РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 29»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_________/Алексеенко М.В./
(подпись)
«______» __________ 20____г. УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ «СОШ № 29»
городского округа г. Стерлитамак РБ
от «_____» _______ 20___г.
№ ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ. ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ»
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Срок реализации – 2 года
Программа разработана на основе методических рекомендаций «Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/ Н.Ф.Виноградова. -М.: Вентана-Граф, 2015, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков. М. «Просвещение» 2010 г, примерной программы по обществознанию для 5-9 классов. М.: «Просвещение», 2011 г., примерной программы по истории 5-9 классы. М. «Просвещение» 2011 г. и программы по истории и культуре Башкортостана для обучающихся I – IXклассов. Составители: Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова. - Уфа, 2010.
Составитель:
Анпилогова Наталия Трофимовна
учитель истории и обществознания
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на заседании методического объединения классных руководителей
Протокол от «______» __________ 20____ г. № _______


2016 г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного курса определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации, а также на основе положительного отношения к труду;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Предметные результаты
- Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об этических, культурных нормах и ценностях народов Республики Башкортостан;
- понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Метапредметные результаты
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- владение устной, письменной, монологической и контекстной речью.
К концу обучения учащиеся научатся:
•Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
•Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозныхтекстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение собщечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
•Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализироватьвысказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
•Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказыванияизвестных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии сучебной задачей.
•Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
•Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
•Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
•Работать с историческими источниками и документами
5 класс
Личностнымми результатами изучения курса внеурочной деятельности в 5 классе являются следующие результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности в 5 классе являются следующие результаты:
- Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об этических, культурных нормах и ценностях народов Республики Башкортостан;
- понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности в 5 классе являются следующие результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
6 класс
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности в 6 классе являются следующие результаты:
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации, а также на основе положительного отношения к труду;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности в 5 классе являются следующие результаты:
- Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об этических, культурных нормах и ценностях народов Республики Башкортостан;
- понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности в 5 классе являются следующие результаты:
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел Содержание курса внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Виды деятельности учащихся
В мире культуры Величие российской культуры. Российская культура –плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (К.Брюллов, И.Репин, К.Станиславский, Ш.Алейхем, Г.Уланова, Д.Шостакович, Р.Гамзатов, Л.Лихачев, С.Эрьзя, Ю.Рытхэу и др.) Многонациональная культура народов Башкортостана. Культура коренного народа, ее связь с культурой других народов, населяющих Башкортостан. Человек- творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Примеры нравственности башкирского народа. Источники, создающие нравственные установки. .Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов Башкортостана. .Схожесть языков, обычаев, обрядов, песен башкирского и татарского народов. Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов Башкортостана.
«Через культуру познаём себя мы!»
Башкирские шежере – как историко- культурный памятник. Их роль и значение. Предания и легенды народов Башкортостана. Талантов россыпь, гениев полёт. Талант в себе можно открыть, а можно «зарыть». Какого человека можно назвать талантливым, а кого- гениальным. Россия – страна, богатая талантами. Выдающие личности - представители народов РоссииД.И. Менделеев, Константин Иванов, Чингиз Айтматов, Мифтахетдин Акмулла, Салават Юлаев, Ахмет Заки Валиди и др.
«Я нарисую этот мир, каким люблю».
Многогранность восприятия мира в творчестве художников: М.В. Нестерова, А.Э. Тюлькина, К.С. Девлеткильдеева, М.Н. Елгаштиной. Изображение природы, городов, деревень, людей труда в творчестве художников. Горжусь своими земляками. Знаменитые уроженцы города Стерлитамак. Стерлитамак – город, знаменитый своими уроженцами: Герои СССР, Герои социалистического труда и.т.д. Культурные традиции моего города. Традиции Стерлитамака (праздники, проведение встреч с интересными людьми, библионочи, театральные ночи и т.д. История и культурные традиции – основа духовного единства общества. (урок- семинар).История страны складывается из истории народов. Культурные традиции народов России. Культура поведения современного человека. Как человек может развить культуру поведения.
Беседы, просмотр тематических видеофильмов, чтение и обсуждение прочитанного, совместная деятельность в группах, работа с информацией, выступления с сообщениями. Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя
Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую». Патриотические чувства россиян. Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов о защите Родины (русских, татар, башкир и др.).Герои национального эпоса разных народов. Богатырские сказки «Урал –батыр, Акъял- батыр, Камыр –батыр (по выбору). Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России ( Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова, Кахым- туря.).
