы по одному аргументу (доводу) в пользу своей точки зрения по обсуждаемой проблеме, причем заранее следует объявить, что повторов в аргументации позиции не должно быть. Это заставит студентов заранее «проконсультироваться» друг с другом и позволить упорядочить их позицию. Конечно, в процессе обсуждения повторы в аргументации обязательно будут, но на это преподавателю лучше смотреть снисходительно и не перебивать в дальнейшем выступающего. Студенты в качестве аргументов могут использовать данные социологических опросов, публикуемых в печати, изученный материал по экономике, обратиться к специальной литературе по проблематике, выдвинутой на обсуждение, принесет пользу и просмотр газет с целью повышения своей информированности по данной теме и др.
Для проведения дискуссии на занятии студенты могут подготовить соответствующие плакаты с девизами, ярко выражающими суть той или иной позиции участников дискуссии.
Начало дискуссии должно быть ознаменовано установлением правил:
- выступать можно только, если ведущий (скорее всего, это будет преподаватель) предоставит слово;
- реплики с мест наказываются (замечанием, осуждением, лишением слова, минусом команде, если ведется подсчет аргументов, удалением из аудитории);
- время для выступления каждому участнику не более определенного количества минут и др.
Следует особо обратить внимание участников на необходимость поддерживать высокую культуру дискуссии. Для этой цели можно дать обязательную установку, начинать свое выступление с вежливой фразы типа: «Уважаемый...», «Позвольте с Вами не согласиться...», «Я уважаю Ваше мнение, но... (хотел бы высказать свое)» и др. Было бы хорошо эти слова, на небольших плакатах написанные, развесить по стенам, чтобы они бросались в глаза и о них не забывали в пылу дискуссии.
Результаты дискуссии подводятся после того, как все сумели высказаться. Здесь преподаватель сначала должен похвалить всех выступивших, отметить особо отличившихся (тех, кто высказал несколько аргументов или предоставил весомые аргументы и т.п.), а также индивидуальные достоинства участников дискуссии. Тем, кто не выступал по каким-либо причинам, нужно не позволять отсиживаться, превращаясь в театральных зрителей. Им следует дать домашнее задание в письменной форме изложить свою точку зрения или вспомнить и записать общий ход дискуссии.
Далее необходимо подсчитать высказанные аргументы и определить команду победителя. Преподавателем должна быть высказана и своя точка зрения с приведением соответствующих аргументов, но только вряд ли их стоит класть на ту или иную чашу весов при подведении итогов дискуссии.
Итак, семинар-дискуссия - это все же неординарная форма занятий. Здесь особенно ярко могут себя проявить студенты с развитым абстрактным мышлением, которых в группе отнюдь не большинство, для других это будет более напряженно. Вот почему подобную форму занятий часто практиковать не стоит. Скорее всего, самым оптимальным будет проведение занятия-дискуссии не более двух.
2.3. Семинарские занятия, проводимые в форме деловой игры
Деловая игра - это форма проведения семинарского занятия, которую рекомендуется проводить не более двух раз в течение учебного года. Процесс проведения деловой игры требует немалых затрат времени и энергии преподавателя, студентов. Деловая игра - это своего рода вершина изучения учебного курса «Право», поэтому планировать ее нужно на завершающем этапе изучения дисциплины. Только прослушав весь курс, студенты смогут продемонстрировать весь свой правовой потенциал, полученный на занятиях по дисциплине «Право».
Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности. Главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре – «что было бы, если бы...»
Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.
Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовиться, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.
Цель деловой игры - формирование определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.
В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции[21]:
Схема 3
Этапы подготовке деловой игры
Структура деловойигры
1.Выбор темы и диагностика исходной ситуации.
2.Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и в рамках одной ситуации
3. Определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников.
4. Диагностика игровых качеств участников деловой игры.
5. Диагностика объективного обстоятельства - где, как, когда, при каких условиях будет проходить игра.
