Технологическая карта урока русского языка «Запятая в простом предложении»


Данный урок разработан и проведен по программе, составленной на основе программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, А.П. Еремеева и др.) Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы.// Сост. Л.М. Рыбченкова. М: Дрофа, 2002. Урок проводится в начале учебного года как повторение и обобщение изученного в 5 классе. Специфика обучающихся: класс общеобразовательный, в классе есть как сильные учащиеся, в системе хорошо занимающиеся по предмету, с высоким уровнем мотивации, так и очень слабые, дети из асоциальных семей, требующие особого контроля со стороны учителя. Этим объясняется групповая работа на уроке, чтобы «слабые» были под контролем координатора группы и могли в случае затруднения своевременно получить консультацию, а также систематически применяемая на уроке дифференциация.
Технологическая карта урока русского языка в 6А классе
(учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 31 г. Комсомольска-на-Амуре Березина Инна Владимировна)
Тема: «Запятая в простом предложении».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.
Цель урока: отследить уровень сформированности навыка постановки запятой в простом предложении, осложненном однородными членами, вводными словами, обращениями.
Задачи:
вспомнить и обобщить известные по курсу 5 класса осложняющие элементы простого предложения;
повторить условия постановки запятой в простом предложении;
отработать навыки «опознавания» однородных членов, вводных слов, обращений.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Универсальные учебные действия (УУД)
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Приветствие учителя.
Беседа с учащимися.
Ребята, знаете ли вы, когда в простом предложении ставится запятая?
С какой целью в начале года мы повторяем изученный материал?
Чем лично вам интересна и важна эта тема? Приветствуют учителя.
Устно отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания. Личностные: положительное отношение к учебной деятельности;Регулятивные: целеполагание;
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «Какую практическую значимость имеет данная тема в курсе русского языка?»
Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.
3.Выстраивание проекта и его реализация
Цель: построение проекта и фиксация имеющегося знания, проверка умения применять полученные знания в типовых условиях.
«Мозговой штурм»
Рефлексия на данном этапе.
Динамическая пауза (этап физической зарядки)
Цель: сменить вид деятельности, здоровьесбережение школьников.
Групповая практическая работа «Экспертиза»
Рефлексия данного этапа работы.
Самостоятельная работа (с привлечением при необходимости консультанта из группы)
Предлагаю выбрать «оператора», который будет наглядно в программе «Microsoft Office PowerPoint 2007» фиксировать результаты нашей работы.
Задает вопрос.
Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно ставить запятые в простом предложении?
Предложите план нашей работы на уроке.
Для удобства работы я предлагаю распределиться на группы и в каждой выбрать координатора. (распределяемся по цвету карточек, которые учащиеся выбрали в начале урока).
Предлагает посмотреть на экран, на котором представлен кроссворд, и прочитать термины, включенные в него. (обращение, однородные члены, вводные слова, синтаксис, пунктуация, запятая)
Задает вопрос: как связаны эти слова с темой урока?
Дает задание: предлагаю вам выполнить задание «наоборот». Составьте вопросы, чтобы ответами служили вписанные в кроссворд слова.
Что дал вам данный вид работы? Что в результате повторили? К какой практической деятельности подготовились?
Ребята, давайте немного отдохнем. По моей команде изобразим одно из состояний.
«Воздух
«Земля»
«Огонь»
«Вода»
Предлагает: внимательно прочитайте шуточное стихотворение В.Данько «Ягодка»
(у каждого учащегося текст стихотворения перед глазами)
Задает вопросы:
-Понравилось ли вам шуточное стихотворение?
-Какие уроки из него можно извлечь?
Дает групповые задания:
I группа: в прочитанном стихотворении найти простые предложения, осложненные однородными членами, объяснить запятые, построить схемы.
II группа: в прочитанном стихотворении найти простые предложения с обращение, объяснить пунктуацию, построить схемы.
III группа: в прочитанном стихотворении найти простые предложения с вводными словами, объяснить знаки препинания, построить схемы.
В развитии каких навыков потренировались, выполняя данное задание?
Слово учителя: насколько хорошо вы повторили и отработали учебный материал, покажет следующий вид работы.
Дифференцированное задание.
Выполни упражнение учебника № 14, используя алгоритм действий предыдущего задания.
Придумай и запиши по одному предложению с повторенными на уроке осложняющими элементами простого предложения. Построй схемы.
Составь и запиши небольшой текст на тему: «Летние каникулы» или «Первый погожий сентябрьский денек…», используя для большей выразительности однородные члены предложения, вводные слова, обращения. С помощью схем объясни пунктуацию.
Выбирают ученика-оператора;
Составляют план действий, озвучивают, оператор на слайдах фиксирует план.
Примерный план.
1.Повторение теоретических сведений по теме. (какие синтаксические конструкции могут осложнять простое предложение?)
2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык постановки запятой в простом предложении.
3.На примере создания собственных текстов проверить устойчивость приобретенного навыка.
Объединяются в группы, выбирают в каждой координатора
Знакомятся с кроссвордом, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задание учителя, обсуждают в группе, читают составленные вопросы.
Оператор фиксирует составленные вопросы на слайде.
Учащиеся анализируют собственную деятельность, делают вывод.
Дышат глубоко, представляют себя губкой, которая каждой клеточкой впитывает кислород.
«Заземляются» - топают, подпрыгивают, крутятся на месте.
Активно двигают руками, ногами, туловищем, изображая языки пламени.
Делают движения руками, как пловцы
Один ученик читает вслух, остальные слушают и следят глазами.
Высказывают свое мнение, аргументируют его.
Самостоятельно анализируют предложения, находят простые предложения с заданными синтаксическими параметрами, обсуждают в группе, презентуют групповое задание, вносят номера предложений в таблицу вместе со схемами. Обобщают ответы, делают выводы.
Оператор вносит в таблицу результаты работы каждой группы.
Ученики самостоятельно выбирают задание из предложенных учителем и выполняют его, при необходимости обращаясь за помощью к координатору или консультанту.
Выборочная проверка задания.
Привлечение консультантов для проверки работы слабоуспевающих учеников. По желанию – взаимопроверка в группе. Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.
Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения, выявляемые в ходе исследования значения слов.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач)Личностные: убежденность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества)Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования простого предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)
Задает вопросы:
Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?
Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?
Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.
Как вы оцениваете собственную работу на уроке? Ответы на вопросы учителя.
Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса. Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников коммуникации.
Домашнее задание Дает дифференцированное домашнее задание.
Составить тест на тему: «Запятая в простом предложении»
Найти в произведениях художественной литературы примеры простых предложений с однородными членами предложения, вводными словами, обращениями. Записать предложения, объяснить знаки препинания. Стихотворение В.Данько «Ягодка» (для этапа урока «Экспертиза»)
Бывает ягода брусника, черника, клюква, земляника.
А есть ли ягода
Грустника?
А веселика тоже есть?
Конечно, есть!
Глядите, дети,
Глядите, дети все на Витю!
За ягодкой сейчас нагнется,
Сорвет ее и засмеется.
А Таня и Наташа
Вероятно, даже пляшут.
Веселы все дети,
Грустно только Пете.
Может, поел грустникиОн вместо земляники?
А может, вместо клюквы
Попробовал он злюквы?
Скорей помогите мне, дети,
Найти веселики для Пети!