Развитие лингвистических умений на уроках русского языка


Развитие лингвистических умений учащихся на уроках русского языка в 5 классе.
Глобальные изменения, происходящие в современном обществе, расставляют новые приоритеты в жизни и образовании, задают жёсткую модель «человека третьего тысячелетия», ответственного и инициативного, способного к множественным выборам и легко адаптирующегося к быстро меняющимся условиям.
Ориентация на интеллектуальное воспитание учащихся позволяет говорить о новых тенденциях в развитии современного образования, связанных с пересмотром основных компонентов школьного образования: его назначения, содержания, критериев эффективности форм и методов обучения, функции учителя.
Интеллектуальное воспитание – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ученику индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей.
На уроках русского языка мы стараемся развивать лингвистические умения: строить связные высказывания, давать логический и последовательный ответ; учиться слушать других и себя; развивать творческие способности детей.
Одной из форм обучения является словарная работа, упражнения по развитию речи, задания на интеллектуальное развитие ребенка. В работе использую следующие приемы.
Каждый урок русского языка во всех классах начинаю с синтаксического разбора предложения. Такая работа позволяет не только повторять определенные знания по орфографии, синтаксису и пунктуации, но и расширять кругозор детей, в полной мере использовать воспитательный потенциал учебного материала. Например: Где трудно дышится, где горе слышится, будь первый там. (Н.А.Некрасов).
- повторяем правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание –тся и -ться в глаголах;
- пунктуацию в сложном предложении;
- выясняем, что значит быть первым – быть лучшим или появиться где-то раньше всех; зачем быть первым? Какую роль может сыграть человек в судьбах других людей?
Предложение Байкал- одно из величайших созданий природы. –предлагает хорошую тему для размышления о природе родного края, об отношении человека к природным богатствам и т.п.
При разборе предложения Вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. – отмечаем средства художественной выразительности (аллитерацию, метафору, эпитет) и пробуем сами составить предложение, передающее звуки природы.
Для синтаксического разбора предлагаю предложения, содержащие пунктограммы, не изученные на предыдущих уроках: с 5 класса работаем со сложноподчиненными предложениями, даю ознакомительное понятие об односоставных и двусоставных предложениях (тема 8 класса) , о безличных предложениях (тема 8 класса), о причастиях (тема 7 класса) и т.п. В начале урока перед изучением нового материала провожу игровые минутки, широко использую материалы лингвистических олимпиад и конкурсов, задания ОГЭ и ЕГЭ. Конечно, не все дети справляются с заданиями подобного рода, но те, кто выполнил, испытывают радость от того, что могут справиться.
Стараюсь извлечь максимальную пользу из работы по учебнику. При изучении темы «Однородные члены предложения», работая с упражнением учебника, даю детям задание рассказать об одном из народных промыслов. Провожу связь с уроками искусства и знакомлю детей с народными промыслами нашей республики. Ученики вспоминают, что «дома у них есть и хохломская посуда, и берестяные туески, и палехские шкатулки», т.е. предметы, на которые они раньше не обращали внимание. При изучении темы «Притяжательные прилагательные с суффиксами –ов, -ев, -ин, -ын знакомлю детей с происхождением фамилий; домашнее задание – рассказать о происхождении своей фамилии. Ученики с удовольствием выполняют такое задание, воспитывающее чувство гордости за свою семью.
Часто привлекаю материалы рекламы, которую дети видят по ТВ, которая представляет интересный материал для наблюдения как за орфографическими, орфоэпическими, так и за грамматическими ошибками. Тема «Частицы»: «Мама может сделать пасмурный день солнечным; мама может будни сделать выходным; мама может придумать интересные игры. Мама даже может подарить мне такой вкусный киндер-шоколад. Задание: найдите частицу и объясните её роль в данном высказывании. Дети, выполняя задание, учатся аргументировать собственное мнение. Тема «Правописание глаголов в форме повелительного наклонения»: записываю текст рекламы на доске: Ищите свежие фрукты? Ищите их здесь! (реклама сока). Находим орфографическую ошибку, доказываем правильность своего выбора. (В вопросительном предложении глагол 1 спряжения, поэтому окончание – ЕТЕ). Такая работа, по моему мнению, позволяет ученикам более внимательно относиться к собственной речи.
