АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОВЫЩЕНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ


АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОТИВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Школа – это мастерская, где формируется
мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее.
А. Барбюс
Современные психологи и педагоги уверены в том, что качество выполнения любой деятельности зависит прежде всего от побуждения и потребностей индивида, т.е. его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность при достижении цели. Проблема мотивации изучения иностранного языка в школе очень актуальна, т.к. снижение мотивации идет от класса к классу и даже от урока к уроку. До момента изучения иностранного языка и в самом начале его изучения все, как правило, мотивированы. Мы узнаем новые слова, клише, рассказываем рифмовки, поем песенки. Как только социокультурный аспект наполняется большим количеством иноязычной лексики, грамматическим материалом, программными требованиями возникают трудности. Что-то не понятно, т.к. не по-русски, что-то трудно, потому что не запрыгивает само в голову. Мотивация снижается или пропадает вообще.
Мотивация субъективна по своей сути и разнообразна по форме. Хотелось бы остановиться на коммуникативной мотивации, т.к. главная цель обучения иностранному языку – речь, устная или письменная. Коммуникативная мотивация позволяет решать языковые задачи, актуализировать межпредметные связи, активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать их творческие возможности, использовать разные виды деятельности и быть личностно ориентированной.
Коммуникативная коммуникация позволит сократить срок так называемого silent period. Поскольку одна из задач занятий – дать обучающимся определенный запас языковых средств и научить оперировать ими, способы запоминания и формы усвоения нового материала имеют свои особенности. Это – образцы речи, речевые клише, характерные для современной иноязычной разговорной речи. Чтобы обучающийся заговорил с первого урока, можно использовать разнообразные приемы: стихи, игры с новыми словами, описание предметов и картинок и т.п. Целью этих упражнений является как усвоение текстового материала темы, так и развитие навыков употребления в диалогических и монологических высказываниях лексического и грамматического материала.
К каждой теме можно подобрать аутентичные рифмованные тексты: считалки (детский фольклор), стихи, написанные детьми или поэтами. Заучивая стихи, обучающиеся запоминают слова в словосочетаниях и предложениях, заучивают речевые клише и грамматические конструкции. Работая со стихами, мы ставим следующие цели:
– развитие способностей: память, слух, воображение, догадку и др.;
– работа над техникой чтения;
– создание условий для творческого развития (поэтические переводы, написание сенканов, бриллиантовых и акростихов и т.д.);
– приобщение к миру поэзии;
– знакомство обучающихся со странами изучаемого языка, их культурой и обычаями.
Рифмованные тексты (стихи и песни) учатся на слух. И только потом обучающиеся видят графическое изображение выученного текста. Такое опережение не лишает обучающихся в дальнейшем чувства новизны, их интереса к предмету, а наоборот, поможет научиться читать по-немецки, запомнить рифмованные речевые клише и грамматические конструкции и использовать их в речи.
Как правило, первой учебной темой становится тема «Моя семья». Она не очень интересна и динамична, т.к. обучающиеся не владеют достаточным для полноценных высказываний лексическим и грамматическим материалом. Разнообразить материал помогут стихи. Например, им предлагается выслушать стихотворение и назвать перечисленных родственников, описать их. Заданию можно придать оттенок соревнования: а) кто быстрее назовет; б) кто больше назовет; в) кто правильно напишет; г) кто правильно подберет артикли; д) кто быстрее подберет к словам картинки и т.д.:
Auf dem Foto seh’ ich da
Vater, Mutter, Monika,
Bruder Kurt und Schwester Elli
Und die alte Oma Nelli.
Очень популярная и легко запоминающаяся считалка может стать интересным материалом для обучения говорению: Какие слова обозначают профессии? Может ли alte Hex быть профессией и почему? Придумайте истории с каждым существительным; Скажите эти существительные во множественном числе:
1, 2 – Polizei,
3, 4 – Offizier,
5, 6 – alte Hex,
7, 8 – gute Nacht!
9, 10 – auf Wiedersehen!
11, 12 – kommen Wölf’!
Для того чтобы выучить новые слова, активизировать выученный ранее материал, можно написать собственные стихи, например, сенкан или бриллиантовый стих:
Torte
süß, schön
schmeckt mir sehr
kaufe sie in der Bäckerei
Geburtstag!

Kuchen
groß, bunt
backen, kaufen, schenken
bewundern, essen, genießen
lecker, fein
Fest
Игра, воспроизводящая повседневные ситуации является основным видом учебной деятельности. Преподаватель использует игру, в которой он моделирует действительность, используя упражнения учебника: лексика, вопросы, грамматика вводятся, повторяются, закрепляются и активизируются при помощи различных игр. Для развития творческой и инициативной речи обучающихся проводятся такие упражнения, как описание картинки. Задания могут выполняться индивидуально или в группах:

Задание может быть сформулировано вопросом: Что общего у друзей? Что такое настоящая дружба? Почему обрадуется мама?

Можно придумать/написать историю по картинке. Историю можно написать в группах – начало, кульминацию, концовку пишут отдельно друг от друга в разных группах. Результат может быть неожиданном, что может вызвать дискуссию. Сюжет может носить проблемный характер:

Таким образом, методы и приемы коммуникативной мотивации способствуют формированию у обучающихся коммуникативной компетенции, развитию и совершенствованию умений в области чтения, устной и письменной речи.