Рабочая программа по геометрии 9 класс по учебнику Атанасян Л. С.
Муниципальноеее автономное общеобразовательное учреждение
«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»
627050, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Новоатьялово, ул. Школьная 20, тел. 34-1-60
РАССМОТРЕНО
на заседании методсовета
Протокол № 1
От «8» сентября 2014 года
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
Протокол №2
От «10» сентября 2014 года
УТВЕРЖДЕНА
Приказом №104-ОД от «10» сентября 2014 года
Рабочая программа
по курсу «ГЕОМЕТРИЯ»
для 9 класса (базовый уровень)
линия Л.С.Атанасяна
Составитель : учитель математики
Шаповаленко Екатерина Викторовна
2014 год
ВВЕДЕНИЕ
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально – трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально – трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике:
Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методов математики;
Развитие логического мышления , пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
Воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно – технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г.в содержании календарно – тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение математических знаний и умений;
Овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
Освоение компетенций( учебно – познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно – ориентированной) и профессионально – трудового выбора.
В настоящей рабочей программе по предмету «геометрия 9 » учтены особенности, содержание и последовательность изучения материала в соответствии с УМК под редакцией Л.С.Атаносяна и др.
Пояснительная записка
к тематическому планированию изучения геометрии в 9 классе
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования(базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом программ для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. (Математика 5-11 кл.; составители: Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. М. :Дрофа, 2002), и в соответствии с авторской программой по линии Л.С.Атаносяна
Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов ( 2часа в неделю), в том числе контрольных работ – 7 . Промежуточная (годовая) аттестация проводиться в форме итоговой контрольной работы.
Государственная (итоговая) аттестация проводиться в 9 классе по выбору учащихся в форме теста.
При реализации рабочей программы используется дополнительный материал в ознакомительном плане, создавая условия для максимального математического развития учащихся, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика.
Содержание курса
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
При изучении курса геометрии решению задач должно быть уделено большое внимание. Все новые понятия, теоремы, свойства геометрических фигур, способы рассуждений должны усваиваться в процессе решения задач. На решение задач следует отводить в среднем не менее половины каждого урока. Достижению этой цели способствует большое количество и разнообразие задач, содержащихся в учебнике.
Основными являются задачи к каждому параграфу. В конце каждой главы есть 20-30 дополнительных заданий, которые можно использовать как для основной работы (если задач к какому-то параграфу главы окажется недостаточно), так и для повторения материала данной главы. Также в учебнике приведены задачи повышенной трудности, которые можно использовать для индивидуальной работы с учащимися, проявляющими особый интерес к математике.
Система задач позволяет развить интерес учащихся к математике с учетом их математической подготовки. Большое внимание уделяется тщательной формулировке задач, нередко приводится несколько решений одной и той же задачи. Также в пособии предусмотрены серии задач, в которых одно и то же понятие предстает в разных ракурсах, в качестве компонентов различных конфигураций. Характерной особенностью системы задач является широкое использование в них стандартных конфигураций, что способствует усвоению понятий, способов рассуждений.
При изложении теоретического материала соблюдается систематичность, последовательность и экономичность изложения. У учащихся формируется понятие красоты и изящества математических рассуждений.
Изучение учебного материала по геометрии в 9 классе строиться по следующим разделам:
Распределение курса по темам:
Тема раздела
Кол – во часов
Контрольные работы
Самостоятельные, прове- рочные, диктанты и тесты
Вводное повторение
2
Векторы.
11
Контрольная работа №1 «Векторы, средняя линия трапеции»
Метод координат.
12
Контрольная работа № 2 по теме «Координаты вектора. Метод координат»
Контрольная работа № 3 по теме
«Уравнение прямой и окружности»
Соотношения между сторонами и углами треугольника
13
Контрольная работа № 4 по теме «Решение треугольников»
Скалярное произведение векторов
9
Контрольная работа № 5 по теме «Скалярное произведение векторов»
Длина окружности и площадь круга.
13
Контрольная работа № 6 по теме «Длина окружности и площадь круга»
Движение.
8
Контрольная работа № 7 по теме «Движение»
И Т О Г О
68
Всего контрольных -7
Внесены элементы дополнительного содержания:
При повторении темы «Треугольники»: формулы, выражающие площадь треугольника через периметр и радиус вписанной окружности, через стороны треугольника и радиус описанной окружности, формула Герона;
При повторении темы «Четырехугольники»: площадь четырехугольника;
При изучения раздела «Правильные многоугольники»: правильные многогранники.