Всякий мужественный человек приносит честь своей Родине. Примеры героизма солдат (Алексей Маресьев, Александр Матросов, Александр Покрышкин, Минигали Шаймуратов, Минигали Губайдуллин). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур – Залман и др.). Участие мусульманского духовенства в организацию защиты Отечества.В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Отражение отношения к труду в фольклоре. Башкирская сказка «Два лентяя». Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Славные дела мастеров остаются в памяти потомков. З.Биишева. Рассказ «Мастер и подмастерье». «Плод добрых трудов славен». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Высказывания о нравственных качествах человека, проявляющихся в труде, в учениях Будды, Мухаммада, Иисуса Христа.Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники и др.). Ф.Исянгулов. «Мост Хамита».Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. М.Карим. «Таганок». Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатии, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности.
«Семья – первый трудовой коллектив». Семья – первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности.
Любовь- главная семейная ценность. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. «Слава детей- родители их». Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Шежере башкир. Практическое занятие по теме «Что я делаю, чтобы в нашей семье всегда были мир и любовь». Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. В хорошей и дружной семье люди защищены, люди всегда помогают и заботятся друг о друге, молятся друг за друга.
Я - патриот своей страны! Чувство патриотизма. Кого можно назвать патриотом. Идеи патриотизма и любви к Родине в произведениях живописи, литературе (русская былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», М. Карим цикл стихов «Европа-Азия», эпос «Урал –батыр», В Фельдман «Родина», А. Э. Тюлькин «Голубец»). Мы - дети твои, дорогая Россия. Многонациональное население России. Малые народы – «не маленькие народы». Традиции и обычаи народов России: общее и особенное (воспитание, почитание родителей, патриотизм, уважение к памяти предков).
Осознанный выбор и действия.
Что такое осознанный выбор. Право человека выбирать. Ответственность за сделанный выбор. Тема выбора в художественных произведениях и живописи (Е. Ильина «Четвертая высота», русская народная сказка «Молодильные яблоки», В. Васнецов «Витязь на распутье».Дружба народов – надёжный оплот. Россия - великая многонациональная держава. Дружба народов - гарант стабильности и процветания государства. «Навеки с Россией» .Присоединение Башкортостана к Русскому государству. Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства (песня «Семирод», песня «Урал»). «Пою мою республику».
Башкирия – многонациональная республика, в которой живут представители 160 национальностей и 13 входящих в них этнических групп. Люди, внесшие большой вклад в развитие Башкортостана. Через века несём мы память! Сознавая себя наследниками народа-победителя, мы должны помнить о том, что теперь мы несем свою долю ответственности за судьбу страны. России верные сыны. О славных победах России (на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). Человек на войне. Героические портреты. К. Минин, Д. Пожарского, М.И. Кутузова, Д. Давыдова, Г.К. Жукова, К. Шаймуратова, М. Нагуманова, М. Гареева, С.А. Ковпак, пионеры - герои. Подвиг народов России в литературе, музыке, кинематографии. Вклад народов Башкортостана в победу советского народа в Великой Отечественной войне.
 В годы Великой Отечественной войны Башкортостан внес достойный вклад в Победу. Мобилизация. Труд народов БАССР в годы войны. Предприятия, институты, эвакуированные в Башкирию. Исход войны решался не только на полях сражений, но и у мартенов, в шахтах, на нефтепромыслах, на хлебных нивах, в конструкторских бюро, в госпиталях. Трудящиеся Башкортостана оказывали всестороннюю помощь Красной Армии, ее воинам, были активными участниками патриотического движения помощи фронту и населению освободившихся районов СССР. Ратный подвиг во имя Родины.На фронтах из республики сражались около 800 тысяч человек, из них каждый третий пал смертью храбрых. За проявленную доблесть и отвагу, беспредельную преданность Отчизне более 200 тысяч воинов из Башкортостана были награждены орденами и медалями, свыше 300 солдат и офицеров стали Героями Советского Союза и полными кавалерами ордена Славы. (А. Бикчентаев «Орёл умирает на лету», А Матросов и М. Губайдуллин К. Мэрген «Высота 30 батыров»). Я, ты, он, она – вместе целая страна.В нашей стране все люди имеют равные права, независимо от национальности, вероисповедания, места жительства (Декларация прав человека и гражданина. Конституция РФ и РБ). «Не русский я, но россиянин». В Башкортостане проживают представители 160 национальностей, связанных историческим родством. Тема межнационального согласия в серии «Золотые родники» (русские писатели о Башкортостане). «Не тот брат, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает».