Одной из целей изучения русского языка в основной школе является «освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса» [Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 2010:5]. В процессе изучения русского языка ученики нередко встречаются с различными языковыми фактами, которые трудно объяснить материалами современного языка. Происхождение того или иного слова, обоснование его написания, объяснение логики некоторых грамматических правил и исключений из правил – всё это требует обращения к истории языка.
В школьном учебнике «Русский язык» присутствуют некоторые исторические справки, однако программа требует вдумчивого отношения к фактам языка. Сведения по истории языка необходимы также и на уроках литературы. При изучении художественного произведения, в котором встречаются лексические или грамматические архаизмы, учитель должен обратить на них внимание учащихся. Эта работа целесообразна в двух отношениях: во-первых, ученики обращают внимание на устаревшие слова и грамматические формы, а во-вторых, встречаются со случаями использования архаизмов в различных стилистических функциях.
С большим интересом к такого рода работе относятся ученики 5-6 классов. Начиная первый урок в новом для меня классе, при записи на доске даты я прошу учеников объяснить, почему месяц так называется. И дети объясняют названия сентябрь, октябрь, декабрь, узнав, что календарный год начинался не с января, а с марта. Попутно пытаемся выяснить, почему именно весной начинался год. Изучение истории древнего мира в 5 классе помогает детям объяснить названия других месяцев: январь, март, апрель, май, июль, июнь, август. А уроки истории и естествознания помогут детям объяснить название февраль. Так реализуются межпредметные связи на уроках русского языка. Не меньший интерес вызывает объяснение названий дней недели. Если названия вторник, среда, четверг, пятница обычно трудностей не вызывают, то слово понедельник объяснить не могут. При изучении темы «Морфемика» в 5 классе учимся правильно находить корень слова. Тогда не составит труда объяснить, что понедельник назван так потому, что идёт после недели (спрашиваем детей, почему воскресенье раньше имело такое название? Почему изменилось название?) Выясняем, что слово понедельник образовано приставочным способом (ср. пореформенный). При встрече с незнакомым словом прошу учеников самим попытаться найти корень слова и объяснить лексическое значение этого слова. Уже в 5 классе ученики получают понятие о международных словообразовательных элементах. (теле, фоно, грамма ит.д.). особый интерес вызывает работа с этимологическим словарем, которая приучает детей внимательней относиться в словообразованию, интегрирует знания истории, русского и иностранного языков: однокоренными ли являются слова смородина и смерд? Почему кустарник так назван? Ученики обычно любят задания такого типа и с удовольствием их выполняют. А это одна из главных целей урока – научить испытывать радость от процесса познания.
Особый интерес вызывает изучение фонетики и графики с позиций исторических комментариев. Сообщаю детям о законе открытого слога в древнерусском языке, о наличии редуцированных гласных Ъ и Ь. Теперь дети могут объяснить причины возникновения беглых гласных О и Е, самостоятельно пытаясь восстановить исходный гласный в слове. Интересно также узнать, почему в словаре нет ни одного исконно русского слова на букву А и Ф и почему наши «старенькие прабабушки» произносят [хвартук]. Изучая полногласие и неполногласие, ученики приходят к выводу, что слова с неполногласием используются в художественных произведениях с определённой стилистической целью. Исторический комментарий помогает объяснить возникновение чередования согласных в корне слов, конечно, о процессах палатализации согласных дети информируются на доступном для них уровне. Теперь, получив некоторые сведения о старославянской азбуке, учащиеся могут объяснить и происхождение выражения «писать с красной строки».