Требования к уровню математической подготовки учащихся 9 класса:
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по тмам:
Векторы. Метод координат.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать: определение вектора, различать его начало и конец виды векторов, определять суммы и разности векторов, произведение вектора на число, что такое координаты вектора; определение средней линией трапеции;
уметь: изображать и обозначать вектор, откладывать вектор, равный данному, находить координаты вектора по его координатам начала и конца, вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам, строить сумму двух векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника; строить окружности и прямые заданные уравнениями.
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать: определения косинуса синуса, тангенса для острого угла формулы, выражающие их связь; определения скалярного произведения векторов;
уметь: воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач; находить скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами.
Длина окружности и площадь круга.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и ее дуги, площади сектора;
уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять формулы площади круга, сектора при решении задач.
Движения.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать: определения преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды;
уметь: решать задачи, используя определения видов движения.
Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно методического комплекта :
Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М. : Просвещение, 2005./
Атанасян Л.С. Геометрия: рабочая тетрадь для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков, И.И.Юдина. – М. : Просвещение, 2005./
Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя. / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. – М. : Просвещение, 2003./
Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. - М.: Просвещение, 2005.
Саврасова С.М. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах / С.М.Саврасова, Г.А.Ястребинецкий. - М.: Просвещение, 1987.
Тематическое планирование по геометрии 9 класс
2 урока в неделю, всего 68ч. Учебник: Геометрия 7-9, Атанасян Л.С. и др. Просв.-2005г
№ п/п
Тема раздела
(кол-во часов)
Дата реализации
Тема урока
Кол-во часов
Цели урока
Планируемые результаты
Виды деятельности
предметные
метапредметные
I четверть - 17 часов
1-2
Вводное повторение (2 часа)
2.09
4.09
Вводное повторение
2
Повторить некоторые свойства треугольников и четырехугольников
Равнобедренный тр - к, равенство тр – ков, парал-м ромб , трапеция
Проблемно – повторитель-ный метод
Уметь решать задачи, работать со схемами, таблицами
Самост. Решение задач,
тесты
3-4
Глава IX Векторы ( 11 ч.)
9.09
11.09
§ 1. Понятие вектора . п.76,77,78.
2
Дать понятие о век-торе, научить учащи-хся изображать, обозначать векторы
Вектор, равен-ство векторов, направление
Объяснитель-но – иллюс-тративный
Умение решать задачи с применением вектора
Тест,самостоятельная
5-6
16.09
18.09
§ 2.Сложение и вычитание векто-ров . п.79 - 82.
2
Учить приемам слож-ения и вычитания ве-в
Правило треугол
Ьника паралле-лограмма
Частично-поисковый
Умение примен-ять правило сложения ве-в
Тест,самостоятельная
Практичек ая работа
7-8
23.09
25.09
Решение задач по теме сложение и вычитание векторов
2
Систематизировать приемы сложения и вычитания ве-в
9-10
30.09
2.10
§ 3. Умножение вектора на число. П.83-84
2
Учить умножать вектор на число
Увнлечение, уменьшение век-в в несколько раз
Объяснитель-но – иллюс-тративный
Умение применять к решению задач
Диктант
Практическая работа
11
7.10
Средняя линия трапеции. П.85
1
Дать понятие о сред--ней линии трапеции
Средняя линия трапеции
Только иллю-стративный
самостоятельная
12
9.10
Решение задач по теме векторы, сред-няя линия трапеции
1
Отработать умение применять действия с ве-ми
Сред.линия треугольника, сред.линия трап.
самостоятельная
Задания из КИМов
13
14.10
Контрольная работа №1 «Векторы, средняя линия трапеции»
1
Проверка знаний
Знания темы векторы
Контрольная - 1
№ п/п
Тема раздела
(кол-во часов)
Дата реализации
Тема урока
Кол-во часов
Цели урока
Планируемые результаты
Виды деятельности
предметные
метапредметные
14
Глава X Метод координат
( 12 ч.)
16.10
§ 1. Координаты вектора. п.86-87
1
Ввести понятие координаты вектора
Вектор, его дли-на, равные и ко-ллинеарные ве-а
Урок – лекция,
Изображать и обозначать векторы
Тест, с / р
15-16
21.10
23.10
§ 2. Простейшие задачи в координатах. п. 88-89
2
Развивать логическое мышление, закрепить материал через реш.зада
Координаты вектора, равен-ство векторов
Объяснитель-но – иллюс-тративный
Находить координаты вектора
Тест, с / р
2 четверть
17
6.11
Применение метода координат к решению задач.
1
Развивать логическое мышление, закрепить материал через реш.зада
Координаты вектора, равен-ство векторов
Проблемно-поисковый
Применить при решении задач
Тест, с / р
18
(1)
Глава X Метод координат ( 12 ч.)
