Методические рекомендации.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы


Учитель русского языка и литературы
ГУ «Средняя школа № 41»г.Астаны
Муртазина Бакыт АшимовнаАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы(методические рекомендации)
В течение последних 2-х лет работаю над методической темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы». И определена мною не случайно.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам.
Моё жизненное кредо «Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно»./У. Блейк/.
Я считаю, что  среди инновационных технологий обучения детей творчеству и формирования активной личности ведущее место занимает технология развития критического мышления, которая способствует активизации познавательной активности учащихся на уроках русского литературы.      Основателями этой технологии являются американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер . Ещё Лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Опыт показывает, что моделировать урок в той или иной технологии не просто. Хочу подробнее остановиться на том, как я   выстраиваю урок по технологии, которая способствует развитию критического мышления. Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Задача первой фазы урока (вызов) – не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу– его присутствие на каждом уроке обязательно.
На фазе осмысления  идет непосредственная работа с информацией. Важно, что приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.
Я использую различные приемы технологии развития критического мышления, которые способствуют развитию личности ребенка.  
Приемы технологии на стадии вызова
мозговой штурм
Прием «Верные и неверные утверждения»
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
Составление кластера
Приемы технологии на стадии осмысления
Прием Инсерт (пометки на полях)
Прием «Журнал двойной записи»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Прием «Интеллект- карт»
Приемы технологии на стадии рефлексии
Написание эссе
Написание синквейна Хочется сказать о приеме «Письмо по кругу». Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.  «Письмо по кругу» можно использовать как на стадии вызова, чтобы выяснить жизненный опыт детей по тому или иному вопросу, так и для проверки знаний учащихся. Этот прием может служить и другим целям. У детей часто возникает проблема с кратким пересказом художественных произведений, а «письмо по кругу» в увлекательной форме позволяет отработать этот навык.
Чтение с остановками также удачно вписывается в уроки литературы. Данную стратегию я использую и во внеклассной работе. Материалом для ее проведения служит повествовательный текст.
В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Анализируя средства художественной выразительности, побуждаю учащихся к размышлению.
Моя задача: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Хочу показать, какие приемы технологии развития критического мышления я применяла на уроке литературы в 5 классе по теме «Л.С.Петрашевская «Барби-волшебница» (Работа с текстом по технологии развития критического мышления через чтение и письмо):
Вызов.
Мозговой штурм. Вопрос : О чем говорит название рассказа? Закончите фразу…
Осмысление
Чтение с остановками.
Работаем по схеме: чтение текста учителем до …… остановки ( запись начала фразы, вопроса на доске или дети работают на карте индивидуального прочтения, набранной на компьютере ). Чтение до ……… остановок.
1.  Тут – то и появился старик…… ( Какой старик появился?)
2.  Он понял, что... ( что понял старик?)
3.  С такими мыслями старик заснул, а Барби …(что она сделала?)
4.  И уже много лет эта волшебная Барби ждала, что …
5.  Когда глазной доктор весь в слезах проснулся, думая о своем умершем отце,
6.  А у Барби уже был готов новый план действий. -Напишите свое окончание рассказа .
3)Рефлексия
а/Написание синквейнав/ Написание эссе.  Письменная работа в течение 3 – 5 минут под музыку.
Приведу несколько примеров синквейна, составленных учащимися на уроке:

Барби Старик
Красивая, отзывчивая Добрый , слепой
Ждет, переживает, помогает Ищет, думает, помогает
Наконец, Барби нашла друга Теперь старик не одинок в жизни
Умница Волшебник

Отмечаю, что составление  синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.
Правила написания синквейна /пятистишия/
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы
4 строка – фраза, несущая определенный смысл
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Очень интересен прием написания семистишия - Диаманта, написанный сильными учащимися класса:
Старик
Больной, брошенный
Ищет, надеется, находит
Старый человек, маленькая кукла
Ждет, надеется, помогает
Красивая, найденная
Кукла
Из 25 учащихся за работу на уроке 13 учащихся получили оценку «5»,
12 учащихся- «4»,ни один учащийся не остался не привлеченным к уроку.
Хочется остановиться на приеме применения интеллект- карт на уроках русского языка и литературы, которые позволяют сделать наблюдаемыми процессы мышления учащихся и обеспечивают формирование информационной компетентности, что позволяет повысить качество урока.
Законы построения интеллект-карт 1.Четкая формулировка темы (идеи) интеллект- карты.
2.Графическое изображение темы в виде центрального образа, рисунка.
3.Ассоциирование.
4.Группировка ассоциаций по определенным признакам.
5.Структуирование ассоциаций – подбор ключевых слов или фраз.
6.Графическое структруирование – добавление ключевых ветвей к центральному образу.
7.Заполнение графической структуры – добавление отвлетвлений.
8.Оживление графической структуры –добавление символики, ассоциирующейся со словами.
9.Выделение структуры – выделение ключевых ветвей цветными блоками.
10.Установление объективных связей между блоками или их элементами.




Прием «Составление кластера».
Правила очень простые: рисуем модель Солнечной системы. В центре солнце –это наша тема. Вокруг нее крупные смысловые единицы. У каждой планеты свои спутники. Кластер можно использовать на разных стадиях урока.
  На своих уроках я практикую не все приемы технологии развития критического мышления, но довольно успешно.
О результатах говорит уровень успеваемости и уровень качества знаний учащихся  по литературе и русскому зыку. По литературе успеваемость составляет 100%, качество знаний учащихся в среднем – 83%. По русскому языку качество  - 58,3%, успеваемость -100%.
Применение технологии ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся.
Проведенные исследования показали, что данные умения и навыки у учащихся после применения ТРКМ значительно более развиты, чем у учащихся, занимающихся в традиционном режиме.
 


Уровень обученности и качества знаний учащихся 6 –х классов
(2016-2017 учебный год)

Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.