Разработка урока на тему Сочинительные и подчинительные союзы (7 класс)


Разработка урока русского языка в 7 классе
Тема урока: Сочинительные и подчинительные союзы. 
Класс: 7
Используемый УМК: учебный комплекс под редакцией  М. М. Разумовской, В. И. Капинос и др.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). Цель:  способствовать развитию творческой активности учащихся; 
формировать умение распознавать сочинительные и подчинительные союзы и использовать их с учетом речевой ситуации в различных типах предложений. 
Задачи урока:
Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;создание условий для уважительного отношения к собственному жизненному выбору.
Предметные: 
отличать сочинительные союзы от подчинительных;
разграничивать виды сложных предложений;
пунктуационно правильно оформлять предложение.
Метапредметные: Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: развивать умение работать с текстом на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, отвечать на вопросы, анализировать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. 
Познавательные:
Извлекать нужную информацию;
Формировать умение работать с разными видами предложений в художественном тексте;
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять с учетом решаемых задач.
Ход урока. 1. Организационный этап. - Здравствуйте! Начать наш урок хочу словами великого философа Гельвеция “Человек не рождается, а становится тем, кто он есть”.  -Как вы понимаете это высказывание? 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите грамматические основы предложения, определите его тип. “Человек не р-ждается а ст-новится тем кто он есть”. ( Самопроверка).  -Проверьте себя по образцу.  - Объясните постановку знаков препинания.  -Чем связаны однородные члены предложения?  -Чем связаны простые предложения в составе сложного? - В чем отличие между союзами а, кто? - Одинаковую ли функцию в предложении выполняют сочинительные и подчинительные союзы? - Над какой темой будем сегодня работать? 3. В таблице в графе самооценка поставьте себе + в той графе, которая соответствует вашему уровню усвоения темы. 
№  Что я знаю, умею  Да  Не уверен Не знаю  Отметка за задание на уроке 
1.  Знаю, что такое союз, виды союзов, функции  2.  Умею находить союзы  3.  Умею различать сочинительные и подчинительные союзы  4.  Умею строить предложения с разными видами союзов, ставить знаки перед союзами   - Посмотрите на таблицу: что вы знаете и умеете, а на что нужно обратить внимание?  - Какие цели поставим для себя на уроке? 1.Отличать сочинительные союзы от подчинительных. 2.Уметь разграничивать виды союзных предложения. 3.Уметь пунктуационно правильно оформлять предложение 4. Актуализация знаний.- Посмотрите на цели урока. Как вы думаете: с чего надо начать, чтобы их достигнуть?  - Проверим теоретические знания о союзе. Согласны ли вы с высказыванием, если да -1. нет -0 1.Союз служит для связи слов в предложении. 2.Союзы бывают сочинительные и подчинительные. 3.Подчинительные союзы соединяют однородные члены предложения. 4.Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного. 5.Перед союзом и всегда ставится запятая. 6.Перед союзами А и НО всегда ставится запятая.  - Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка) - Назовите цифровой код, который у вас получился. С чем не согласны? Почему?  - Проверьте и оцените. Отметку поставьте в таблицу.(графа 1)  - Для чего мы выполняли это задание? Как вы думаете: что будем делать в следующем задании? 
5. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые).Слово «союз» по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со) и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Подберите несколько существительных с приставкой СО. Какое значение у приставки СО?(Приставка СО- со значением «вместе» живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз). Я сейчас предлагаю поработать в тесном союзе, в парах.
