1. Технологические карты уроков в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. (Цикл уроков по музыке в 5 классе, раздел «Музыка и литература»).
Технологические карты уроков в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. (Цикл уроков по музыке в 5 классе, раздел «Музыка и литература»).
Методический комментарий:
Система заданий на уроках направлена на развитие образного мышления через интеграцию с другими видами искусства. Отбор содержания материала позволил организовать деятельность учащихся в различных формах.
Продукты творческой деятельности различны: например, рисунки, аппликации, коллажи, фотобуклеты, поделки; рассказы, былины, сказки, песни, стихи, синквейны, сочинение-зарисовка и позволяют установить обратную связь с классом, дают материал для анализа эффективности проводимой работы.
Через приемы «Система вопросов и заданий», «Визуализация», «Импровизация» ученики проявляют активность, самостоятельность, целеустремленность, направленные на решение поставленных задач.
Творческие работы учащихся(Тема: «Музыка, которую необходимо объяснить словами» (сочинения-миниатюры).
Рисунки к урокам музыки
Технологическая карта урока музыки №1
Табл № 1
Авторы, разработчики:
Учебник Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка».
Предмет
Музыка
Класс
5
Цель урока
углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; народных истоках профессиональной музыки.
Задачи
Образовательная:
познакомиться с темой взаимодействии связи народного творчества с творчеством композиторов;формировать понятия жанров используемых в творчествах композиторов;
Воспитательная:
воспитание чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
Развивающая:
познакомить с современными интерпретациями классической музыки;
приобретение навыков коллективной работы;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения результатов в учебной работе;
умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
умение слышать и слушать своих одноклассников.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Тема
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор
Табл № 2 Планируемый результат
Предметные умения:
1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета.
2. Определять особенности русской народной музыкальной культуры.
3. Уметь использовать понятия: интерпретация, обработка, трактовка.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.
Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; освоение ознакомительного, поискового чтения;
Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания, используя новые понятия; уметь задавать вопросы.
Табл. № 3 Организация пространства
Формы работы
Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) и т.п.)
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
- Учебник;
- Тетрадь;
- Фонохрестоматия;
- Компьютерная презентация материала.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов
1
2
3
4
5
1.
1 этап – Мотивационный
Музыкальное приветствие.
Ребята наш урок мы начнем с новой песни. Послушайте и ответьте на следующие вопросы.
- О чем эта песня?
- Как с помощью средств музыкальных выразительности, композитор выразил образ созданный автором текста?
Просмотр видеофрагмента.
- Правильно, плавная, напевная, минорная песня в современных ритмах очень хорошо подходит к образу прощания с золотой осенью, созданным автором слов.
Слушание песни.
Ответы на вопросы учителя.
Личностные
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
– Как вы думаете продолжительность жизни песни?
- Она у всех песен одинаковая? От чего она зависит?
- Назовите мне названия песен, которые прожили долгую жизнь? (Народные песни).
- В каком виде (жанре) они дошли до нас?
-Это будет вокальная или инструментальная музыка?
- Ребята тема нашего урока так и называется “Живительный родник творчества”.
Ответы на вопросы.
Формулирование темы урока.
Регулятивные
Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
Познавательные:общеучебные-формулирование темы урока
2
2 этап - Осмысления новой информации
-Как вы понимаете смысл этого выражения?
- К песне, как роднику творчества, новых идей и вдохновений обращались композиторы разных поколений, давая ей вторую жизнь.
Ответы на вопрос учителя, учащиеся называют фамилии композиторов
Познавательные
Действия, постановки и решения проблем
- Всем хорошо знакома с самого детства русская народная песня “Во поле береза стояла”. Но мало кто из вас знает, что эта песня записана Н.А. Львовым (известным зодчим, литератором, художником, переводчиком) собирателем русских песен, нашим земляком. Услышал и записал эту песню А.Н. Львов в Торжокском районе Тверской губернии. Давайте вспомним ее.
Благодаря великому русскому композитору она известна и любима во всем мире.
Просмотр и слушание отрывка 4 симфонии П.И. Чайковского.
Исполнение песни.
Ребята называют фамилию композитора
Коммуникативные
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества
Познавательные:
Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы, попытка классифицировать
Регулятивные: прогнозирование, планирование
- Как прозвучала русская народная песня в симфонии П.И. Чайковского? - Мелодия песни прозвучала один раз?
- Она звучала все время одинаково?
- Какова музыкальная форма?
- Какой смысл придала эта песня произведению П.И. Чайковского?
- Это была интерпретация или обработка русской народной песни?
Просмотр видеофрагмента. (“Песня Сольвейг” Э.Грига в инструментальном исполнении).
