Доклад Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами литературы


Доклад на этические чтения
учителя начальных классов БОУ г. Омска «Лицей № 74»
Сосковой Натальи Викторовны.
Секция «Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами литературы»
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
На сегодняшний день, актуальными являются проблемы нравственности. Особую тревогу вызывает «омоложение» различных пороков, то, что они становятся достоянием молодежи, подростков. Во многом это следствие утраты веры в традиционные, социальные и моральные ценности, которым отдельная личность далеко не всегда в состоянии найти достойную замену. Формирование духовно-нравственной культуры детей - одна из важнейших задач, стоящих перед школой.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания остается неизменно острой на протяжении всего развития педагогической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и разработать систему эффективных методов и приемов, направленных на развитие духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературы.
Для того чтобы формировать духовно-нравственное воспитание учащихся, мы должны определить сущность понятия «нравственность».
Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю».
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
патриотизм коллективизм долг
совесть
вежливость честь и достоинство благородство великодушие


Основные
моральные качества
человека


культура чувств чувство эмпатиитерпимость чуткость
сочувствие скромность уважение народных традиций


Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Нравственное воспитание, по мнению ученого-педагога Ильиной Т.А., «предполагает целенаправленную деятельность воспитателей по формированию у воспитанников системы нравственных представлений, развитию нравственных чувств, выработке правильных оценок и отношений, которые могут служить в жизни руководством к действию».
Личность ребенка проявляется во взаимодействиях и взаимоотношениях, возникающих в основных видах детской деятельности: учении, внеурочной деятельности, труде, общественной деятельности в коллективе, в семье и на улице. Общая оценка тенденций нравственного развития существенно дополняется, конкретизируется более четко выражается оценкой деятельности ребенка в целостном учебно-воспитательном процессе. Оценка детской личности может быть выражена в виде «формулы нравственной воспитанности» или «формулы поведения», представленной в схеме.
Оценка сущности личности и поведения как «примерное».
Полное прилежание, отличная и хорошая успешность в учении
Трудолюбие, отличный и хорошие результаты в труде
Активная деятельность в коллективе и общественных организациях
Проявление творчества в различных видах деятельности
Активная помощь по дому и организованная деятельность на улице
Положительная тенденция нравственного развития

Одним из основных предметов в начальных классах является литература. Уроки литературы приобщают маленьких читателей к духовному богатству народа, формируют их нравственный мир, обогащают опытом восприятия жизни, способствуют воспитанию в детях добрых чувств, нетерпимости к проявлениям жестокости, эгоизма, равнодушия и помогают лучше увидеть положительные и отрицательные черты героев, дают возможность всесторонне рассмотреть с учащимися нравственную сторону взаимоотношений людей.
Для развития нравственных качеств школьников на уроках литературы мною были использованы различные лингвокультурологические источники и разнообразные методы работы.
К лингвокультурологическим источникам мы отнесли:
- литературоведческие тексты;
- пословицы;
- поговорки;
- загадки;
- народные песни;
- сказки.
Среди фольклорных жанров есть жанр, в котором много тонкого ума и остроумия, складно сложенных сочетаний и подборов слов, много мудрости и ума, житейского опыта. Это пословицы.
Пословица – это краткое и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Народная пословица содержит мораль, выношенную многими поколениями.
Использование пословиц уместно почти на каждом уроке литературы. Однако младшим школьникам тяжело понимать смысл пословиц, их переносное значение. Для умения детьми понимать смысл пословиц и соотносить их к определенным ситуациям я использовала следующие задания-упражнения:
1. Прочитай рассказ и подберите к нему пословицу;
2. Доскажи пословицу;
3. Нарисуй пословицу;
4. Назови тему пословицы
5. Собери пословицу
6 .Найди лишнюю пословицу
7. Найди пару
8. Придумай рассказ, который начинается (или заканчивается) данной пословицей.
Для формирования духовно-нравственной культуры учащихся на уроках литературы, мною были использованы методы и приемы, которые эффективны для проведения анализа образов героев и формулировки главной мысли автора, на основе которой дети выделяют нравственные качества, формируется их нравственное сознание. Приведем примеры.
1. Учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие.
2. Сопоставление героев одного произведения или близких по тематике произведений.
3. Большое внимание уделять языковому анализу текста (какие слова использовал автор, чтобы показать свои отношения к герою?). Ученики «расшифровывают» то или иное действие, выражение лица, интонацию героя, после чего определяют авторское отношение герою.
4. Замена в тексте слов, выражающих авторскую оценку, синонимами или исключение их из текста.
5. Придумать, что могло произойти с героем дальше.
6. Изменить действия главного эпизода так, чтобы герой не совершил безнравственный поступок.
7. Размышление над вопросами:
Как вы поступите, если главный герой ваш лучший друг?
Что бы вы посоветовали герою?
Что бы вы чувствовали, оказавшись на месте героя?
Когда вы за героя особенно переживали и почему?
Хотели бы вы иметь такого друга и почему?
8. Работа с пословицами:
Подбери пословицу, которая соответствует поведению героя в этом эпизоде.
9. Использование стратегий технологии критического мышления.
- составление пятистишья для характеристики образа героя;
- диаграмма Венна для сопоставления героев;
написание эссе;
написание РАФТ.
Использование перечисленных методов и приемов работы позволило расширить объем нравственных понятий детей. На уроке мы стремились к тому, чтобы учащиеся понимали не только причины поведения литературных героев, их поступков, а также их чувства и переживания. Организация работы на этапе анализа художественного произведения позволила всесторонне рассмотреть с учащимися нравственную сторону взаимоотношений людей.
Все перечисленные выше методы работы на уроках литературного чтения способствуют раскрытию основного смысла произведения, развитию нравственно-этических качеств учащихся, способствуют глубокому пониманию смысла прочитанного.