Изучение морфологии привлекает знания о падеже, числе существительного. И здесь детям интересно узнать о наличии звательного падежа ( « Вы ведь обращали внимание, что при игре на улице зовёте далеко отошедшего товарища [ Л*удо, Тан*о]. Откуда это окончание –О?) Вспоминаем примеры из прочитанных произведений: «Чего тебе надобно, старче?», «Боже мой», «Отче наш». Спрашиваю, почему у существительных множественного числа окончание –ы, -и, а в словах глаза, рога, берега- окончание –а? Узнаём о двойственном числе, сравниваем : шаги- два шага, ряды- два ряда. Говорим об устаревших формах плеча, колена. Исторический комментарий находит место на уроках при изучении кратких форм прилагательных, возвратных форм глагола и т.д.
Не менее важная, на мой взгляд, работа по сопоставлению некоторых слов русского и немецкого языков, а ученики приводят аналогичные примеры из английского и бурятского языков. Такое сопоставление помогает, когда говорим о богатстве русского языка, о синонимах (например, в русском языке: голубой, бирюзовый, лазурный, небесно-голубой и т.д., а в немецком – только hellblau., в русском: красный, алый, багряный, багровый, брусничный…и т.д., а в немецком – только rot), о фразеологизмах, о способах образования возвратной формы глагола и др. Кроме этого, такой приём стимулирует изучение иностранного языка в школе и интерес к родному языку, т.к. не все дети владеют родным бурятским языком. Так как национальный состав учащихся нашей школы разнообразен, то мы можем услышать примеры на армянском, азербайджанском, татарском языках (конечно, не все дети знают язык родителей, но получают задание дома узнать о том или ином языковом явлении от родителей и рассказать на уроке).Согласно требованиям «Примерной программы по русскому языку в 5-9 классах», работаю над «способностью определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты» [Примерные программы 2010: 10]. Поэтому перед выполнением каждого упражнения ставится вопрос: С какой целью будем выполнять эту работу? Зачем авторы учебника дали именно такое упражнение? А после выполнения выясняем, что нового узнали по изучаемой теме в результате работы над данным упражнением. Учащиеся, успевающие по русскому языку на «отлично», могут сами на уроке подобрать упражнения для закрепления какой-то темы, мотивируя свой выбор. Такая работа позволяет им просмотреть несколько упражнений, выяснить цель каждого и решить, какое упражнение им необходимо выполнить, чтобы лучше усвоить тему. Несомненно, это требует контроля учителя.
К слову о домашних заданиях. Большую трудность в работе учителя в последнее время создают так называемые «Готовые домашние задания» и «Решебники». В аннотации к этой продукции сказано, что предназначены они для самопроверки или проверки домашнего задания родителями учеников, но все знают, как именно дети пользуются ими. Наличие гаджетов у учащихся тоже отучает их думать самостоятельно, когда можно ответ на любой вопрос найти в интернете. Поэтому нужно так продумать домашнее задание, чтобы не было возможности списать. Кроме задания, названного выше, предлагаю детям соотнести теоретический материал учебника с практической частью, подобрать собственные примеры, составить ряд вопросов по теме урока. Хорошую работу предлагают УМК С.И.Львовой, который, к сожалению, исключен из федерального перечня, и УМК Шмелёва – проектные задания. Конечно, такие решения тоже можно найти в ГДЗ, но сразу видно, кто из учеников работал самостоятельно. Дети придумывают интересные формы представления своих работ (буклеты, альбомы, книжки, плакаты, сценки; придумывают сказки, стихи и т.д.). Приучаю детей внимательно слушать ответы товарищей и в случае неправильного ответа определить, почему ошибка была допущена, какой учебный материал поможет её исправить. Особое внимание на уроке уделяется навыкам самооценки: ученик должен видеть не только слабые стороны своего ответа, но и положительные моменты, что даётся им не всегда легко. В конце урока спрашиваю, как знания, полученные сегодня, можно применить в повседневной жизни. И если вначале ответы были однотипные: «Чтобы правильно писать», «Чтобы красиво говорить», то теперь ученики размышляют не только о том, что узнали на уроке, но и чему научились, как эти знания помогут им в освоении других учебных предметов. Разумеется, это относится не к каждому уроку, но многие темы позволяют реализовать такой приём работы.
Считаю, что такие приёмы работы обеспечивают развитие общекультурного уровня учащихся.