Интеграция детей, имеющих ОВЗ, в образовательную среду
«Интеграция детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в образовательную среду общеобразовательного учреждения»
Авторы проекта
_Варламова Ольга Степановна
учитель истории,
Юртаева Галина Александровна
учитель русского языка
и литературы,
Котлова Лариса Владимировна
учитель русского языка
и литературы
Тольятти 2015
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ
Титульный лист
Содержание папки
Формулирование проблемы.
Миссия проекта.
Цель и задачи проекта.
Команда проекта
Декомпозиция работ.
Календарный график работ.
Необходимые ресурсы.
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата.
Мониторинг качества осуществления проекта.
Команда проекта и схема обязанностей.
Область рисков и план работы с ними.
Формы отчетности.
Приложения
Формулирование проблемы
ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА –
НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА
СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ. Не во всех образовательных учреждениях созданы условия для детей с ОВЗ
ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ
Почему это стало проблемой?________не созданы условия для успешной интеграции детей с ОВЗ____________________________________________________________________________________
Почему ее следует решать?______данная категория детей должна успешно социализироваться после окончания учебного заведения_______________________________________________________________________________________
Когда она становится проблемой?_______когда детей с ОВЗ не принимают в коллективе как личность_________________________________________________________________________________
Чья это проблема?_______________________Семьи, школы_______________________________________________________________________________
Касается ли эта проблема других?____________________касается_____________________________________________________________________
Кажется ли она им проблемой?____да_______________________________________________________________________________________
Захотят ли они участвовать в ее решении?_____________________нет_____________________________________________________________
Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее?_______родители, опекуны__________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Кто будет сопротивляться решению проблемы?_________родители других учеников____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Что случится, если мы не решим проблему?___________эти дети не реализуют себя в будущей жизни, могут стать социально опасными элементами__________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Миссия проекта
Миссия проекта – идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект.
Формулировка миссии должна отвечать на три вопроса:
Для кого мы это делаем?
Что мы делаем?
Как мы делаем это?
Пробуждение общественного интереса к решению социальных проблем ребёнка с ОВЗ
Цель и задачи проекта
ЦЕЛЬ. Организовать совместное обучение детей с нарушениями в развитии и нормально развивающихся детей в единой общеобразовательной среде
ЗАДАЧА 1. Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с ОВЗ.
ЗАДАЧА 2. Формирование у педагогов знаний о потенциальных возможностях обучения «нестандартных детей», о том, что такие дети могут в условиях профессионально организованной поддержки достичь уровня развития большинства своих сверстников.
ЗАДАЧА 3. Подготовка ученического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ
ЗАДАЧА 4. Формирование в сообществе ОУ навыков толерантности
Команда проекта и схема обязанностей
КОМАНДА ПРОЕКТА
№
Участник проекта (заинтересованное лицо проекта)
Знак заинтересованности участника проекта:
+ - положительный
- - отрицательный
Интерес участника
Обучающиеся с ОВЗ
+
Успешная интеграция в ОУ
Родители
+
Их ребёнок «такой же, как все»
Администрация ОУ
+-
Педагоги
+-
Психологическая служба
+
Успешная интеграция детей с ОВЗ
Социальный педагог
+-
Педагоги доп. образования
+
Большее количество детей в кружках и клубах по интересам
№
Участник проекта
Командные роли
Обязанности
1
Администрация
Организатор обучения детей с ОВЗ
Создать интегрированные классы, обучить кадры
2
Педагоги
Учитель, воспитатель
Обучать детей с ОВЗ наравне с другими учащимися
3
Узкие специалисты (психологи, логопеды)
Помощь в адаптации в коллективе
Наладить диалог с другими детьми
4
Педагоги доп. образования
Развивать творческие способности
Помочь в адаптации детей с ОВЗ в коллективе
5
Родители детей с ОВЗ
Содействие администрации и педагогам в адаптации детей с ОВЗ
Обеспечить возможности для обучения ребёнка с ОВЗ
6
7
Требования, предъявляемые к этапам работам по проекту (список всех этапов работы, которые подлежат выполнению, и функционал участников проекта на каждом из них)
№
Этап
Участники проекта
Функционал
Составление сметы для приобретения специального коррекционного и реабилитационного оборудования; Проведение ремонтных работ;
Обеспечение учебниками детей с ОВЗ
Администрация
Составить перечень необходимого оборудования, отремонтировать помещения, обеспечить детей с ОВЗ учебниками
Библиотека
Проведение совещаний с педагогическими работниками по вопросам интегрированного обучения;
Проведение педагогического совета «Реализация программы «Доступная среда» на 2015-2019учебный год;
Разработка плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
Администрация
Провести совещание, педсовет, обучить педагогов на курсах
Проведение собраний с родительской общественностью;
Издание газеты для семей, воспитывающих детей-инвалидов;
Администрация
Провести собрания с родителями и общественностью, издать газеты, напечатать буклеты
Педагоги
Психологи, медработники
Освещение хода работы по реализации программы «Доступная среда» на 2015-2019 годы в средствах массовой информации;
Проведение школьных конкурсов «Лучики надежды», «Преодоление»;
Школа здоровья;
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ;
Проведение уроков доброты «Мы все такие разные»;
Тренинговые занятия «Принятие себя».
