Рабочая программа по геометрии (7 класс) к учебнику Л.С. Атанасян
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание МО
естественных наук
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» ________2014 г.
Руководитель МО
Ф.И.О. Лишик Л.И.
___________________ СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» _________ 2014 г.
Зам. директора по УВР
Ф.И.О. Казакова Л.В.
_____________________ УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «___»______________2014г.
Директор МКОУ
«Боровская СОШ»
МО «Братский район»
Ф.И.О. Т.Е. Непомнящая
_____________________
Рабочая программа
учебного предмета
«Геометрия»
для обучающихся 7 класса
на 2014-2015 учебный год
Образовательная область: «математика»
Разработала:
Учитель Лишик Л.И.,
II квалификационной категории.
п. Боровской 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для учащихся 7 класса МКОУ «Боровская СОШ» к учебнику «Геометрия 7-9» Н.Я. Л.С.Атанасян, Издательство Москва, «Просвещение, 2012 г. составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений основного общего образования (базовый уровень, 2-й вариант), Москва, «Просвещение», 2008г., автор Т.А. Бурмистрова, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта по математике, Основной образовательной программой «МКОУ Боровская СОШ», положения «О рабочих программах» МКОУ «Боровская СОШ».
Отличительной особенностью данной программы является изменение количества часов:
по программе-34 учебные недели, 68 часов
по рабочей программе – 35 учебных недель – 70 часов в соответствии с базисным учебным планом МКОУ «Боровская СОШ».
Данные часы добавлены на итоговое повторение- 2 часа.
Программа направлена на достижение следующих целей и задач:
Цели:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности человека, изучения смежных дисциплин, развития личности;
Интеллектуальное развитие, формирование качеств, необходимых человеку для полноценной жизни: логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
Формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники
Воспитание культуры личности, отношения к геометрии как к части общечеловеческой культуры;
Развитие представлений о взаимосвязи геометрии с другими предметами.
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи геометрии с другими предметами.
Задачи:
формирование умений применять полученные знания при решении практических задач
сформировать понятия об основных геометрических фигурах, их свойствах
Формирование умения доказательства простейших теорем геометрии
Общая характеристика учебного предмета
В курсе геометрии 7-го класса расширяются сведения о геометрических фигурах. На начальном этапе основное внимание уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствами измерения отрезков и углов. Главное место занимают признаки равенства треугольников. Формируются умения выделять равенство трех соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки. Особое внимание уделяется доказательству параллельности прямых с использованием соответствующих признаков. Теорема о сумме углов треугольника позволяет получить важные следствия, что существенно расширяет класс решаемых задач. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Место и роль учебного предмета в федеральном базисном учебном плане
Курс «Геометрия» 7 класса является инвариантной частью учебного плана МКОУ «Боровская СОШ».
Программой отводится на изучение геометрии по 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в учебный год. Из них контрольных работ 6 часов.
Содержание программы
1.Начальные геометрические сведения (10 часов)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
2.Треугольники (17 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
3.Параллельные прямые (12 часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
4.Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов)Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами
и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
5.Повторение (13часов)
Повторение основных понятий, изученных в курсе геометрии 7 класса. Решение задач планиметрии.
Контрольных работ 6 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Начальные геометрические сведения» 1 час, «Треугольники» 1 час, «Параллельные прямые» 1 час, «Соотношения между сторонами и углами треугольника» 2 часа и 1 час отведен на итоговую административную контрольную работу.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения геометрических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Планируемые
(ожидаемые результаты)
В результате изучения курса геометрии 7-го класса учащиеся должны знать/уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды), различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин отрезков, градусную меру углов);
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач;
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Материально-техническое обеспечение программы
УМК учителя
№
п/п Пособие Год издания Издательство Автор
1. Программы общеобразовательных учреждений 2008 Москва, «Просвещение» Т.А. Бурмистрова2. Поурочные разработки по геометрии 7 класс 2009г. Москва, «Просвещение» Н.Ф. Гаврилова
3. Дидактические материалы по геометрии , 7 класс 2009 Москва, «Просвещение» А.С. Чесноков
4. Контрольные работы,
7класс (ФГОС) 2013 Москва, «Экзамен» В.Н. Рудницкая5. Контрольные работы по геометрии,
7 класс (ФГОС) 2013 Москва, «Экзамен» Т.М. Ерина
6. Ж-лы «Математика, приложение к «1 сентября с СД-дисками 208-2013гг. Москва «Школа Пресс» 7. «Уроки геометрии с применением ИКТ» 2011 Москва «Планета» С.О. Минаева
УМК учащихся
1. Учебник «геометрия 7-9» 2011 Москва, «Просвещение» Л.С. Атанасян
2. Рабочая тетрадь по геометрии 2012 Москва, «Экзамен» Т.М. Ерина
3. Тесты ГИА по геометрии 2009 Москва, «Экзамен» В.Н. РудницкаяКомплект таблиц «Геометрия 7 класс»
Набор «Треугольники»
Карточки, тесты
Презентации к урокам, видеоурокиРесурсы Интернет
Средства ИКТ: ПК, мультимедиа проектор, СД-диски
Формы контроля уровня достижений учащихся
Вид контроля Формы контроля
Входной (стартовый контроль) Тесты, вводная контрольная работа
Промежуточный,
тематический
контроль Самостоятельная работа
Математический диктант
Тест
Фронтальный опрос
Проверочная работа
Компьютерное тестирование
Итоговый контроль Контрольная работа
Зачет
Защита проекта
Тестирование
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Виды контроля:
.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
МД — математический диктант.