Стремление помогать друг другу в тяжелых ситуациях присуще только людям, объединенным общими помыслами и идеями. Сильная Россия сильна единством народов малых и больших, ее населяющих. Народы России дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь. Любую беду можно победить сообща.
Сплочение народа в момент опасности (на примере землетрясения в Ташкенте 1966 г., авария в г. Чернобыль, теракт в г. Беслан, гибель атомной подводной лодки «Курск»). Гуманитарная помощь России.
Беседы, просмотр тематических видеофильмов, чтение и обсуждение прочитанного, совместная деятельность в группах, работа с информацией, выступления с сообщениями, диспуты. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Древние верования башкир. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии (оживление имеющихся представлений). Откуда на Русь пришло христианство? Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Влияние церкви на образование, культуру народа. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.Православие в Башкортостане. Появление и распространение православия в Башкирии.Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII- XII века ) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Исламский календарь. Архитектура православия и ислама. Мечеть – часть исламской культуры Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры нашей страны.Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Д.С.Бортнянский, Аль-Хорезми, Абу ар –Рази, Галимжан Галеев Баруди, Омар Хаям и др.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Еврейский календарь.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. П. Брейхель «Вавилонская башня», К.Флавицкий «дети Иакова продают своего брата Иосифа», Ш. Теверен «Иосиф и его братья в Египте», Ф.Завьялов «Самсон разрушает храм филистимлян» и др. (по выбору).Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Искусство танка. Буддийский календарь.Культовые сооружения буддистов. Ступа, пагода Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Религиозные праздники народов России как особый пласт культуры. Утверждение общечеловеческих ценностей. Торжество человеческой жизни, единения, (Пасха, Ураза- байрам, Ханука). Я сегодня хочу рассказать… (урок- семинар).Индивидуальные выступления по выбранным темам. (Приложение1).От истоков к современности. Беседы, просмотр тематических видеофильмов, чтение и обсуждение прочитанного, совместная деятельность в группах, работа с информацией, выступления с сообщениями. Как сохранить духовные ценности.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Шульганташ- уникальный памятник природы и древней живописи Башкортостане. Заповедник Шульганташ. Наскальная живопись. Уникальная природа заповедника.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской и башкирской истории. Известные меценаты.
Что значит быть человеком?
Человек и его нравственная основа. Золотое правило морали. Человек как центральная тема в литературе, живописи и искусстве (башкирская народная сказка «Камыр- батыр», Е. Бочкарёва «Сказка про человека», Е. Велтистов «Приключение Электроника», Д. Левицкий «Портрет Екатерины II», Леонардо да Винчи «Мадонна Лита»). Моя семья - моя богатство. Семья – семья Я. Любовь - как главная семейная ценность. Поддержка, взаимопонимание и уважение в семье. Роль семьи в формировании нравственной составляющей личности. Основные функции семьи. Тема семьи в литературе, живописи и искусстве. А. Алексин «Рассказы о счастливой семье», осетинская сказка «Отец и сыновья», Т. Агибалова «В семейном кругу», Ф. Решетников «Опять двойка», В Иванов «Семья», П. Филонов «Крестьянская семья»). Кто в деле, тот и в ответе. Понятие об ответственности. Что значит быть ответственным. Чувство ответственности и долга в произведениях С. Агиша «Гнедко», Г. Тукая «Водяница». Беседы, просмотр тематических видеофильмов, чтение и обсуждение прочитанного, совместная деятельность в группах, работа с информацией, выступления с сообщениями, диспуты, конкурс рисунков «Моя семья». Твой духовный мир Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества, личности- составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Культура поведения современного человека. Как человек может развить культуру поведения. Заключительное занятие по курсу «Человек в мире культуры». Защита проектов, индивидуальные выступления по выбранным темам.
Скажи мне, кто твой друг.