11.11
Обобщение и решение задач по теме метод координат.
1
обобщить знания, под готовить к контрольной
Знания темы координаты вектора
Индивидуальная работа
С / р
19
(2)
13.11
Контрольная работа №2 «координаты вектора»
1
Проверка знаний
Знания темы координаты вектора
Контрольная - 2
20-21
(3-4)
18.11
20.11
§ 3. Уравнение окружности.п.99-91
2
Научить записывать уравнение окружности
Уравнение окружности
Лекция,
Проблемно-поисковый
Коорд. Серед. окр.
Составить ур-е окр
диктант
22
(5)
25.11
Уравнение прямой.п.92
1
Научить составлять ур авнение проямой
Уравнение прямой
Составлять уравнение прямой
Диктант
23-24
(6-7)
27.11
2.12
Решение задач по теме «уравнение прямой и окружности»
2
Закрепить знания в ходе решения задач
Ур-я окр. И прямой, коорд. центра окружн.
Проблемно-поисковый
Логически мысл-ить, применять знания
Самостоятельная работа
25
(8)
4.12
Контрольная работа №3 «уравнение прямой и окружности»
1
Проверка знаний
Знания темы координаты вектора
Контрольная - 3
26-27
(9-10)
Глава XI Соотношение между сторонами и углами треугольника( 13 ч.)
9.12
11.12
§ 1. Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество.п.93-94
2
Дать определение , поаторить для прямоугольного треугольника
Определения функций, основное тождество
Лекционно-семинарский метод
Проводить тождественные преобразования
с/р
28-29
(11-12)
16.12
18.12
Формула для вычисления координат точки.п.95
2
Развивать навык решения и творческие способности
Формулы тригонометрии
Фронтальный опрос
Диктант, с/р
30-31
(13-14)
23.12
25.12
§ 2. Теорема о площади треугольника.п.96
2
Доказать теор. О площади треуг - ка
Площадь тр-ка,
Средняя линия
Проблемно-поисковый
Применять при вычислениях
с/ р
№ п/п
Тема раздела
(кол-во часов)
Дата реализации
Тема урока
Кол-во часов
Цели урока
Планируемые результаты
Виды деятельности
предметные
метапредметные
I I I четверть - 20часов
32
(1)
Глава XI Соотношение между сторонами и углами треугольника( 13 ч.)
30.12
Теорема синусов п.97
1
Показать применение т. Синусов при решении задач
Площадь тр-ка, синус угла
Проблемно-поисковый
Вычислять площадь треугольника
Диктант
33
(2)
13.01
Теорема косинусов. П.98
1
Показать применение т. косинусов при решении задач
Квадрат стороны, косинус угла
Проблемно-поисковый
Вычислять сторону треугольника
Диктант
34-36
(3-5)
15.01
20.01
22.01
Решение треугольников .п.99
3
Познакомить с методами решения треугольников
Т. Синусов,т. Ко-синусов и элемен-ты треугольника
Проблемно-поисковый
Находить неизвес-тные элементы треугольника
С /р, задачи ЕГЭ
37
(6)
27.01
Площадь треугольника , измерительные раб..п.100
1
Систематизировать, обобщить изученный материал
Площадь треугольника и его элементы
Проблемно-поисковый
вычислять неизве-стные элементы треугольника
Фронтальный опрос,
с/р
38
(7)
29.01
Контрольная работа №4 «Решение треугольников»
1
Проверка знаний
Знания темы п.93-100
Репродуктивный
Контрольная - 4
39
(8)
Скалярное произведение векторов (9ч.)
3.02
§ 3. Угол между векторами. П.101
1
Оснакомить с понятием угла между векторами
Умножение векторов, косинус угла
Лекционно-семинарский метод
Определять угол мужду ве-ва
Самостоятельная работа
40
(9)
5.02
Скалярное произведение векторов. П.102
1
Ввести понятие ска-лярного произведения
Скаляр-е произ-ние это число
Объяснитель-но – иллюст-ный
Находить произведение
Практическая
41-43
(10-12)
10.02
12.02
17.02
Скалярное произведение в координатах и его сво-ва. П.103,104
3
Ввести понятие ска-лярного произ-ния в коорд-ах и его св-во
Координаты вектора, , св-ва векторов
Объяснитель-но – иллюс-тративный
Вычислять координаты ве -в
Тест, граф. диктант
44-46
(13-15)
19.02
24.02
26.02
Применение скалярного произведения векторов к решению задач
3
Систематизировать навык решения задач «скаляр-е произ-е ве-в
Скалярное произведение векторов , св-ва векторов
Метод самостоятельная работа
Применять знания в реальных ситуациях
С /р, задачи ЕГЭ
47
(16)
3.03
Контрольная работа №5 «Скалярное произведение векторов»
1
Проверка знаний
Знания темы п.93-100
Контрольная - 5
48
(17)
Глава XII Длина окружн ости
5.03
§ 1. Правильный многоугольник п.105
1
Ввести понятие правильного многоугольника
Прав-ый многоуг., сумма углов, радиус
Объяснитель-но – иллюст-ный
Строить и находить углы правильного многоугольника
Практическая, с/р
№ п/п
Тема раздела
(кол-во часов)
Дата реализации
Тема урока
Кол-во часов
Цели урока
Планируемые результаты
Виды деятельности
предметные
метапредметные
49
(18)
Глава XII Длина окружности и площадь круга( 13 ч.)