6. Использование всех дидактических методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Структура деловойигры
1.Выбор темы и диагностика исходной ситуации.
2.Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и в рамках одной ситуации
3. Определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников.
4. Диагностика игровых качеств участников деловой игры.
5. Диагностика объективного обстоятельства - где, как, когда, при каких условиях будет проходить игра.
6. Использование всех дидактических методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Для проведения игры следует соблюсти также методические требования:
- игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;
- максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям;
- создание атмосферы поиска и непринужденности;
- тщательная подготовка учебно-методической документации;
- четко сформулированные задачи; условия и правила игры;
- выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;
- наличие необходимого оборудования.
В качестве примера возьмем семинарское занятие №6 «Органы законодательной власти. Президент РФ».
План:
1. Президент РФ: основы его конституционного статуса;
2. Федеральное собрание – парламент Российской Федерации - представительный орган РФ.
3. Правовой статус депутата государственной Думы и члена Совета Федерации.
4. Порядок деятельности Федерального Собрания.
В период первого часа занятия можно провести опрос студентов о порядке избрания президента, его полномочиях, конституционного статуса, прекращения полномочий.
Затем заслушиваем заранее подготовленный доклад студента на тему: «Законодательный процесс».
Второй час отводится деловой игре: «О внесении поправки в конституцию РФ». Здесь предполагается подготовить и провести заседание Государственной Думы РФ, которая рассматривает вопрос о внесении поправки в Конституцию РФ. Речь идет об изменении ст.43 Конституции, устанавливающей обязательность основного общего образования (девятилетнего). Правительство Российской Федерации предлагает установить обязательное полное среднее образование (одиннадцатилетнее)[1].
Готовясь к деловой игре необходимо четко распределить роли. После выступлений указанных лиц слово может попросить любой депутат (студент, не получивший роли) и высказать свою точку зрения.
Участники деловой игры должны свою речь подготовить дома, затем ее выучить и произнести не читая. Речь, рассчитанная в среднем на 3-5 минут. После выступления всех желающих слово опять предоставляете инициатору законопроекта - Председателю Правительства, который, обобщив все сказанное в прениях, призывает принять законопроект или снимает его с обсуждения.
Далее проводится голосование. Напоминаем, что для внесения поправок в гл. 2 Конституции РФ законопроект должен получить 3/5 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы [1].
Роли, обозначенные в деловой игре, все до одной, могут сыграть студенты. Задача преподавателя - правильно их распределить среди них. При этом надо по возможности предлагать студентам роли с учетом специальности родителей с тем, чтобы они имели возможность воспользоваться знаниями, социальным опытом своих родителей в процессе подготовки к деловой игре. Но это не обязательно.
Два особо активных участника здесь необходимы: 1) на роль председателя Государственной Думы, главной задачей которого является держать всех участников деловой игры в «ежовых рукавицах» (не будет дисциплины, не будет и деловой игры). Присутствие преподавателя, конечно, будет оказывать сдерживающее начало, и тем не менее. Здесь нужен волевой студент, возможно являющийся неформальным лидером в группе; 2) на роль председателя Правительства. Эту роль должен исполнять студент, умеющий хорошо анализировать и обобщать информацию, т.е. тот, у кого интеллектуальные качества являются доминирующими. Ему придется подводить итог высказанным аргументам по законопроекту и в соответствии с этим отстаивать или корректировать свою позицию.
Презюмируется, что те студенты, кто не получил роли, являются депутатами Государственной Думы. Естественно, они должны голосовать по законопроекту после окончания его обсуждения и постановки вопроса на голосование.
Таким образом, деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы. Познавательная эффективность, осуществляемая в процессе игры путем знакомства студентов с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, с функциями своей будущей профессиональной деятельности на личном примере.
Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Она должна включать в себя все новое и прогрессивное, что появляется в педагогической теории и практике.
