Методические рекомендации к рабочей тетради по окружающему миру (3 класс)
Методические рекомендации
по работе с тетрадью «Окружающий меня мир»
(3 класс)
ВВЕДЕНИЕ
Предмет «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» введен в систему коррекционно-развивающего обучения и направлен на:
- уточнение имеющихся у школьников представлений и понятий об окружающем мире;
- обогащение этих представлений: накопление специальных природоведческих терминов, слов, словосочетаний, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения.
Предлагаемые тетради для самостоятельной работы «Окружающий меня мир» составлена как приложение к учебнику Худенко Е. Д., Тереховой И. А. Знакомство с окружающим миром (2, 3, 4 классы) и предназначена для обучения детей с умеренной умственной отсталостью.
В общих положениях стандарта начального общего образования говорится об учете образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностях. Использование тетради поможет уточнить и закрепить имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях окружающей действительности, позволит им освоить основы экологической грамотности, элементарные правила и нормы поведения в природной и социальной среде; доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из разных источников). Задания, предлагаемые учащимся, базируются на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дают возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные связи между ними, выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать итоги наблюдений.
В заданиях представлены разные виды работы. Важное внимание уделяется формированию родовых понятий обогащающих словарь детей. Такие задания, как исключение лишней картинки, подбор обобщающих терминов для группы однородных предметов, способствуют развитию логического мышления учащихся.
Тетрадь можно использовать в двух вариантах: электронном и печатном.
Учитель, пройдя тему по учебнику, для закрепления предлагает учащимся соответствующую тему в тетради для самостоятельной работы, выбирая её приемлемый вариант (электронный или печатный). Можно выполнять определенные задания непосредственно сразу после прохождения темы для закрепления (электронный вариант) на уроке или в виде домашнего задания.
Тетрадь выполняет и контролирующую функцию: оценка знаний, образовательных достижений учащихся по предмету. Для объективного оценивания автор предлагает ключи к заданиям (Приложение 1), где представлены параметры и критерии оценки по каждому заданию и темам (в баллах), таблицу перевода баллов в оценки (Приложение 2).
3 класс
Материал тетради разбит на разделы.
Раздел I – Сезонные изменения в природе. Темы: «Лето – осень», «Зима», «Весна». В каждый сезон изучается одна из тем раздела. В конце дается обобщающая тема «Времена года».
Раздел II – Мир растений. Темы: «Овощи, фрукты, ягоды», «Цветы, деревья».
Раздел III – Мир животных. Темы: «Звери», «Птицы», «Насекомые».
Раздел IV – Мир человека. Темы: «Транспорт. ПДД», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Человек (органы чувств)».
Каждая тема состоит из 4-х заданий.
В значке выставляется балл за задание.
В значке выставляется балл по теме (суммируются баллы за все 4 задания, входящие в данную тему).
В значке выставляется балл за раздел (суммируются баллы за все темы, входящие в данный раздел).