Просмотр видеофрагмента. (“Песня Сольвейг” Э. Грига джазовая обработка, в исполнении оркестра Луи Амстромга).
Что вы можете сказать о прозвучавшей музыке? Она была одинаковая или разная?
- Чем отличались эти два произведения друг от друга? - Какие появились новые черты?
- Что вам понравилось больше? Почему?
- Это была интерпретация или обработка музыки? - Чем отличается обработка от интерпретации?
- Молодцы ребята. Вы правильно поняли, что прозвучало одно произведение в инструментальных обработках: первое оригинал, а второе джазовая интерпретация (новое видение) “Песни Сольвейг” из музыки к драме Ибсена “Пер Гюнт” норвежского композитора Эдварда Грига. Джаз - этот жанр музыки появился в начале 20 века в Америке. В основе этого жанра лежит импровизация.
Анализ прослушанной музыки.
Ответы на вопросы: Вариации.
Обработка.
Просмотр видеофрагмента.
Анализ музыкальных произведений.
Познавательные:
учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,
определять средства музыкальной выразительности
высказывать суждения о музыке.
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию
Коммуникативные:
умение выражать мысли, управление поведением партнера
3
3 этап - Включение в систему знаний и повторение
Посмотрите на репродукцию картины Константина Васильева “Ожидание”. О чем она?
- Можно ли сказать, что это тоже интерпретация “Песни Сольвейг” Э.Грига, но только выраженная не звуками, а цветом? Почему?
- Правильно, интерпретация одного и того же образа может быть в разных видах искусства.
- О каких видах искусства у нас сегодня на уроке шла речь?
- Какой жанр музыки лежал в основе урока?
- Какой смысл заложен в теме нашего урока “Живительный родник творчества”?
- Многие великие композиторы дали вторую жизнь вокальным произведениям, где в основе лежит литература, этим увековечив их.
.
Ответы учащихся.
Просмотр репродукции картин.
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию
Познавательные
Учатся определять жанр произведения.
4
4 этап - Рефлексия
-Давайте откроем тетради и вспомним имена композиторов и термины, которые сегодня звучали на уроке.
- Настало время подвести итог урока.
- С каким настроением вы уйдете с урока?
- Все ли вам было понятно на уроке? Есть ли какие вопросы?
Давайте проанализируем работу на уроке и поставим объективную оценку за работу на уроке самим себе, учителю и самому уроку.
- Спасибо за работу на уроке. До свидания.
Анализ работы и выставление оценок.
Регулятивные:
Открытость учащихся в осмыслении своих действий
Личностные: формирование самооценки, самоуважения Познавательные:
логические-анализ.
Технологическая карта урока музыки №2
Табл № 1
Авторы, разработчики:
Учебник Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка».
Предмет
Музыка
Класс
5
Цель урока
сформировать практические навыки инструментального и вокального музицирования разных видов колокольных звонов посредством музыки и литературы.
Задачи
Образовательная: осознать значение колокольного звона в жизни человека.
Развивающая: научить творчески и логически думать.
Воспитательная: повысить музыкальную культуру учащихся, любовь к своей Родине, уважение к людям.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Тема
Всю жизнь мою несу родину в душе
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор
Табл № 2 Планируемый результат
Предметные умения:
1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета.
2. Понимать стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства
3. Сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;участвовать в коллективной исполнительской деятельности
.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.
Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; освоение ознакомительного, поискового чтения;
Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания, используя новые понятия; уметь задавать вопросы.
Табл. № 3 Организация пространства
Формы работы
Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) и т.п.)
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
- Учебник;
- Тетрадь;
- Фонохрестоматия;
- Компьютерная презентация материала.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов
1
2
3
4
5
1.
1 этап – Мотивационный
Звучит «Великий колокольный звон» М. П. Мусоргского– Какие звуки вы услышали, когда вошли в класс?– Какие виды звонов вы знаете?– В каких случаях они звучат?– Хотели бы вы научиться их играть сами? Давайте попробуем.
У вас на столах имеются колокольчики 1 ряд – большие, 2 ряд – средние, 3 ряд – маленькие. Попробуйте сымитировать на них только что прозвучавшую музыку.
– Почему не получилось, как вы думаете?
Отвечают на вопросы. Работают с колокольчиками. Формулируют проблему.
Личностные
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
Определение цели урока:– Что же нам для этого надо сделать?
– Какие источники (жанры искусства) нам в этом помогут?
Называют цель урока
Регулятивные
Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
Познавательные:общеучебные-формулирование темы урока
2
2 этап - Осмысления новой информации
Интерактивная беседа о том, когда и как на Руси звонили в колокола.
