«Развитие коммуникативных навыков учащихся 8 класса, через организацию групповой формы работы на уроках английского языка»


«Развитие коммуникативных навыков учащихся 8 класса, через организацию групповой формы работы на уроках английского языка»
В течение долгого времени обучение основывалось на принципах индивидуализации. При таком обучении для учащихся главным становится личный успех. Ученик сравнивает свои успехи с успехами других учащихся. Обучение проходит в атмосфере соперничества. Конечно, ученик должен уметь работать самостоятельно, ставить цели и достигать их. Но мы должны, на современном этапе, учить детей к жизни в мире взрослых, где им понадобится умение сотрудничать и решать совместно возникающие проблемы. Стремительное развитие экономики происходит благодаря высоким технологиям, накоплению, анализу и передаче информации, на предприятиях практикуется профессиональное взаимодействие нескольких команд, решающих задачи, которые не под силу одному человеку. Успех групповой работы зависит и от учителя и от учащихся. Учитель должен уметь грамотно организовать работу, стремиться разработать максимально познавательный и увлекательный урок, находиться в постоянном поиске, создать коллаборативную среду и тем самым вовлечь всех учащихся в учебный процесс. Учитель должен постоянно задавать себе вопросы. Как сделать урок интересным для всех учащихся? Как организовать работу на уроке? Какие методики, и какие формы работы применить при изучении новой темы урока? Что можно сделать для совместной работы учащихся с разным потенциалом? А то, как пройдет урок зависит от желания и умения учеников работать совместно и организовано. В последнее время групповое обучение является одной из самых эффективных и популярных технологий. По мнению Л.С. Выготского, учащийся развивает свое мышление и речь в результате социального взаимодействия c более знающими людьми в деятельности, имеющей конкретные цели.
В результате наблюдений за процессом обучения учащихся мною были выделены два основных момента: положительный – учащимся всех классов нравилась групповая форма работа, отрицательный – учащиеся не могли организовать работу своей группы, не было взаимопонимания. Изучив литературу по данному вопросу, я сделала вывод, что одной из главных задач, которую выполняет современный учитель – развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках. Для развития навыков говорения следует чаще использовать групповые формы работы на уроках, которые рассматриваются в отечественной методике и за рубежом как один из путей повышения эффективности современного урока иностранного языка. Групповая работа основана на принципе сотрудничества. Первоначальная задача научить учащихся работать в группе. А затем уже давать задания для выполнения в группах. Задания должны быть рассчитаны на всех участников группы, ориентированы на совместный результат. Работа в группах улучшает психологический климат в классе, это уже не соперники, а члены одной команды.
Для того чтобы получить максимальное преимущество от групповой работы и учителю и ученикам необходимо развивать навыки наблюдения и общения, сотрудничества и самовыражения. Группы могут создаваться различными способами: случайный выбор, цвет волос, дата рождения, форма геометрических фигур, индивидуальные особенности учащихся и т.д. при этом необходимо помнить, что любой вновь сформированной группе требуется время для адаптации и приспособления к особенностям характера. Количество участников группы может варьироваться от 2 до 6 учащихся. Все зависит от конкретного задания и количества времени. На начальном этапе от учителя требуется больше поддержки для обеспечения совместной работы. Успех коллективной работы зависит от профессиональной подготовки учителя, его личностных качеств, а так же большую роль играет умение учащихся работать совместно, в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания. Через организацию групповой формы работы идет внедрение всех семи модулей в процесс обучения на уроках английского языка (новые подходы в обучении, технологии критического мышления, ИКТ, обучение с учетом возрастных особенностей, талантливые и одаренные, лидерство и менеджмент, оценивание).
Для исследования в действии мною был выбран 8 класс. Он был выбран не случайно. Учащиеся данного класса обладают сформированными учебными навыками, достаточно высокой мотивацией к обучению. Но возникала проблема именно с групповой формой работы. Учащиеся не могли организовать работу внутри группы, распределить роли, выбрать лидера группы, так как многие хотели им стать, а также были те, кто не хотел участвовать в работе группы и отсиживался за спинами других, не хотели менять привычные места. Исходя из этого, мною был поставлен исследовательский вопрос: «Как организация групповой формы работы повлияет на развитие коммуникативных навыков, а именно навыков аргументирования, учащихся 8б класса на уроках английского языка?»