Приложение 1. Ключи к заданиям
Раздел
Тема
№ задания
Критерий
Балл
Правильный ответ
Количество баллов за задание
I. Сезонные изменения в природе
Лето - осень
1
За каждое правильно определенное время года
0,5
1 – лето; 2 - осень
1
2
За каждое правильно дополненное предложение
0,25
холодно; серое; часто; жёлтые
1
3
За каждое правильно определенное время года (осень)
0,5
картинки №№ 2,4
1
4
За каждый правильно определенный предмет
0,25
шапочка, куртка, брюки, ботинки
1
Общее количество баллов по теме:
4
Зима
1
За каждое правильно определенное время года (зима)
0,5
картинки №№ 1,3
1
2
За каждое правильно подчеркнутое слово
0,25
снегопад, мороз, метель, гололёд
1
3
За каждый правильно определенный предмет
0,2
коньки, санки, лыжи, снеговик, санки
1
4
За каждый правильно определенный предмет
0,25
валенки, шапка, шуба, брюки
1
Общее количество баллов по теме:
4
Весна
1
За каждое правильно определенное время года (весна)
0,5
картинки №№ 1, 4
1
2
За каждое правильно подчеркнутое слово
0,25
весенний, зацветут, потепление,
цветы
1
3
За правильно выполненное задание
1
№№ 2, 1, 3
1
4
За каждый правильно определенный предмет
0,25
брюки, шапка, ботинки, куртка
1
Общее количество баллов по теме:
4
Време-на года
1
За каждое правильное соответствие (4 соответствия)
0,25
зима – сосульки, снеговик, лыжи;
весна – подснежник, птица;
лето – бабочка, круг;
осень – листья, грибы, яблоки
1
2
За каждое правильное соответствие (соотнесение изображения дерева с временем года)
0.25
1 – зимнее; 2 – весеннее; 3 – летнее; 4 - осеннее
1
3
За каждое правильное соответствие (соотнесение описания с временем года)
0,25
весна; зима; осень; лето
1
4
За каждую правильно отгаданную загадку
0,25
сосулька, горка, снежинка, метель (вьюга)
1
Общее количество баллов по теме:
4
Общее количество баллов за раздел I
16
Раздел
Тема
№ задания
Критерий
Балл
Правильный ответ
Количество баллов за задание
II.
Мир
растений
Овощи, фрукты, ягоды
1
За каждую правильно соединенную пару
0,25
слово – соответствующая ему картинка
1
2
За одно правильное исключение
0,3
яблоко; гриб; чеснок
1
За два правильных исключения
0,6
За три правильных исключения
1
3
За каждое правильное соответствие
0,25
картошка-выкапываю-лопата; капуста-срезаю-нож;
арбуз-срезаю-нож;
яблоня-срываю-лестница
1
4
2 ошибки
0.75
овощи: свекла, картофель, горох, капуста;
бахчевые культуры: арбуз, дыня;
ягоды: земляника, малина
1
3-4 ошибки
0,5
5-6 ошибок
0,25
7-8 ошибок
0
Общее количество баллов по теме:
4
Цветы, деревья
1
За каждое правильное соответствие (соотнесение листьев и деревьев)
0,25
лист дуба – 3; лист рябины – 2; лист клена – 4; лист березы - 1
1
2
За каждый правильно отмеченный цветок
0,25
на клумбах растут – 2,3;
комнатные растения – 1,4
1
3
За каждое правильно подчеркнутое название цветка
0,25
астры, розы, ромашки, ноготки
1
4
За правильно выполненное задание
1
подснежник
1
Общее количество баллов по теме:
4
Общее количество баллов за раздел II
8
Раздел
Тема
№ задания
Критерий
Балл
Правильный ответ
Количество баллов за задание
III.
Мир животных (средняя полоса России)
Звери
1
За каждое правильное соответствие (8 соответствий)
0,25
дикие животные: медведь, ёж, заяц, олень;
домашние животные: собака, кошка, коза, свинья
2
2
За каждое правильное соответствие
0,25
собака – кость; медведь – мед; кошка – молоко; коза - трава
1
3
За одно правильно узнанное животное
0,3
1 – медведь; 2 – коза; 3 - еж
1
За два правильно узнанных животных
0,6
·
За три правильно узнанных животных
1
4
За одно правильное соответствие
0,25
овца – ягнята; коза – козлята;
еж – ежата; медведь - медвежата
1
Общее количество баллов по теме:
5
Птицы
1
За каждую правильно узнанную птицу
0,3
снегирь, скворец, грач, синица, курица, утка
2
За 6 узнанных птиц
2
2
За правильно выполненное задание
1
№№ 2, 3, 4, 1
1
3
За каждую учтенную часть тела птицы
0,3
голова, хвост, туловище, крылья, лапки, клюв
2
За 6 отмеченных частей тела птицы
2
4
За одну правильно определенную группу
0,3
домашние птицы: утка, курица; зимующие птицы: снегирь, синица;
перелетные птицы: грач, скворец
1
За две правильно определенные группы
0,6
За три правильно определенные группы
1
Общее количество баллов по теме:
6
Насе-
комые
1
За каждое узнанное насекомое
0,5
муха, муравей
1
2
За каждое правильное исключение
0,25
утка; свинья; паук; утка
1
3
За каждое правильное соответствие (одно соответствие: насекомое – 3 слова)
0,5
муха – вред, болезнь, грязь;
муравей – польза, дружные, смалые
1
4
За одно правильно составленное предложение
0,3
Муха переносит болезни.