Завучи, педагоги
Разработать программы обучения и воспитания детей с ОВЗ
Медработник, психологи
Декомпозиция работ (блок-схема, таблица)
Задачи и мероприятия к ним
Мероприятия к задаче 1
Составление сметы для приобретения специального коррекционного и реабилитационного оборудования; Проведение ремонтных работ;
Обеспечение учебниками детей с ОВЗ
Мероприятия к задаче 2
Проведение совещаний с педагогическими работниками по вопросам интегрированного обучения;
Проведение педагогического совета «Реализация программы «Доступная среда» на 2015-2019учебный год;
Разработка плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
Мероприятия к задаче 3
Проведение собраний с родительской общественностью;
Издание газеты для семей, воспитывающих детей-инвалидов;
Мероприятия к задаче 4
Освещение хода работы по реализации программы «Доступная среда» на 2015-2019 годы в средствах массовой информации;
Проведение школьных конкурсов «Лучики надежды», «Преодоление»;
Школа здоровья;
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ;
Проведение уроков доброты «Мы все такие разные»;
Тренинговые занятия «Принятие себя».
План проекта
Название проекта (продукт)
«Интеграция детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в образовательную среду общеобразовательного учреждения»
Подготовлен
Варламова О.С., Юртаева Г.А., Котлова Л.В.
Дата: 2015-2019
Краткая информация о проекте
«Интеграция детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в образовательную среду общеобразовательного учреждения».
Интеграция это:
это совместное обучение детей с нарушениями в развитии и нормально развивающихся детей в единой общеобразовательной среде
это педагогическая система, ориентированная на формирование системного видения мира и использующая свои особые формы и методы обучения.
Варламова О.С., Юртаева Г.А., Котлова Л.В.
Обоснование проекта, общая цель
увеличение кол-ва детей с ОВЗ
14 из 523
Интегрировано 14 человек
Родители и сами дети с ОВЗ
Успешная интеграция детей с ОВЗ
Описание продукта.
Ожидаемые результаты продукта
Успешный ученик с ОВЗ, принятый коллективом, реализующий свои возможности и способности
Успешная адаптация детей с ОВЗ в
учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы
Ожидаемые результаты проекта
Дети с ОВЗ успешно сдают переводные экзамены, участвуют в школьных мероприятиях
Цели и задачи
Организовать совместное обучение детей с нарушениями в развитии и нормально развивающихся детей в единой общеобразовательной среде
Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с ОВЗ.
Формирование у педагогов знаний о потенциальных возможностях обучения «нестандартных детей», о том, что такие дети могут в условиях профессионально организованной поддержки достичь уровня развития большинства своих сверстников.
Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ
Формирование в ОУ навыков толерантности
Деятельность (расписание и описание всех мероприятий, начало и конец, ожидаемые результаты каждого мероприятия, ответственный за каждое мероприятие)
Мероприятия к задаче 1
Составление сметы для приобретения специального коррекционного и реабилитационного оборудования; Проведение ремонтных работ;
Обеспечение учебниками детей с ОВЗ
Мероприятия к задаче 2
Проведение совещаний с педагогическими работниками по вопросам интегрированного обучения;
Проведение педагогического совета «Реализация программы «Доступная среда» на 2015-2019учебный год;
Разработка плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
Мероприятия к задаче 3
Проведение собраний с родительской общественностью;
Издание газеты для семей, воспитывающих детей-инвалидов;
Мероприятия к задаче 4
Освещение хода работы по реализации программы «Доступная среда» на 2015-2019 годы в средствах массовой информации;
Проведение школьных конкурсов «Лучики надежды», «Преодоление»;
Школа здоровья;
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ;
Проведение уроков доброты «Мы все такие разные»;
Тренинговые занятия «Принятие себя».
Команда и организационная структура проекта
Программы для обучения с ОВЗ; индивидуальные карты; методика работы с детьми с ОВЗ
Педагоги, закончившие специальные курсы; психологи
Обучение и включение в общешкольные и классные мероприятия;
- Ведомости успеваемости; результаты психологического тестирования
Возможные риски и угрозы
Конфликтные ситуации между детьми и родителями класса; низкий уровень обученности и качества знаний
Недостаточное методическое сопровождение;
Неподготовленность педагогических работников по исполнению проекта;
Нехватка педагогов дополнительного образования;
Нехватка социальных педагогов, психологов и медработников;
Слабая материально-техническая база;
Недостаточное оборудование мест пребывания ребёнка с ОВЗ.
Ресурсы и бюджет
Определите требуемые и/или доступные ресурсы, которые могут быть использованы в проекте: (финансовые, человеческие и материальные ресурсы) - ресурсы, требуемые для начала и осуществления программы ДПО;
- курсы;
- метод. обеспечение;
- спец. Оборудование;
- подготовленные специалисты
- бюджет полного цикла производства продукта (покрывающий расходы проектной команды и др. расходы по реализации продукта)
Процесс коммуникации и отчетность
Определяется необходимая процедура коммуникации между проектной командой одной стороны и проектной командой другой стороны
Одобрение результатов
Социальная компетентность
Степень сплочённости классных коллективов не ниже 80%
По результатам итоговой аттестации качество обученности соответствует уровню до интеграции
Наличие взаимовыборов при проведении социометрии до 80%
во внеурочной деятельности до 90%
100% отсутствие конфликтных ситуаций
Управление изменениями
- корректировка программ
- смена кадров
Календарный график работ (график, диаграмма, таблица)
Необходимые ресурсы
Этап
Виды работ
Ресурсы
Прочее (цена, количество и т.п.)
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата Успешная адаптация детей с ОВЗ в
учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы
Критерий
Показатели
Социальная компетентность
Степень сплочённости классных коллективов не ниже 80%
Навыки решения проблем
По результатам итоговой аттестации качество обученности соответствует уровню до интеграции
Ощущение уверенности
Участие во внеурочной деятельности до 90%
Наличие взаимовыборов при проведении социометрии до 80%
100% отсутствие конфликтных ситуаций
Мониторинг качества осуществления проекта
критерии
оказатели
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
5 баллов
6 баллов
7 баллов
8 баллов
1
80%
7
100%
2
70%
5
100%
3
90%
100%
Риски, способные повлиять на проект
Выход
Недостаточное методическое сопровождение
Обеспечить достаточное количество метод. литературы
Неподготовленность педагогических работников по исполнению проекта;
Пройти курсовую подготовку
Нехватка педагогов дополнительного образования
Заключить договора с учреждениями доп. образования
Слабая материально-техническая база
Поиск доп. средств финансирования, спонсорство, шефство
Формы отчетности
№
Форма отчетности
1.
Ведомость успеваемости по четвертям
2
Мониторинг качества знаний
3
Результаты психологического тестирования
4
Мониторинг включённости во внеклассные мероприятия
ЛЗаголовок 1,Заголовок 1 Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак ЗнакЗаголовок 515