Статья на тему Формирование культурологической компетентности на уроках иностранного языка
Формирование культурологической компетентности учащихся на уроках иностранного языка на одном из этапов урока английского языка.
Формирование культурологической компетентности учащихся на современном этапе развития нашего общества иметь личностно-ориентированый подход, направленный на единство культуры и педагогики в деле становления личности т.е. развития личности и её культурологической компетенции. Под «культурологической компетенцией» следует понимать такое качество личности, которая позволяет:
Ощущать объектом культурно-исторического процесса;
Быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства;
Понимать закономерность развития культуры и общечеловеческих ценностей;
Быть частью современного мира, оперируя реалиями, обычаями, образами и своего народа и других народов.
Овладевая данной компетенцией, учащиеся приобретают способность и готовность к культурному диалогу (межкультурные общения) и диалогу культур (познание другой культуры через свою, своей – через другую) на основе комплекса знаний, умений и навыков. Уроки ИЯ имеют для этого богатую, благодатную и разнообразную почву, поскольку используя язык, как средство общения, мы изучаем окружающий мир во всех его проявлениях.
Как пример формирования культурологической компетентности на одном из уроков обобщения материала, хочу предложить этап опроса и проверки домашнего задания.
Урок английского языка в 10 классе (по учебнику О. Карпюк).
Тема: «Мир искусства» - «The World Of Painting »
Подтема: «Painting in England and Ukraine»
Цели: Активизировать и совершенствовать лексические навыки, навыки произношения, чтения, устной речи.
Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение.
Воспитывать познавательный интерес к культуре страны изучаемого языка (культурологическая компетенция), коммуникативной компетенции – умение вести беседы, уважительное отношение к собеседнику, культуру общения.
Обобщение материала, опрос, проверка домашнего задания.
Введение в языковую атмосферу – «Мозговой штурм». T – P1 P2 P3
- What genres of arts do you know?
- What English painters do you know? Whom of them do you prefer? Why?
- What Ukranian (Russian) artists do you know?
- Did you prepare your additional (project) work did you prepare?...
Дотекстовые упражнения: фонетическая загадка – повторение слов хором за учителем, которые нужно вставить в текст, перевод этих слов с английского на русский и наоборот.
Проверка выполнения упражнения 2, стр. 131 (заполнить пропуски).
Защита проектных работ – сообщение учащихся о художниках и их картинах (Репина, Ван Дейка).
Презентация роботы ученицы «Менделеев и искусство» - «Mendeleyev and art».
Обсуждение презентации – дискуссия.
Домашнее задание: подготовиться к защите проектных работ.
Таким образом, мы видим, что в ходе «мозгового штурма» ,фонетических упражнений, вопросно-ответной работы, обсуждения проектных робот и презентаций о художественных произведениях и художниках разных стран формировался диалог культур, социокультурная, коммуникативная и культурологическая компетентности. Использование разнообразного материала проводилась с опорой на межпредметные связи с географией, историей, химией и т.д.
Таким образом, знакомство с культурой стран происходит путем сравнения и постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными со знаниями и понятиями о своей стране. Сравнивая, анализируя, учащиеся выделяют общее и спецефическое, что способствует развитию логического мышления, объединения, понимания, и доброго отношения к стране, людям, традициям. Это все формирует культурологическая компетентность.
Подводя итоги, стоит отметить «плюсы» и «минусы» использования приемов и методов приема на уроке:
Положительные моменты Отрицательные моменты
- Активизация и интенсификация - Недостаточная активность
деятельности учащегося учащихся во время мозгового
- Самореализация во время презентации штурма
и защиты проектных работ - Не все учащиеся были активны при
- Развитие логического воображения, обсуждении сообщений и
мышления, памяти презентаций
- Осуществление принципа межпредметных - Некоторые учащиеся читали
связей сообщения, а не говорили
- Реализация принципа связи с жизнью,
личным опытом.
- Использование компьютерных технологий
- Содружество, сотрудничество,
сопереживание учителя и учащегося
Заголовок 115