Приятельство и дружба. Кто такой - настоящий друг? Тема дружбы в музыке, живописи и литературе народов России. А.С. Экзюпери «Маленький принц», З.А. Биишева «Будем друзьями», татарская сказка «Бессмертный». Детские песни и стихи о дружбе и верных товарищах (Е. Широков «Друзья»,  Микалоюс Чюрленис «Дружба»). Великодушному весь мир – родня.
Понятие о великодушии как черте характера. Какого человека можно назвать великодушным. Взаимовыручка и взаимопомощь в рассказе А. Карная «Жаворонок».
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Экологическая ответственность человечества. Понятие о глобальных экологических проблемах. Поиск вариантов решения глобальных экологических проблем. ГРИНПИС, группы «зеленых», «защитники леса», «юннаты».
Беседы, просмотр тематических видеофильмов, чтение и обсуждение прочитанного, совместная деятельность в группах, работа с информацией, выступления с сообщениями. Созидательная деятельность человека Созидательная деятельность человека. Созидательная деятельность формирует в человеке единство духовного и материального, пользы и красоты. Созидательная деятельность – это мирный труд. Примеры созидательной деятельности («рукотворный мир»).
Застывшая музыка камня. Понятие об архитектуре. Виды архитектуры. Развитие архитектурного искусства в России (Московский кремль, Казанский кремль, храм Христа Спасителя, соборная мечеть в городе Казань, историко – архитектурный комплекс «Караван – Сарай» в г. Оренбург - по выбору учителя). Человек славен добрыми делами.
Все в мире создано трудом человека. Люди труда. Выдающиеся личности и скромные труженики. Человеческий труд и его восхваление в произведениях литературы, живописи и искусства (русская народная былина «Микула Селянинович», В. Мухина «Рабочий и колхозница», Р. Нурмухаметов «Нефтяники», Алексей Гаврилович Венецианов «На пашне», «Весна» и др.) Промыслы народов Башкортостана. Народные промыслы и ремесла Башкортостана (деревянное зодчество, бортничество, декоративно- прикладное искусство). Орнамент: разновидности и символика. Все работы хороши, все профессии важны.
Творчество в труде. В любой профессии можно достичь совершенства. Стихи, загадки, рассказы о разных профессиях. Картины русских художников о людях разных профессий. Как правильно выбрать профессию: призвание, престиж, востребованность. Учеба как путь к профессии. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? Профессия должна приносить не только материальное благополучие, но и моральное удовлетворение.
Профессия моих родителей (урок - семинар). Рассказ о профессии родителей, о семейных династиях.
Беседы, просмотр тематических видеофильмов, чтение и обсуждение прочитанного, совместная деятельность в группах, работа с информацией, выступления с сообщениями. Раздел (ч) Класс
5 6
В мире культуры (5 часов) 5 8
Нравственные ценности российского народа (15 часов) 15 14
Религия и культура (11 часов) 11 3
Как сохранить духовные ценности. (3 часа) 3 3
Твой духовный мир (2 часа) 2 2
Созидательная деятельность человека 7
36 37
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел I. Человек в социальном и культурном измерении (11 ч.)
Что значит быть человеком?
Человек и его нравственная основа. Золотое правило морали. Человек как центральная тема в литературе, живописи и искусстве (башкирская народная сказка «Камыр- батыр», Е. Бочкарёва «Сказка про человека», Е. Велтистов «Приключение Электроника», Д. Левицкий «Портрет Екатерины II», Леонардо да Винчи «Мадонна Лита»)
Религиозные праздники народов России как особый пласт культуры.
Утверждение общечеловеческих ценностей. Торжество человеческой жизни, единения, (Пасха, Ураза- байрам, Ханука).
«Через культуру познаём себя мы!»
Башкирские шежере – как историко- культурный памятник. Их роль и значение. Предания и легенды народов Башкортостана.
Я - патриот своей страны!
Чувство патриотизма. Кого можно назвать патриотом. Идеи патриотизма и любви к Родине в произведениях живописи, литературе (русская былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», М. Карим цикл стихов «Европа-Азия», эпос «Урал –батыр», В Фельдман «Родина», А. Э. Тюлькин «Голубец»).
Мы - дети твои, дорогая Россия.
Многонациональное население России. Малые народы – «не маленькие народы». Традиции и обычаи народов России: общее и особенное (воспитание, почитание родителей, патриотизм, уважение к памяти предков).
Моя семья - моя богатство.
