РОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ОПОР В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
РОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ОПОР В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Рогозина Татьяна Владимировна
Учитель немецкого языка
МБОУ «СОШ № 38 с углубленным изучением
отдельных предметов»
город Барнаул,
Алтайский край
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся. И самой большой проблемой для них является свободное, без сбоев и запинок, произнесение монологической речи. Известные методисты, Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина говорят, что монологическое высказывание должно протекать с помощью опор, которые могут быть связаны как с содержанием, так и с формой изложения, а также и с тем и с другим.
Назначение опор заключается в том, чтобы, вызвав ассоциации с жизненным и речевым опытом учащихся, непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания.
Под опорой в широком смысле подразумевается методическая поддержка в виде всей обучающей, в том числе управляющей, деятельности, проявляющейся в каждом компоненте системы обучения. Такая помощь может быть явной и скрытой, прямой и косвенной, максимально развернутой и максимально свернутой.
В узком смысле опора выступает в функции средства обучения, в применении к конкретным видам речевой деятельности.
Принято различать словесные и изобразительные опоры. Такое деление открывает возможность параллельного использования и тех и других опор в одном упражнении, так как они взаимодополняют друг друга.
Любая опора это, по сути дела, способ управления высказыванием, но в зависимости от той или иной опоры характер управления будет paзным. Чем же управляют опоры? Либо содержанием высказывания, либо его смыслом. Отсюда и другое деление опор на содержательные и смысловые, которые учитывают два уровня высказывания: уровень значений (кто? что? где? когда? и т. п.) и уровень смысла (зачем? почему?). В. Б. Царькова дает следующую классификацию опор:
Опоры
Содержа- тельные
словесные (вербальные)
изобразительные
Текст (зрительно)
Текст (аудитивно)
Микротекст (зрительно)
Микротекст (аудитивно)
План
Логикосинтаксическая схема
Кинофильм, Диафильм, Картина,
Серия рисунков, Фотография
смысловые
Слова как смысловые вехи
Лозунг
Афоризм
Поговорка
Подпись
Диаграмма, схема, Таблица, Цифры, Даты, Символика, Плакат, Карикатура
Опоры всегда информативны. В одних случаях информация развернута (содержательные опоры), в других сжата (смысловые опоры), но в любом случае она лишь толчок к размышлению. В связи с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых упражнений. Каждая из указанных опор специфична по характеру и обладает собственной потенцией, используемой для управления процессом обучения MB.
Рассмотрим наиболее подробно опоры, часто используемые в средних классах при обучении иноязычному монологическому высказыванию.
К изобразительным опорам относятся опорная схема (образная и геометрическая) и картинка (проблемная, сюжетная).
По нарастанию степени сложности проблемные картинки можно классифицировать на шесть групп:
Обычно специальные, т.е. методические картинки.
«Очевидная» ситуация.
«Неочевидная ситуация»
Ситуация содержит «проблему».
Проблемные ситуации с неоднозначным толкованием.
Картинки с особым языком, требующим «декодирования» (рекламы, афиши, обложки книг и др.)
Работа с проблемной картинкой дает возможность решать в комплексе коммуникативные задачи: одна и та же картинка позволяет констатировать, информировать, описывать, рассказывать, обмениваться мнениями.
Сюжетная картинка – это яркий эмоциональный стимул для ребенка, служит как источником мотива его монологического высказывания, так и его содержательной опорой. В этих целях используется специально разработанная сюжетная картинка с изображением определенного момента реальной действительности, окружающей учащегося средних классов, или ситуация из его повседневной жизни (дома, в школе, в парке, в зоопарке, в магазине и др.).
Помимо перечисленных опор выделяют также опоры в контексте деятельности обучающегося и преподавателя. Опираясь на данную классификацию, Е.В. Барбакова выделяет такие виды опор, как текстовые (присущие тексту), тезаурус читателя (его личный опыт) и инструментальные (специально создаваемые учителем в качестве средства обучения).
Опоры в контексте деятельности обучающегося:
Степень вовлеченности обучаемого: объективные – субъективные.
Уровень активизации внимания: потенциальные (неосознаваемые как помощь) и реальные (осознаваемые и применяемые в деятельности).
Опоры в контексте деятельности преподавателя:
Привлечение внимания: текстовые (языковые, композиционные, графические) – инструментальные.
Последовательность обучения оперированию опорами: текстовые и инструментальные (внешние) – текстовые и инструментальные (внутренние).
К упомянутым выше двум типам опор, автор добавляет следующий критерий – особенности опоры.
Особенности опоры:
Локализация: текст – тезаурус читателя.
Характер: постоянные – временные.
Выраженность: внешние – внутренние.
Таким образом, опора является важным и незаменимым средством обучения иноязычному монологическому высказыванию, так как она позволяет учащимся произносить монологическую речь плавно, без запинок, растормаживает сам процесс говорения, делая речь свободной, что способствует не «слепому» проговариванию, а осознанному выражению мысли на изучаемом иностранном языке.
Использованная литература
1. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М., Просвещение, 1988. - 278 с.
2. Бубнова, О.Н. Обучение монологической речи на уроках немецкого языка/О.Н.Бубнова//Иностранный язык в школе. – 2009. - № 2. – С. 23 – 25.
3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
4. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1978. – 159 с.
5. Иванова, О.Н. Текстовые опоры/О.Н.Иванова// Иностранный язык в школе. – 2009. - № 5. – С. 93 – 97.
6. Карпова, Р.М. Опорные схемы для обучения немецкому языку/Р.М.Карпова// Иностранный язык в школе. – 2000. - № 2. – С. 37 – 40.
7. Шеховцова, Е.Д. Картинка как опора для развития устной речи на уроках французского языка/Е.Д.Шеховцова// Иностранный язык в школе. – 2004. - № 4. – С. 52 – 60.