Карточка №1 1. Судьбы, как тропы в глухом лесу, – всегда разные. 2. Найдет человек медвежью стежку – и пошел по ней. 3. Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по-своему. 4. Случается: человек долго ищет судьбу: ему все еще кажется, что жизнь впереди!.. 5. Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко 6. Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом. 7. Есть судьбы трудные, когда на бедного Макара все шишки валятся. 8. Столько судеб, что всех не охватишь. Найдите союз, определите его вид. Первый вариант работает с предложениями под нечетными номерами, второй с предложениями под четными номерами, вы контролируете друг друга. Проверьте. - С чем не согласны? Почему? Оцените. Поставьте отметку в графу 2 и 3  -Какую цель помогло достичь данное задание? Поднимите руки, кто уже хорошо умеет различать союзы.  Как вы думаете, с чем мы будем работать дальше? 6. Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные)  А сейчас я хочу вам прочитать небольшой отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека».Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина. - Главный герой рассказа - Андрей Соколов. Человек, который потерял семью, прошел немецкий плен, но выстоял, не сломался, смог сохранить человечность, доброту и подарил свою любовь маленькому мальчику Ване. Можно ли наш эпиграф отнести к Андрею Соколову? Почему? 
7.Работа с текстом.
Давайте поработаем с предложениями из этого рассказа. 1.Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. 2.Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше.3. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной,повернули ко мне. 4. Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку.5. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… 6.Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, накопленные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?  - Найдите сравнения. Для чего автор использует это художественное средство?
- «Словно присыпанные пеплом» – какого цвета? (Серые, цвета пепла)А почему цвет глаз у Соколова не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен). - А почему писатель говорит о глазах Вани, что они «светлые, как небушко»?  - Назовите, какие союзы использовал автор в сравнениях, определите вид союзов. - Так в каком же средстве художественной выразительности используются подчинительные союзы? Для чего нужно их знать? - Чем отличаются по структуре предложение 3 и 5. Найдите союзы. Объясните постановку знаков препинания. - 1 вариант - составьте схему 3 предложения.
- 2 вариант - составьте схему 5 предложения. ( Взаимопроверка по образцу) 8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) - Перестройте 5 предложение в сложноподчиненное. Запишите. - Прочитайте со знаком препинания. -Какой союз использовали? Оцените два задания. Отметку поставьте в графу 4. 
- Чему мы учились, выполняя эти задания? 9. Физкультминутка. 10.Дифференцированное задание. Выберите задание, которое, как вы считаете, соответствует вашему уровню знаний.  - Вставить буквы, знаки препинания. Определить вид союза. - Вставить буквы, знаки препинания. Определить вид союза и графически показать, что соединяют союзы.- Вставить буквы, знаки препинания. Определить вид союза и тип предложения, составить схему предложения.11. Рефлексия. - Над какой темой работали?  - Посмотрите на цели урока. Достигли ли поставленных целей? - У кого оценка совпала с самооценкой, у кого нет? Выберете крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока. Номер поставьте в карточке самооценки. 1. Тяжела ты шапка Мономаха. 2. Повторение – мать учения. 3. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь. 4. Корень учения горек, да плод его сладок Вспомните сегодняшний эпиграф. О чем мы говорили? Перед каждым из вас открыто несколько дорог, по какой пойдете — зависит только от вас. Закончить урок хотелось бы стихотворением Ю. Левитанского. Каждый выбирает для себяЖенщину, религию, дорогу.Дьяволу служить или пророку –Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе.Выбираю тоже – как умею.Ни к кому претензий не имею.Каждый выбирает по себе. 12. Запись домашнего задания (по выбору):
1.Составьте 6 предложений для работы в парах с сочинительными и подчинительными союзами. 2.Составьте связный рассказ на тему «Знаки препинания перед союзом и». 3. Сочинение – миниатюра «Я выбираю…» 
Использованная литература:
1.Дейкина, А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6 -7классы. /А. Д. Дейкина. – М.: АРКТИ, 1999
2.Ларионова, Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя./ Л. Г. Ларионова. – М.:Просвещение, 2001
3.Новикова, Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М. М. Разумовской./ Н. Новикова. - М.: Просвещение, 2008
4.Разумовская, М. М. Русский язык. 7 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений./ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2008
5.Разумовская, М. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 кл./ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов. – М.: Дрофа, 2007
6.Финтисова, О. А. Уроки русского языка в 7 классе: поурочные планы (по программе М. М. Разумовской)./ О. А. Финтисова. – Волгоград.: Учитель, 2006
Интернет – ресурсы:
http://rus.1september.ru/topic.
http://www.openclass.ru/