2.4. Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Право»
Самостоятельная работа студентов (СРС) – это активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи. СРС предполагает не пассивное «поглощение» готовой продукции, а ее поиск и творческое усвоение. Самостоятельная работа призвана подготовить студента к самостоятельной деятельности в будущем.
Во всех образовательных программах есть специальная графа – «самостоятельная работа». По правилам разработки образовательных программ в эту главу включается довольно значительный объем трудоемкости и учебного времени до 50% и даже больше. Но используется это время весьма непродуктивно. Большинство учебных планов не содержат перечня специальных заданий для самостоятельной работы, за исключением рефератов или курсовых работ и проектов. Но эти виды самостоятельной работы часто планируются без учета предусмотренных объемов.
Самостоятельная работа может быть разнообразной. Сегодня наиболее продуктивными ее видами являются ситуации, тестовые программы, обучающие игры, интеллектуально-логические упражнения и др.
В ходе самостоятельной работы студент может:
- освоить теоретический материал по изучаемо дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т.д.);
- закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем, (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
- применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения, (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, подготовка сочинения-рассуждения на юридическую тематику, работа с правовыми документами, письменный анализ конкретной ситуации);
- применение полученных знаний и умений для формирования собственной позиции, теории, (написание научно-исследовательской работы, научного доклада).
При этом надо учитывать, что самостоятельная работа – это не только самостоятельное выполнение заданий, полученных от преподавателя, но инициативная, творческая работа студента по развитию своих способностей, удовлетворению интеллектуальных потребностей, самосознанию и осмыслению профессии.
Качество самостоятельной работы проявляется в ее объемных характеристиках и распределении по дисциплинам в соответствии со статусом дисциплины и ее ролью в профессиональном становлении специалиста.
Важной характеристикой является методическое обеспечение самостоятельной работы, система консультаций и контроля ее выполнения, использование компьютерной техники и Интернета.
Сегодня при аттестации специалиста мало внимания обращают на качество самостоятельной работы. Это положение должно измениться. Надо оценивать факторы ее распределения по дисциплинам, объемные характеристики, методическое обеспечение, систему требований и контроля, организацию и практический результат.
Изучение дисциплины «Право» предполагает получение специалистами юридических знаний, оптимально необходимых им для применения в практической деятельности.
В основе методики преподавания «Право» лежит сочетание аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В процессе самостоятельной работы контролируются (тесты, контрольные работы), уточняются и углубляются знания (рефераты), полученные студентами на лекционных занятиях, сочинения-рассуждения на юридическую тематику, работа с правовыми документами и др.
Таким образом, в период выполнения самостоятельной работы студенты должны расширить свои знания в области правовой культуры, федеративного устройства РФ, основ гражданского, конституционного, административного, семейного, экологического, уголовного и международного права. Уметь ориентироваться в отраслевой системе права, анализировать содержание правовых норм и вытекающих из них субъективных прав и обязанностей.
Темы СРС
1. Мораль, право, правовая культура.
2. Основы правового статуса гражданина РФ.
3. Федеративное устройство РФ.
4. Органы исполнительной власти.
5. Конституционные основы судебной власти.
6. Основы гражданского права.
7. Основы муниципального права.
8. Основы уголовного права.
9. Основы экологического права.
10. Правовые основы защиты государственной тайны.
11. Основы международного права.
Заключение
Таким образом, правовое воспитание и обучение студентов - это необходимый шаг в деле преодоления юридической безграмотности населения, которая живет в российском обществе и имеет конкретное название «правовой нигилизм». Правовой нигилизм - это отрицание ценности права, неприятие его в качестве основы урегулирования жизни общества.
Некоторые члены общества считают правовой нигилизм болезнью, иногда даже на уровне генетики. Действительно, Россия страдала ею до революции, во время Советской власти, и наконец, Россия XXI века также не может от нее избавиться. Более того, у многих складывается впечатление, что эта социальная болезнь в настоящее время обостряется.