Семья – семья Я. Любовь - как главная семейная ценность. Поддержка, взаимопонимание и уважение в семье. Роль семьи в формировании нравственной составляющей личности. Основные функции семьи. Тема семьи в литературе, живописи и искусстве. А. Алексин «Рассказы о счастливой семье», осетинская сказка «Отец и сыновья», Т. Агибалова «В семейном кругу», Ф. Решетников «Опять двойка», В Иванов «Семья», П. Филонов «Крестьянская семья».
Осознанный выбор и действия.
Что такое осознанный выбор. Право человека выбирать. Ответственность за сделанный выбор. Тема выбора в художественных произведениях и живописи (Е. Ильина «Четвертая высота», русская народная сказка «Молодильные яблоки», В. Васнецов «Витязь на распутье»).
Кто в деле, тот и в ответе.
Понятие об ответственности. Что значит быть ответственным. Чувство ответственности и долга в произведениях С. Агиша «Гнедко», Г. Тукая «Водяница».
Скажи мне, кто твой друг.
Приятельство и дружба. Кто такой - настоящий друг? Тема дружбы в музыке, живописи и литературе народов России. А.С. Экзюпери «Маленький принц», З.А. Биишева «Будем друзьями», татарская сказка «Бессмертный». Детские песни и стихи о дружбе и верных товарищах (Е. Широков «Друзья»,  Микалоюс Чюрленис «Дружба»).
Великодушному весь мир – родня.
Понятие о великодушии как черте характера. Какого человека можно назвать великодушным. Взаимовыручка и взаимопомощь в рассказе А. Карная «Жаворонок».
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Экологическая ответственность человечества. Понятие о глобальных экологических проблемах. Поиск вариантов решения глобальных экологических проблем. ГРИНПИС, группы «зеленых», «защитники леса», «юннаты».
Раздел II. Человек - творец (10 ч.)
Талантов россыпь, гениев полёт.
Талант в себе можно открыть, а можно «зарыть». Какого человека можно назвать талантливым, а кого- гениальным. Россия – страна, богатая талантами.
Выдающие личности - представители народов России
Д.И. Менделеев, Константин Иванов, Чингиз Айтматов, Мифтахетдин Акмулла, Салават Юлаев, Ахмет Заки Валиди и др.
«Я нарисую этот мир, каким люблю».
Многогранность восприятия мира в творчестве художников: М.В. Нестерова, А.Э. Тюлькина, К.С. Девлеткильдеева, М.Н. Елгаштиной. Изображение природы, городов, деревень, людей труда в творчестве художников.
Созидательная деятельность человека.
Созидательная деятельность формирует в человеке единство духовного и материального, пользы и красоты. Созидательная деятельность – это мирный труд. Примеры созидательной деятельности («рукотворный мир»).
Застывшая музыка камня.
Понятие об архитектуре. Виды архитектуры. Развитие архитектурного искусства в России (Московский кремль, Казанский кремль, храм Христа Спасителя, соборная мечеть в городе Казань, историко – архитектурный комплекс «Караван – Сарай» в г. Оренбург - по выбору учителя).

Человек славен добрыми делами.
Все в мире создано трудом человека. Люди труда. Выдающиеся личности и скромные труженики. Человеческий труд и его восхваление в произведениях литературы, живописи и искусства (русская народная былина «Микула Селянинович», В. Мухина «Рабочий и колхозница», Р. Нурмухаметов «Нефтяники», Алексей Гаврилович Венецианов «На пашне», «Весна» и др.)
Промыслы народов Башкортостана.
Народные промыслы и ремесла Башкортостана (деревянное зодчество, бортничество, декоративно- прикладное искусство). Орнамент: разновидности и символика.
Все работы хороши, все профессии важны.
Творчество в труде. В любой профессии можно достичь совершенства. Стихи, загадки, рассказы о разных профессиях. Картины русских художников о людях разных профессий.
Как правильно выбрать профессию: призвание, престиж, востребованность.
Учеба как путь к профессии. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? Профессия должна приносить не только материальное благополучие, но и моральное удовлетворение.
Профессия моих родителей (урок - семинар).
Рассказ о профессии родителей, о семейных династиях.
Раздел III. В семье единой, дружной (16 ч.)
Дружба народов – надёжный оплот.