Муравей ползёт в муравейник.
Бабочка порхает над цветком.
1
За два правильно составленных предложения
0,6
За два правильно составленных предложения
1
Общее количество баллов по теме:
4
Общее количество баллов за раздел III
15
Раздел
Тема
№ задания
Критерий
Балл
Правильный ответ
Количество баллов за задание
IV.
Мир человека
Транс-порт. ПДД
1
За правильное выполненное задание
1
правильный путь - 4
1
2
За правильное выполненное задание
1
пешеходный переход - 1
1
3
За каждое правильно составленное предложение
0,2
Мчится в больницу скорая помощь.
Грохочет по рельсам трамвай.
Летит быстрый самолет.
Пассажиров везет автобус.
От платформы отходит поезд.
1
4
За каждое правильное соответствие (8 соответствий)
0,2
пассажирский транспорт: поезд, автомобиль, автобус;
грузовой транспорт: КАМАЗ;
специальный транспорт: скорая помощь, пожарная машина, полиция
2
Общее количество баллов по теме:
5
Посуда
1
За правильно удаленный предмет
0,5
лишний предмет: стол
обобщающее слово: мебель
1
За правильное обобщение
0,5
2
За каждую правильно соединенную пару
0,1
слово – соответствующая ему картинка
1
За 1 ошибку
минус
0,25
чайник, два блюдца, две кружки с ложечками, сахарница
2
4
За всё правильно выполненное задание
1
очистить; вымыть; вытереть; убрать
1
Общее количество баллов по теме:
5
Одежда
1
За правильно выполненное задание
1
обобщающее слово: одежда
1
2
За один правильно выбранный предмет
0,5
рубашка; платье
1
3
За 1 ошибку
минус
0,3
пуховик, варежки, брюки, шапка, свитер, валенки
2
4
За каждое правильно законченное предложение
0,25
Летняя одежда – это шорты, сарафан.
Одежду шьют из меха, кожи, ткани.
Одежда, сшитая из кожи, называется кожаной.
Ухаживать за одеждой – значит стирать, гладить, чистить.
1
Общее количество баллов по теме:
5
Обувь
1
За правильно определенные парные предметы
0,5
парные предметы: ботинки, сапоги;
обобщающее слово: обувь
1
За обобщающее слово
0,5
2
За каждое правильное соответствие (4 соответствия)
0,25
зима – валенки; весна – сапоги; лето – туфли; осень - ботинки
1
3
За правильно выполненное задание
1
№№ 3,2,1
1
4
За каждое правильно законченное предложение
0,5
Обувь, сделанная из резины называется резиновой.
Обувь делает обувщик.
1
Общее количество баллов по теме:
4
Раздел
Тема
№ задания
Критерий
Балл
Правильный ответ
Количество баллов за задание
IV.
Мир человека
Человек.