Т – тестовая работ
ФО — фронтальный опрос
З – зачет
ЗП – защита проекта
КТ – компьютерное тестирование
Учебно – тематический план
№ п/п Раздел, тема Всего часов
Количество контрольных работ
Формы организации учебной деятельности Формы контроля
По программе По рабочей
программе Беседа Лекция Самостоятельная работа Практикум Защита проекта Фронтальный опрос Тестирование Самостоятельная работа Математический диктант Зачет Контрольная работа
1 Начальные геометрические сведения 10 10
1 + + + + + +
2 Треугольники 17 17 1 + + + + + + + + +
3 Параллельные прямые 13 13 1 + + + + + + + +
4 Соотношение между сторонами и углами треугольника 18 18 2 + + + + + + + +
5 Повторение. Решение задач 10 12 1 + + + + + + + +
Итого часов 68 70 6 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уроков Тема
Кол-во часов Календарные сроки Планируемые результаты (базовые понятия) Виды контроля
план факт Начальные геометрические сведения 10 часов
1
Введение. Отрезок и прямая.
1
4.09
Знать, что через две точки можно провести только одну прямую.
Уметь определять взаимное расположение точки и прямой Стартовая диагностика
Т
2
Луч и угол 1
5.09 Знать свойства луча.
Уметь: строить и обозначать луч; строить и обозначать углы
ФО
СР
3 Сравнение отрезков и углов 1
11.09
Уметь
-доказывать равенство фигур;
-строить биссектрису угла с помощью транспортира ФО
ИР
СР
4 Измерение отрезков 1
12.09 Уметь измерять отрезки с помощью линейки, выражать длину в различных единицах измерения ФО
ИР
5
6 Измерение углов
Смежные и вертикальные углы 1
1
18.09
19.09 - находить градусную меру угла и строить углы заданной градусной мерой;
-различать прямой, развернутый, острый и тупой углы
Знать определение и свойства смежных и вертикальных углов
Уметь строить смежные и вертикальные углы ФО
ИР
МД
МД
7
8 Перпендикулярные прямые.
Перпендикулярные прямые.
1
1 25.09
26.09 Знать определение и свойство перпендикулярных прямых
Уметь выполнять построение перпендикулярных прямых ФО
СР
9 Решение задач.
1
02.10 Уметь применять полученные знания при решении задач на построение, доказательство, вычисление ФО
ИР
Т
10 Контрольная работа №1 1
03.10
-уметь применять теорию к выполнению заданий;
-выполнять задания с развернутым решением.
КР
Треугольники 17 часов
11 Треугольники
1
09.10 Знать определение треугольника, его элементов ФО
СР
12 Первый признак равенства треугольников. 1
10.10 Знать формулировку I признака;
Уметь применять признак при решении задач ФО
СР
13 Решение задач. 1
16.10
Уметь применять признак равенства треугольников при решении задач ФО
СР
14
15
16
17
18 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Равнобедренный треугольник
Свойства равнобедренного треугольника
Второй признак равенства треугольников
Решение задач.
1
1
1
1
1
17.10
23.10
24.10
30.10
31.10 Уметь:
- строить перпендикуляр из данной точки к прямой;
- пользоваться теоремой о свойствах равнобедренного треугольника
Знать свойства медианы, биссектрисы и высоты.
Знать формулировку второго признака равенства треугольников, уметь приводить доказательство теоремы
Уметь решать задачи на применение теорем
Т
ФО
ИР
ИР
СР
19
20 Третий признак равенства треугольников.
Решение задач.
1
1
13.11
14.11
Знать теорему третьего признаков равенства
треугольников;
Уметь решать задачи на применение теорем
ФО
ИР
21
22
23
Окружность
Построения циркулем и линейкой
Задачи на построение
1
1
1
20.11
21.11
27.11 Знать определение окружности; что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности.