– А теперь каждый ряд подберет ритмический аккомпанемент к тому музыкальному произведению на стр. 33, в котором будут звучать соответствующие колокольчики.
– Сегодня прозвучит новое произведение для хора, солистов и ударных инструментов В.А.Гаврилина – симфония–действо «Перезвоны».
Послушайте внимательно фрагмент и определите, какие виды звонов имитируют человеческие голоса. Кто первым определит, можете подыграть на своих колокольчиках.
Анализ.
Изучение приёмов игры и их воспроизведениеблаговест – в большой колокол в обе стенки редко;набат – в средний колокол в одну стенку часто;трезвон – в маленький колокольчик один приём по три раза.
Дети выбираютмузыкальное произведение, аргументируя свой выбор.1ряд играет набат под «Великий колокольный звон»2 ряд играет благовест под хор «Славься!»3ряд играет трезвон под «Светлый праздник».
Слушание «Весело на душе»
Познавательные
действия постановки и решения проблем
Коммуникативные
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества
Познавательные:
Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы.
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию
3
3 этап - Включение в систему знаний и повторение
Учебник стр. 34
Раздаются схемы с пустой партитурой и подписанной строчкой стихотворения Б.Пастернака «Снег идёт» по слогам.
Алгоритм задания:
1. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «Снег идёт». 2. Определите размер стиха3. Попытайтесь его пропеть про себя.4. Сочините к стихотворению ритмическую музыку для каждого звона.5. Озвучьте её.
Сравните свои музыкальные решения с композиторским.
Г.Свиридов «Снег идёт».
– Какую выразительную роль сыграли здесь колокола?
– Для чего композитор ввёл чередование: альты – сопрано?
Какие выразительные средства литературного произведения – стихотворения помогли вам и Г.Свиридову как композиторам создать музыку?
– Многие композиторы использовали колокольные звоны в своих произведениях.А в литературе вы встречали колокольные звоны? В каких жанрах?Вспомните песни, в тексте которых есть звучание колоколов
.
Дети выполняют письменнуюсамостоятельную работу, помечая в схемах трёхголосное звучание.
Выходят три ученика с разными колокольчиками и представляют своирезультаты.
Выявляются возможныепричины ошибок и их исправления.
Слушание «Снег идёт» из кантаты Г.Свиридова
Ответы на вопросы.
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию
Познавательные
Учатся определять средства выразительности в музыке
4
4 этап - Рефлексия
– Составьте синквейн.
– Дайте название теме урока!?
– Выскажите свои впечатления от урока (самооценка)Оценки за урок.
Домашнее задание: прочитайте сказку «Война колоколов» и ответьте письменно на вопросы.
Примерные ответы:1 строка – звоны, колокола2 строка – колокольные, выразительные3 строка – музыка, литература4 строка – «Колокольные звоны в музыке и литературе»
Анализ работы и выставление оценок.
Регулятивные:
Открытость учащихся в осмыслении своих действий
Личностные: формирование самооценки, самоуважения Познавательные:
логические-анализ.
Технологическая карта урока музыки №3
Табл № 1
Авторы, разработчики:
Учебник Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка».
Предмет
Музыка
Класс
5
Цель урока
Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.
Задачи
Обучающие:
формирование умения анализировать, сравнивать музыкальные и литературные произведения;
развитие чувства художественного слова;
знакомство с новыми произведениями искусства;
расширение представлений о композиторе Г.В. Свиридове и о его музыке.
Развивающие:
формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;
развитие исследовательских способностей;
развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;
развитие образного мышления.
Воспитательные:
привлечение внимания к творчеству русского композитора, писателя, поэта,
определение значимости роли музыки в жизни человека;
воспитание чувства любви к Родине;
воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Тип урока
Комбинированный урок.
Тема
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Оборудование
Компьютер, видео ряд к музыкальному произведению, видео ряд с портретами композитора Г.В.Свиридова, портрета писателя В.П.Астафьева, портрета поэта С.Есенина; видео ряд родных мест Г.В. Свиридова и Е.А.Есенина.
Табл № 2 Планируемый результат
Предметные умения:
1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета.
2. Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них; знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.
3. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью; узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.
Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; освоение ознакомительного, поискового чтения;
Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания, используя новые понятия; уметь задавать вопросы.
Табл. № 3 Организация пространства
Формы работы
Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) и т.п.)
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
- Учебник;
- Тетрадь;
- Фонохрестоматия;
- Компьютерная презентация материала.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов
1
2
3
4
5
1.