Россия - великая многонациональная держава. Дружба народов - гарант стабильности и процветания государства.
«Навеки с Россией».
Присоединение Башкортостана к Русскому государству. Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства (песня «Семирод», песня «Урал»).

«Пою мою республику».
Башкирия – многонациональная республика, в которой живут представители 160 национальностей и 13 входящих в них этнических групп. Люди, внесшие большой вклад в развитие Башкортостана.
Через века несём мы память!
Сознавая себя наследниками народа-победителя, мы должны помнить о том, что теперь мы несем свою долю ответственности за судьбу страны. России верные сыны. О славных победах России (на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.).
Человек на войне.
Героические портреты. К. Минин, Д. Пожарского, М.И. Кутузова, Д. Давыдова, Г.К. Жукова, К. Шаймуратова, М. Нагуманова, М. Гареева, С.А. Ковпак, пионеры - герои. Подвиг народов России в литературе, музыке, кинематографии.
Вклад народов Башкортостана в победу советского народа в Великой Отечественной войне.
 В годы Великой Отечественной войны Башкортостан внес достойный вклад в Победу. Мобилизация. Труд народов БАССР в годы войны. Предприятия, институты, эвакуированные в Башкирию. Исход войны решался не только на полях сражений, но и у мартенов, в шахтах, на нефтепромыслах, на хлебных нивах, в конструкторских бюро, в госпиталях. Трудящиеся Башкортостана оказывали всестороннюю помощь Красной Армии, ее воинам, были активными участниками патриотического движения помощи фронту и населению освободившихся районов СССР. 

Ратный подвиг во имя Родины.
На фронтах из республики сражались около 800 тысяч человек, из них каждый третий пал смертью храбрых. За проявленную доблесть и отвагу, беспредельную преданность Отчизне более 200 тысяч воинов из Башкортостана были награждены орденами и медалями, свыше 300 солдат и офицеров стали Героями Советского Союза и полными кавалерами ордена Славы. (А. Бикчентаев «Орёл умирает на лету», А Матросов и М. Губайдуллин К. Мэрген «Высота 30 батыров»).
Я, ты, он, она – вместе целая страна.
В нашей стране все люди имеют равные права, независимо от национальности, вероисповедания, места жительства (Декларация прав человека и гражданина. Конституция РФ и РБ).
«Не русский я, но россиянин».
В Башкортостане проживают представители 160 национальностей, связанных историческим родством. Тема межнационального согласия в серии «Золотые родники» (русские писатели о Башкортостане).
«Не тот брат, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает».
Стремление помогать друг другу в тяжелых ситуациях присуще только людям, объединенным общими помыслами и идеями.
Сильная Россия сильна единством народов малых и больших, ее населяющих. Народы России дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
Любую беду можно победить сообща.
Сплочение народа в момент опасности (на примере землетрясения в Ташкенте 1966 г., авария в г. Чернобыль, теракт в г. Беслан, гибель атомной подводной лодки «Курск»). Гуманитарная помощь России.
Горжусь своими земляками
Знаменитые уроженцы города Стерлитамак. Стерлитамак – город, знаменитый своими уроженцами: Герои СССР, Герои социалистического труда и.т.д.
Культурные традиции моего города.
Традиции Стерлитамака (праздники, проведение встреч с интересными людьми, библионочи, театральные ночи и т.д.).

Я сегодня хочу рассказать… (урок- семинар).
Индивидуальные выступления по выбранным темам. (Приложение1)
История и культурные традиции – основа духовного единства общества. (урок- семинар).
История страны складывается из истории народов. Культурные традиции народов России. Культура поведения современного человека. Как человек может развить культуру поведения.
Заключительное занятие по курсу «Основы духовно- нравственной культуры народов России. От истоков к современности».
Приложение 1
Тематика итоговых проектов по курсу
Основы духовно-нравственной культуры народов России.
От истоков к современности.
Моя малая Родина
Башкортостан - край дружбы и согласия
Традиции и обычаи народов России (по выбору)
Моя семья – моё богатство
Моя будущая профессия
Стерлитамак - золотой город России
Дружба – главное богатство
Моя мечта
Мы в ответе за тех, кого мы приручили
Ими славится Россия (по выбору)
В семье единой, дружной
Его имя носит улица моя
«Застывшая музыка камня»
Путешествие в страну «Кино»
Праздники народов России