Уметь построить окружность с помощью циркуля и линейки ФО
ИР
ПР
ИРК
24
25
26
27
Построение угла, равного данномуПостроение биссектрисы угла
Построение середины отрезка и
перпендикуляра к прямойКонтрольная работа №2 1
1
1
1 28.11
4.12
5.12
11.12
Уметь с помощью циркуля и линейки выполнять построение:
-отрезка и угла, равного данному;
-биссектрисы угла; перпендикулярных прямых;
-середины отрезка
Уметь применять все признаки равенства треугольников и следствия в комплексе при решении задач ФО
ИР
ПР
ИРК
КР-2
Параллельные прямые 13 часов 28
29
30
31 Определение параллельных прямых
Признаки параллельности двух прямых.
Признаки параллельности двух прямых.
Практические способы построения параллельных прямых 1
1
1
1 12.12
18.12
19.12
25.12 Знать какие прямые называются параллельными, теоремы признаков параллельности;
Уметь показывать накрест лежащие, односторонние, соответственные углыЗнать правила построения параллельных прямых, признаки параллельности прямых.
Уметь строить параллельные прямые с помощью линейки и треугольника ФО
ИР
СР
Т
32
33
34 Аксиома параллельных прямых.
Теорема об углах, образованных параллельными прямыми и секущей
Обратная теорема
1
1
1 26.12
15.01
16.01
Знать аксиому параллельных прямых и её следствие;
Уметь доказывать обратные теоремы параллельности прямыхФО
МД
ИР
35
36 Свойства параллельных прямых
Свойства параллельных прямых 1
1
22.01
23.01 Знать свойства параллельных прямых
Уметь применять свойства параллельных прямых на практике
ФО
МД
37
38
39
Решение задач на построение
Решение задач на доказательство
Решение задач на применение признаков параллельности прямых
1
1
1 29.01
30.01
5.02 Уметь применять признаки параллельности прямых и обратные теоремы при решении задач
На построение, доказательство ФО
МД
ИР
40
Контрольная работа №3
1
6.02 Уметь применять признаки параллельности прямых и обратные теоремы при решении задач КРСоотношения между сторонами и углами треугольника 18 часов
41
42 Сумма углов треугольника
Теорема о сумме углов треугольника 1
1 12.02
13.02 Уметь :-определять вид треугольника;
-доказывать теорему о сумме углов треугольника и применять её при решении задач ФО
ИР
МД
43
44
45
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Неравенство треугольника
Контрольная работа № 4
1
1
1
19.02
20.02
26.02 Знать : теорему и её следствия;
Уметь: определять существует ли треугольник с данными сторонами;
-доказывать утверждения
-применять полученные знания при решении задач ФО
ИР
КТ
МД
КР46
47
48
49
Прямоугольный треугольник
Свойства прямоугольных треугольников
Признаки равенства прямоугольных треугольников
Уголковый отражатель 1
1
1
1 27.02
5.03
6.03
12.03 Уметь:
-доказывать свойства прямоугольных треугольников;
-применять свойства и признаки при решении задач
ФО
ИРД
МД
ПР50
51
52
53
54
55
56
57 Построение треугольника по трем сторонам
Построение треугольника по двум углам и стороне
Построение треугольника стороне и двум углам
Построение треугольников
Задачи на построение
Решение задач
Решение задач
Контрольная работа № 5
1
1
1
1
1
1
1
1 13.03
19.03
20.03
2.04
3.04
9.04
10.04
16.04
Уметь:
-строить треугольник по двум сторонам и углу между ними;
-строить треугольник по стороне и двум прилежащим к ней углам;
-строить треугольник по трем сторонам
- решать комбинированные задачи на построение
-применять полученные знания при решении задач на построение ФО
ИР
КТ
МД
КР-5
Повторение решение задач 12
58
59
60 Начальные геометрические сведения
Признаки равенства треуг-ков. Равнобедренный треугольник 1
1
1 17.04
23.04
24.04 -применять полученные знания при решении -задач на построения, вычисления, доказательство, доказательстве теорем,
ФО
ИР
61
62
63
64
66
67
68
69
70 Прямоугольный треугольник
Решение задач
Параллельные прямые
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Решение задач
Задачи на построение
Итоговая контрольная работа
Защита проектов
Резерв времени
1
1
1
1
1
1
1
1
1 30.04
7.05
8.05
14.05
15.05
21.05
22.05
28.05
29.05 -при решении практических задач реальной математики ФО
ИРД
МД
Т
КТ
КРЗП