1 этап – Мотивационный
-Здравствуйте, ребята! В этом году у нас очень интересные темы: «Связь музыки с разными видами искусства». В первом полугодии мы рассматриваем связь двух видов искусства: музыки и литературы. Наша задача исследовать, что объединяет эти два вида искусства?– Представим, что один композитор оставил нам свое звуковое послание.– Что можно сказать об этом композиторе? Какой страны этот композитор? О чем он хочет нам рассказать?– Это русский композитор?– Почему вы так решили?– О чем это музыкальное произведение?
– Как он относится к Родине?
– Кто исполнил это произведение?– Кроме музыки прозвучал еще и поэтический текст. Соавторство двух творческих людей: музыканта и поэта. Прозвучала «Запевка» русского композитора Г.В.Свиридова на стихи И.Северянина.
Слушание «Запевки» И.Северянина, Г.В.Свиридова. Просмотр видео ряда.
Варианты ответов учащихся.
Личностные
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
Регулятивные
Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
Познавательные:общеучебные-формулирование темы урока
2
2 этап - Осмысления новой информации
Сообщение: биография Свиридова В.В.
-Я думаю, что вам хорошо известен этот поэт.
-Послушайте несколько фрагментов самых известных стихов этого поэта.
– Вы догадались – это С.Есенин. Красивые стихи этого поэта?– Они певучие, музыкальные. Свиридов оказался практически самым первым, кто написал музыку на стихи поэта. А сам Есенин никогда не писал для песен свои стихи. Пятьдесят произведений написано на стихи Есенина у Г.В.Свиридова.Сегодня мы послушаем вторую часть из «Поэмы памяти Сергея Есенина».Эпиграфом к поэме Свиридов выбрал стихи Есенина: «более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла».– Поэма? Какому виду искусства ближе этот жанр? – Что это за жанр этого музыкального произведения?– Поэма – это большое лирико-драматическое произведение, отличается большой эмоциональностью. В произведении 10 частей. Вторая часть «Поет зима – аукает!».– Видим уже в первой строчке стихотворения музыкальное слово – «поет».– Знакомо ли вам это стихотворение?– Попробуем и мы стать соавторами стихов Сергея Есенина. С чего нам надо начать, если бы мы стали композиторами?– Наверно, стоит начать с внимательного прочтения текста. С «вслушивания» в него. О Свиридове говорили: «Он обладает абсолютным поэтическим слухом».
(Выписать на доску: динамика, ритм, темп, интонация, мелодия, характер, тембр, лад)
Итак, давайте вслушаемся
Работа с текстом. <[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]>.
Поет зима – аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка
У. – Какая музыка будет созвучна этим строчкам? (Зима – образ богатырской силы, мужества, «стозвон» – звон колокола.Это – символ Руси) по характеру, ладу, темпу, динамике.
Учащиеся предлагают варианты, например:
Характер – тревожный, решительныйЛад – минорТемп – умеренныйДинамика – яркая.Мелодия – скачки, нет плавности
У. – Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака
– Будет ли изменяться музыка? Как?
Учащиеся предлагают свои варианты.
Характер – решительный, но более спокойныйЛад – минорДинамика – яркаяМелодия – более распевная.
У. –
А по двору метелицаКовром шелковым стелется,Но больно холодна.
У. – Какой возникает образ? Как он изображается в стихах? Как его изобразить в музыке?
Варианты учащихся, например:
Темп – более быстрыйЛад – минорМелодия – развитая, с изгибами, более плавнаяРитм – четкий.
У. –
Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна.Озябли пташки малые,Голодные, усталые,И жмутся поплотней
У. – Опять новый образ. Как изобразить « сиротливых, голодных, усталых воробышков»?
Варианты учащихся, например:
Характер – более мягкийДинамика – тихая, не громкоМелодия – без скачков, протяжнаяТемп – спокойнее.
У. –
А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней.
– Как изменяются образы, как изменяется их характер?
Варианты учащихся, например:
Ритм – четкийХарактер – жесткий, тревожныйМелодия – решительнаяДинамика – яркая, звучит громкоТемп – быстрый.
У. –
И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежныеУ мерзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца, яснаяКрасавица весна, красавица весна.
У. – Как заканчивается стихотворение С. Есенина? Как это передать в музыке?
Варианты ответов учащихся, например:
Темп – спокойныйДинамика – тихаяРитм – менее четкийЛад – мажор.
У. – Музыка постоянно изменяется. Как? У-ся – (Контрастно). От яркой динамики до спокойной, изменяется характер.У. – Кто будет исполнять? У-ся – (Смешанный хор)У. – Какие тембры голосов и где будут использованы? Нужен ли нам оркестр?