Органы чувств
1
За правильно выполненное задание
1
1
За каждую ошибку
минус
0,2
2
За каждую правильно соединенную пару
0,25
язык; уши; нос; глаза
1
3
За каждую правильно соединенную пару
0,25
нос – дышим; глаза – видим; язык – говорим; уши - слышим
1
4
За всё правильно выполненное задание
1
№№ 3, 1, 4, 5, 2
1
Общее количество баллов по теме:
4
Общее количество баллов за раздел IV
23
Приложение 2. Таблица баллов и оценок
Раздел
Тема
Количество баллов
Оценка
I. Сезонные изменения в природе
1. Лето - осень
0 – 0,75
1
0,76 – 1,75
2
1,76 – 2,75
3
2,76 – 3,75
4
3,76 – 4
5
2. Зима
0 – 0,75
1
0,76 – 1,75
2
1,76 – 2,75
3
2,76 – 3,75
4
3,76 – 4
5
3. Весна
0 – 0,75
1
0,76 – 1,75
2
1,76 – 2,75
3
2,76 – 3,75
4
3,76 – 4
5
4. Времена года
0 – 0,75
1
0,76 – 1,75
2
1,76 – 2,75
3
2,76 – 3,75
4
3,76 – 4
5
За раздел
0 – 3,75
1
3,76 – 7,75
2
7,76 – 10,75
3
10,76 – 15
4
15,1 – 16
5
Раздел
Тема
Количество баллов
Оценка
II. Мир растений
1. Овощи, фрукты, ягоды
0 – 0,75
1
0,76 – 1,75
2
1,76 – 2,75
3
2,76 – 3,75
4
3,76 – 4
5
2. Цветы, деревья
0 – 0,75
1
0,76 – 1,75
2
1,76 – 2,75
3
2,76 – 3,75
4
3,76 – 4
5
За раздел
0 – 1,75
1
1,76 – 3,75
2
3,76 – 5,75
3
5,76 – 7,5
4
7,51 - 8
5
Раздел
Тема
Количество баллов
Оценка
III.
Мир животных (средняя полоса России)
1. Звери
0 – 1,75
1
1,76 – 2,75
2
2,76 – 3,75
3
3,76 – 4,75
4
4,76 – 5
5
2. Птицы
0 – 1,75
1
1,76 – 2,75
2
2,76 – 3,75
3
3,76 – 5
4
5,1 – 6
5
3. Насекомые
0 – 0,75
1
0,76 – 1,75
2
1,76 – 2,75
3
2,76 – 3,75
4
3,76 – 4
5
За раздел
0 – 4,25
1
4,26 – 6
2
6,1 – 11
3
11,1 – 14
4
14,1 – 15
5
Раздел
Тема
Количество баллов
Оценка
IV. Мир человека
1. Транспорт. ПДД
0 – 1,75
1
1,76 – 2,75
2
2,76 – 3,75
3
3,76 – 4,75
4
4,76 – 5
5
Раздел
Тема
Количество баллов
Оценка
2. Посуда
0 – 1,75
1
1,76 – 2,75
2
2,76 – 3,75
3
3,76 – 4,75
4
4,76 – 5
5
3. Одежда
0 – 1,75
1
1,76 – 2,75
2
2,76 – 3,75
3
3,76 – 4,75
4
4,76 – 5
5
4. Обувь
0 – 0,75
1
0,76 – 1,75
2
1,76 – 2,75
3
2,76 – 3,75
4
3,76 – 4
5
5. Человек. Органы чувств
0 – 0,75
1
0,76 – 1,75
2
1,76 – 2,75
3
2,76 – 3,75
4
3,76 – 4
5
Раздел
Тема
Количество баллов
Оценка
IV. Мир человека
За раздел
0 – 6,75
1
6,76 – 11
2
11,1 – 17,75
3
17,76 – 21,75
4
21,76 - 23
5
Итоговая оценка
по предмету
«Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности»
Количество баллов
Оценка
0 – 22,75
1
22,76 – 30,75
2
30,76 – 45,75
3
45,76 – 59,75
4
59,76 - 62
5
Задания, представленные в данных тетрадях, позволяют расширить кругозор учащихся, развить у них усидчивость, внимание. Большое количество картинок позволит детям на наглядных примерах обогатить словарь и освоить грамматический строй русского языка. И все это, в конечном счете, приведет к активизации их познавательной деятельности и речи, устной коммуникации школьников с проблемами в интеллектуальном развитии.
Заголовок 1Заголовок 2, ЗнакЗаголовок 315