При планировании уроков, естественно, уделялось особое внимание организации групповой формы работы, которое должно было способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка, а отбор материала и различных технологий должны были соответствовать возрастным особенностям, индивидуальным способностям. На начальном этапе совместно с учащимися были выработаны критерии поведения на уроке английского языка. Дети сами предлагали свои варианты критериев, они обсуждались группами, и было сформировано соглашение, которое подписали все учащиеся. Этот момент помог дисциплинировать ребят на уроке и способствовал созданию рабочей обстановки на уроке. Приступая к этой работе, нужно заранее настроить себя на то, что результат не будет как по щелчку пальцев, нельзя разделить учащихся на группы и сразу организовать эффективную работу. Необходимо провести подготовительную работу. Хорошо понимаю, чтобы провести качественное исследование, необходимо наблюдать за каждодневной деятельностью в классе, рефлексировать после каждого урока, анализировать трудности, с которыми сталкиваешься ты и твои ученики. Для достижения результатов исследования в действии я использовала следующие инструменты для сбора информации: анкетирование, беседа, интервью учеников, наблюдение, групповое обсуждение. Данные инструменты были выбраны как наиболее эффективные, дающие возможность собрать полную информацию по исследованию.
Анкетирование «Ваше отношение к групповой форме работы на уроке» на завершающем уроке показало, если на входе 88% учащихся показали, что им нравиться групповая форма работы, то на выходе этот показатель значительно вырос до 100%. 80% ответили, что хотели бы быть лидерами в группе. 10 % ответили, что не хотят менять состав групп. 86% согласны, что групповая работа способствует развитию коммуникативных навыков. На вопрос все ли учащиеся вовлечены в процесс работы группы – 85%, ответили да.

Как видно на графике по всем пунктам замечен рост положительных ответов. Я полагаю, что это хороший результат.
При организации групповой работы на уроках иностранного языка столкнулась со следующими ограничениями:
Непонимание учащимися своей роли в процессе группового общения;
Нежелание учащихся работать в группе с теми или иными одноклассниками;
Не все учащиеся были вовлечены в процесс обучения;
Проанализировав ограничения, мною была проведена работа по их устранению. Для того, чтобы каждый член группы чувствовал ответственность, я предложила распределить роли внутри группы: спикер, тайм-кипер, оформитель и хакер. Проблема с делением на группы и нежелание работать в других командах была решена путем диалога. Я выслушала мнения учащихся и объяснила им, что при организации работы на уроке с применением новых подходов в обучении они будут делиться на группы почти каждый урок. Группы будут меняться по составу. И результат зависит не от состава группы, а от усилий приложенных всеми участниками группы. Ребята внимательно меня выслушали и на следующий урок этот вопрос уже не поднимался. Барьеры, над которыми я продолжу работу, это вовлечение всех учащихся в процесс обучения.
Наблюдения за учащимися в результате проведения серии последовательных уроков показали положительные изменения в работе учащихся на уроке, ученики, которые показывали всегда знания ниже среднего, включились в работу и старались отвечать, чтобы не подвести свою группу. Используя различные методы деления на группы, я дала учащимся понять, что состав групп будет меняться постоянно. Дети сначала с неохотой делились на группы, хотя вслух никто не высказал недовольство. Потом они привыкли, а некоторым стало нравиться работать каждый раз в новой группе. Через несколько уроков я отметила, что дети, которые сидели скромно и не хотели принимать участие в разминке, стали первыми выходить к доске и становиться в круг. Те, кто боялся высказать свое мнение вслух, постепенно начали говорить. Пусть еще не совсем правильно, но я считаю, что каждое сказанное ими слово это еще один шаг к успеху.
Анализируя полученные данные, можно с уверенностью сказать, что они являются достаточным доказательством в поддержку осуществленных мной нововведений. У учащихся наблюдается развитие коммуникативных навыков, через организацию групповой формы работы и применение новых подходов в обучении. У одних в большей степени, у других в меньшей степени, но изменения наблюдаю у всего класса. Хорошо понимаю, групповая форма работы принесёт пользу, только если станет результатом каждодневного кропотливого труда, наработанного опыта.
Список используемой литературы
1. «О ходе исполнения Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы», [онлайн на: http://www.testent.ru/news/nacionalnyj_plan_dejstvij_po_razvitiju_funkcionalnoj_gramotnosti_shkolnikov_na_2012_2016/2012-09-11-945](получено 12 ноября 2014).
Руководство для учителя: Второй (основной) уровень - АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»