10.03
Окружность, описанная около многоугольника п.106
1
ввести понятие об окру-жности описанной, около прав.многоу-ка
Окруж.описанная около прав. многоугольника
Объяснитель-но – иллюст-ный
Доказывать тео-рему об окруж. описанная около прав. Многоуг-ка
Практическая, с/р
50
(19)
12.03
Окружность, вписанная в правильный много-к.п.107
1
ввести понятие об окру-жности вписанной, в прав. многоу-к
Окруж.вписанная в прав. Много-угольник
Объяснитель-но – иллюст-ный
Доказывать тео-рему об окруж. вписанной в прав. Многоуг-к
Практическая, с/р
51
(20)
17.03
Формулы для вычисления площадеи прав.многоуг. , его сторон и радиусов R; r
1
Ввести формулы,для вычисления площади прав.многоуг., его стороны и радиусов
Площадь, радиус, сторона
Проблемно-поисковый
Применять знания в реальных ситуациях
Тест, диктант
I V четверть – 17 часов
52-53
(1-2)
Глава XII Длина окружности и площадь круга( 13 ч.)
19.03
2.04
Формулы для вычисления площадеи прав.многоуг. , его сторон и радиусов R; r. п.108-109
2
Закрепить введенные формулы в ходе решений задач
Площадь, радиус, сторона
Проблемно-поисковый
Применять знания в реальных ситуациях
Тест, диктант,
с/р
54-55
(3-4)
7.04
9.04
§ 2. Длина окружности и площадь круга.п.110-111
2
Ввести формулу, выражающую длину окр. И площади круга
Длина окр. Радиус, площадь круга
Проблемно-поисковый
Применять знания в реальных ситуациях
Практическая, с/р
56-57
(5-6)
14.04
16.04
Площадь кругового сектора. П.112
2
Площадь круга, Площадь круго-вого сектора
Проблемно-поисковый
Применять знания в реальных ситуациях
С /р, задачи ЕГЭ
58-59
(7-8)
21.04
23.04
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»
2
Правильные многоугольниеи, элементы окруж.
Метод самостоятельная работа
Применять знания в реальных ситуациях
Практическая, с/р
60
(9)
28.04
Контрольная работа №6 «Длина окружности и площадь круга»
1
Проверка знаний
Знания темы п.105-112
репродвуктивный
Контрольная - 6
61-62
(10-11)
Глава
XIII Движение ( 8ч.)
30.04
5.05
§ 1. Понятие движения. п.113-114
2
Ввести понятие отображения плоско-сти на себя и движения
Отрезок, прямая, угол, луч, симметрия
Объяснитель-но – иллюст-ный
Решать задачи применяя понятия при решении задач
Тест, практическая работа
№ п/п
Тема раздела
(кол-во часов)
Дата реализации
Тема урока
Кол-во часов
Цели урока
Планируемые результаты
Виды деятельности
предметные
метапредметные
63-64
(12-13)
Глава
XIII Движение ( 8 ч.)
7.05
7.05
§ 2. Параллельный перенос и поворот.
п116-117
2
Ввести понятие параллельного переноса
Отрезок, парал-ые прямые, угол, луч, симметрия
Объяснитель-но – иллюст-ный
Решать задачи применяя понятия при решении задач
Тест, практическая работа
65
(14)
12.05
Контрольная работа №7 «Движение»
1
Проверка знаний
Знания темы п.105-112
репродвуктивный
66
(15)
14.05
19.05
Решение задач по теме «Движение»
2
Выработать навыки решения задач
Симметрия, отображение , парал-ный перенос
Метод самостоятельная работа
Применять формулы при решении задач
Тест, с/р
67- 68
(16-17)
21.05
Заключительный урок по курсу геометрии 9кл.
1
15