Максимальное использование патриотического потенциала литературы, применение форм и методов, активизирующих образно-эмоциональное восприятие детей
Немаловажную роль в изучении тем ВОВ играет внеклассное чтение и внеклассная работа по русской литературе. О ней будет рассказано чуть ниже, но формы этой работы могут быть самыми разными. Полезно приурочить ее к военным праздникам: Дню Защитника Отечества, Дню Победы и связать с воспитательными мероприятиями, которые обычно проводятся в таких случаях. Это могут быть не только уроки, как стандартные так и необычные. Это может быть, например, выполнение стенгазеты («Дорогами Великой Войны - к Великой Победе», «Вахта памяти» и т.д.), выполнение проекта «Сборник ученического творчества, посвященного ВОВ» и др. При этом работа может выходить за рамки курса русской литературы, определенного программой, и вообще потерять часть «литературности». Но учителю не следует упускать из вида предмет и уклоняться в сторону только воспитательных мероприятий. В проектах непременно должно быть литературное «наполнение» (это может быть творчество учеников, их рисунки к произведениям авторов для стенгазеты, включение в проекты стихов ранее неизвестных авторов). Полезно также в качестве воспитательного мероприятия сводить учеников в музей, устроить концерт, пригласить ветеранов и т. д.
«Источник силы русского народа - правая Вера, нравственное превосходство, превосходство устройства жизни, обычаев, уклада, морали, умения строить жизнь на земле и защищать ее от врага. К такому осмыслению приходят школьники, так они приобщаются и к авторскому замыслу, его выстраданной позиции патриота и гражданина, и к истории своего народа» [18, с 56]. А это особенно важно для того, чтобы сформировать свою гражданскую позицию, сделать свой нравственный выбор. Максимальное использование патриотического потенциала литературы, применение форм и методов, активизирующих образно-эмоциональное восприятие детей, открывает возможности для активизации воспитательных функций школы в целом.