Традиционные или инновационные способы преподавания дисциплины «Право» не позволяют достичь второй глобальный цели - преодоления правового нигилизма. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики преподавания основ права и государства. Ведь главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность, ответственность, мобильность и, что является важным, правовая грамотность.
В этой связи акценты при изучении общеобразовательных дисциплин должны зависеть не только от познавательной активности студента, но и желания преподавательского состава.
Поэтому нам представляется важным, что воспитательное воздействие права в современных условиях должно распространяться в той или иной степени на все население, особенно молодое поколение. Молодежь, приходящая учиться в колледжи и техникумы – это не детсадовская группа, а взрослые люди, которые должны получать правовое воспитание в стенах вуза, осваивая при этом и основные предметы. Повышение роли права в жизни общества предполагает более высокоразвитое правосознание, в том числе и у тех, кто добросовестно исполняет требования правовых норм, ибо добросовестное - еще не означает образцовое и примерное.
Все выше рассмотренное должно закладываться с молодых лет, так как человек должен знать, что за каждый совершенный противоправный поступок его ждет юридическая ответственность, согласно правовым актам государства. А не знание законов, как говорится, не освобождает от ответственности. Каждый человек, является частью общества, ежедневно обязан выполнять правила, установленные государством во всех сферах жизни. Если этот процесс войдет в привычку каждого члена общества, то наша страна действительно будет правовым государством не на бумаге, а в реальности.
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.12.2014).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014)Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015).
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015).
Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.03.2015).
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015).
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Статья из книги или другого разового издания (например, сборника трудов):
Григорьева О.В. Правовое воспитание как процесс формирования высокого правосознания и правовой культуры. // Проблемы и перспективы развития современного российского общества. Концепты: духовно-нравственное развитие – социально-инновационное развитие – правовая культура и правовая защита – инновационная креативность. Всероссийская научно-практическая конференция, июнь 2010г.: [Материалы]. - Волгоград.-М.: ООО «Глобус», 2010.-С.288-296.
Учебная литература:
Алексеев Г.В. Правоведение / Учебное пособие – СПб: СПб ГУИТМО, 2007. – 144с.
Аминов И.И. Правоведение. – М.: Инфра-М, 2006. – 160с.
Гуреев В.И. Правоведение. – М.: Высшая школа, 2006. – 600с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Зенин И.А. Правоведение: Учебно-методический комплекс. – 12-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 322с.
Кудинов О.А. Правоведение (курс лекций). – М.: Экзамен, 2006. –190с.
Основы права. / Под ред. В.В. Лазарева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 429с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.Л.Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-512с.
Пугинский, Б.И. Правоведение: учебник / отв. ред. Б.И. Пугинский. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 462с.
Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.
Магницкая Е.В. Правоведение. – 3-е изд. – М.: Питер, 2008. – 512с.
Мамонтова, Э.А. Правоведение: учебное пособие / Э.А. Мамонтова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 84с.
Мардалиев Р.Т. Правоведение. Завтра экзамен. - СПб.: 2010. - 208с.
Правоведение. Под ред. Смоленского М.Б. 9-е изд., испр. и доп. - Р. на/Д: 2009. - 413с.
Правоведение: практикум: учебное пособие для студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям. / Ю.А. Горинов [и др.] – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 271с.
Румынина В.В. Основы права. – 2-е изд. – М.: Форум, 2006. – 256с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 2008. - 256с.
Шумилов В.М. Правоведение: Учебник. – М.: «Проспект», 2009. - 272с.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М.: Academia, 2006. – 336с.
Интернет ресурсы:
Ресурсы Интернет составляют базы данных справочно-информационных системы «Консультант-плюс» и др.
www.consultant.ru – правовые базы российского законодательства Общероссийская сеть распространения правовой информации,
www.pravo.ru – право в области информационных технологий;
www.rg.ru – сервер «Российской газеты».
www.pavlov-ne.ru/pravovedenie/index.html - методы и технологии в преподавания дисциплин «Основы права» и «Правоведения».