Ответы на вопросы учителя.
Называют поэта.
Работа с текстом. Предлагают варианты ответов.
Коммуникативные
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества
Познавательные:
Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы, попытка классифицировать;
действия постановки и решения проблем; учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,
определять средства музыкальной выразительности
высказывать суждения о музыке.
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию
– Чем пользуются композиторы, создавая музыкальный образ?– Какие средства вы знаете?
(Выписать на доску: динамика, ритм, темп, интонация, мелодия, характер, тембр, лад)
Итак, давайте вслушаемся
Работа с текстом.
– Музыка постоянно изменяется. Как? – Кто будет исполнять? – Какие тембры голосов и где будут использованы? Нужен ли нам оркестр?
3
3 этап - Включение в систему знаний и повторение
Анализ произведений: Вторая часть «Поет зима – аукает» В.В. Свиридова; рассказ «Слово о мастере» В.П.Астафьев.
-Давайте послушаем, совпадет ли ваш вариант с версией композитора Г.В.Свиридова.
Слушание второй части «Поет зима – аукает», слова Свиридова. Анализируют, отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию
Познавательные
Учатся определять интонационное сходство, единство средств выразительности двух видов искусства.
4
4 этап - Рефлексия
– Мы увидели, что литература и музыка могут быть вдохновением для творческих людей. Есть общие жанры. Есть общие средства выразительности. Идеи люди творческих профессий черпают для своих произведений из реальной жизни.
Литература, музыка всегдаСоюз искусства и добра,Союз великого, земного,Такого близкого, родногоИскусства.
Удрас А.Ф.
– Основная тема произведений – тема Родины. Но с чего начинается любовь к стране? С малой родины – с любви к маме, к дому, друзьям – Спасибо, ребята, за активную работу, за ваши откровенные размышления.
Ответы на вопросы. Самоанализ.
Регулятивные:
Открытость учащихся в осмыслении своих действий
Личностные: формирование самооценки, самоуважения
Творческие работы учащихся, рисунки к урокам музыки
минисочинения-рассуждения
Тема: «Музыка, которую необходимо объяснить словами».
***
Весна Вивальди.
«Слушая композицию Вивальди, сердце человека наполняется радостью, спокойствием, и самыми прекрасными чувствами. Композитор в своей чудесной музыке ярко выразил приход весны. Как будто-вот первая капель, нежный подснежник просыпается и тянется к солнышку! Душа наполняется теплом, светом, добротой! Слушаешь.и замираешь Столько прекрасного выражено в этой композиции!»
(Рыбаков Н., 7 класс)
***
Осень Чайковского.
«Композитор ярко передал чувство грусти, тоски увядающей природы. Благодаря фортепиано мы можем услышать и даже почувствовать кристальные звуки осени и прозрачного воздуха. Можем почувствовать тоску и грусть композитора в эти минуты.»
(Мутраков И., 7 класс)
***
Осень Вивальди.
«Слушая его произведение «Осень» мы ощущаем гимн торжества и праздника. Которые сменяются нотками грусти и тоски. Великолепные трели скрипки окунает нас в теплую страну, где зреет виноград, светит солнце. Где тепло и радостно на душе и оттого бывает иногда грустно!»
(Носур В., 7 класс)
***
Образ Зимы в музыке Вивальди и Чайковского.
«Красота природы, смена времен года, а каждое из них- осень, зима.весна и лето- неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Есть живописцы, которым хороша наша русская зима!
Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем сказочным узором раскрасят они деревья и дома.
Каждый человек в душе художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, как картину. Используя, музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины и образы зимы очень разной. А художники-свои картины зимы. Но они очень близки порой по настроению друг к другу. Можно услышать живопись и увидеть музыку.»
(Жданова О., 7 класс)
***
Зима Вивальди.
«Когда я слушаю музыку замечательного композитора Антонио Вивальди, я как будто попадаю в сказочный зимний лес. Мне представляется тихое морозное утро, плавное кружение снежинок в воздухе. Я чувствую легкое дуновение свежего морозного ветерка. Прохладу солнечного зимнего утра. Мне кажется. Что солнце светит все ярче и ярче, появляются отблески перламутра на снегу. Я вижу. Как блестят разноцветные искорки инея, как падают на снег фиолетовые тени деревьев. Ближе к полудню легкое дуновение ветерка переходит в разбушевавшуюся вьюгу. При этом я ощущаю холод. Возникает чувство грусти. Яркое небо затягивают темные облака. Переливы мелодии становятся тише. Солнце уже зашло за горизонт. На землю падают крупные хлопья снега.»
(Шевченко С., 7 класс)
Рисунок 115