Доклад на тему: «Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»

Колоденский филиал МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области





Доклад на тему:


«Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»








Подготовила: учитель начальных классов
Новикова Мария Николаевна















С. Колодное
2016
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:
Личностный
Познавательный
Регулятивный
Коммуникативный
Так, концептуальная идея формирования у обучающихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:
Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
Приобретение знаний о способе выполнения действия.
Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
Контроль умения выполнять действие.
Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.
Главная цель педагогической деятельности учителя – это формирование личности, желающей и умеющей учиться. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Для этого надо создать условия.
Первое  условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя. Как научиться самому и самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к  осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами:  быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования,  быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей. 
Второе условие для успешного формирования УУД – включение обучающихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения обучающихся учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
Третье условие – это диагностика обучающихся.
Что же должен делать учитель начальной школы?
 - не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а   организовывать процесс обучения так, чтобы дети добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;
- учитывать возрастные психологические особенности развития детей;
-  создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
-  формировать у обучающихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
-  создавать условия для приобретения обучающимися опыта творческой деятельности;
-  предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
Способы реализации данного условия, следующие:
Технология проблемного диалога (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного  усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики  в ходе специально организованного учителем диалога.
При использовании на уроках активных форм работы с применением технологии деятельностного обучения, творческие способности учащихся будут развиваться на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам.
Использование элементов технологии адаптивного обучения  позволяет варьировать обучение, осваивать  новые структуры урока, что формирует у учеников умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
Также эффективный метод формирования УУД – групповое и парное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе взаимодействий. Почему именно этот метод считается эффективным? Работу в группах мы начинаем с выработки основных правил. При этом должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся должны принимать активное участие в обсуждении этих правил. Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи и т. п. привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать.
Применение  ИКТ  позволяет сделать процесс обучения  для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.
  Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- самооценка события, происшествия;
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- "Найди отличия" (можно задать их количество);
- "На что похоже?";
- «Поиск лишнего»;
- "Лабиринты";
- «Упорядочивание;
- "Цепочки";
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями;
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- "Преднамеренные ошибки";
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- "Ищу ошибки";
- контрольный опрос на определенную проблему;
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- "Отгадай, о ком говорим";
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- "Подготовь рассказ...", "Опиши устно...", "Объясни..." и т. д.
Как же формируются УУД на основных предметах начальной школы?
Русский язык (УУД)
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает:
- развитие знаково-символических действий;
- замещения (например, звука буквой);
- моделирования (например, состава слова путем составления схемы);
- преобразования модели (видоизменения слова).
Литературное чтение (УУД)
Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;
- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
- эмоционально-личностной на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
- умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
- умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
- умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
Математика (УУД)
В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, выработка вычислительных навыков.
Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию.
Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях.
Какую же роль играют УУД во внеурочной деятельности?
УУД становится источником внутреннего развития школьника, и формирования его личностных качеств;
Развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей школьников;
Приобретение детьми социального опыта, создание условий максимально раскрывающих эти способности.
Этапы организации внеурочной деятельности школьников.
Исследование по выявлению интересов и склонностей обучающихся
Общешкольная программа внеурочной деятельности
Программы внеурочной деятельности классных руководителей;
Расписание внеурочной деятельности.
На основе сформированности УУД получаем портрет выпускника начальной школы, соответствующий требованиям ФГОС. Он таков!

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.