ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛЯЩЕЙ ЛИЧНОСТИ


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛЯЩЕЙ ЛИЧНОСТИ
А.А.Акимова (Нижний Тагил)
Величие человека – в его способности мыслить.
Б. Паскаль
Главное богатство современной России – её интеллектуальный потенциал, и система образования должна быть нацелена на то, чтобы помочь детям проявить себя, создать условия удовлетворения их интеллектуальных потребностей, формирование научных взглядов на мир. Для решения этой сложной задачи в нашей гимназии созданы и успешно работают «Проектные мастерские», целью которых является - развитие личности думающей, овладевшей умениями исследовательской деятельности. Создавая проектные мастерские, мы стремимся активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер. Ребенок в проектной мастерской не объект, а активный и инициативный субъект познавательной деятельности.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.[1]
Для успешной работы в проектной мастерской младший школьники должен овладеть:
основными способами поведения и деятельности в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями;
приемами целеполагания;
методами информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
способами моделирования - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умением структурировать знания;
умением осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
рефлексивными способами оценка процесса и результатов деятельности;
приемами репродуктивной (по алгоритму) и продуктивной (творческо-поисковой) деятельности.
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную деятельность, должна быть в области познавательных интересов учащихся в зоне их ближнего развития.
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки, наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен проект.
Организация сопровождения исследовательской деятельности учащихся направлена на развитие личности учащегося в соответствии с требованиями современного образования. Она способствует активизации мыслительного процесса, начальным моментом которого является проблемная ситуация, которая вовлекает личность в активный интеллектуальный поиск. Исследовательская деятельность учащихся развивает самостоятельность мышления. Дети, вовлечённые в проектную деятельность, учатся успешно сотрудничать и помогать друг другу, мыслить «сообща», дискутировать, отстаивать свою точку зрения, аргументировать. Ученики учатся слышать, принимать и уважать другую точку зрения. Данное направление педагогической практики, безусловно, является перспективным. Мотивированный ученик начальной школы, окрылённый успехами своих открытий и самостоятельных действий, в старшей школе будет чувствовать себя более уверенно, что очень важно для дальнейшего развития самостоятельно мыслящей личности.
Список литературы.
Шестакова Н.В. «Этапы работы над проектом в начальной школе», Социальная сеть работников образования nsportal.ru , 2013 год.