Конспект урока по окружающему языку 4 класс Кровь.Значение крови


Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Кровь. Значение крови»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятия о крови, как особой ткани организма, которая обеспечивает внутри него постоянные условия, благоприятные для жизни.
Планируемые результаты:
-понятие о строении крови(термины: плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), развитие понятия о клеточном строении организма;
-умение в процессе наблюдений определять и называть части крови, устанавливать взаимосвязи строения и функций клеток организма на примере клеток крови
Метапредметные (осваиваемые учениками УУД)
-определять цель урока;
-планировать этапы достижение этой цели с выделением таких учебных задач как: изучение строения крови, особенностей строения клеток сравнительно друг с другом и другими клетками организма, их связей с органами и системой органов в организме человека;
- выбирать способы достижения этой цели (групповая работа с текстом, микроскопом, иллюстрациями с выполнением различных ролей, наблюдение, моделирование) в соответствии с планом;
- определять способы фиксации результатов наблюдений;
- осуществлять самостоятельный поиск информации о крови, перерабатывая полученную информацию, делая выводы и умозаключения;
- предъявлять полученную информацию о крови в письменной и устной речи с презентацией;
- осуществлять самопроверку и рефлексию своей деятельности по изучению внутренней среды человека.
Личностные
Понимание важности крови как внутренней среды организма. Которая обеспечивает постоянные условия жизни (например, температуру) и связи между органами и системами органов в организме человека, и осознание необходимости соблюдения правил здорового образа жизни (питьевой режим, движение, физические упражнения)
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Психологический настрой
Кто из вас любит учиться?
А у кого из вас здорово это получается?
Кому нравится урок окружающего мира?
А кто из вас заботится о своём здоровье?
– Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?
– Что является главным в жизни каждого человека? (Рассуждения детей).
Вывод: Быть здоровым очень важно, только здоровый человек может познать радость жизни. Ему и учиться легко. Здоровье нельзя купить. О здоровье нужно постоянно заботиться, а это значит – знать свой организм.
Актуализация знаний А вы знаете свой организм?
Составление кластера
Соотнесите органы с системой, куда они входят

Загадка. Введение в новую тему.
Отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.
По реке бежит вода,
Ярко – красная она.
Корабли по ней плывут,
Пищу органам везут,
Кислород они подвозят,
Углекислый газ увозят.
И умеют воевать –
От микробов защищать. (КРОВЬ)
Вы все видели капельку крови. Опишите ее.
Ваши жизненные наблюдения показывают, что вы знаете некоторые свойства крови.
Как вы думаете полные ли у вас знания о крови?
Дети называют тему
Кровь и значение крови
Описывают кровь
Проблемная ситуация. Бывает, что раненный в ногу или руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы. Спасти его может только переливание крови другого человека.
Какое значение имеет кровь в жизни человека? (Гипотезы)
Выскажите свои предположения
А сейчас постараемся выяснить значение крови для человека.
Дети выдвигают гипотезы
Составляем план
Что такое кровь?
Значение крови для жизни.
Состав
Работа в прах. Составление схемы
Значение крови для жизни человека
Соотнесите схему на слайде , с текстом вставив пропущенные слова
Итак, мы видим, что кровь выполняет роль транспортировщика, кондиционера, снабженца, уборщика, защитника.
Вывод: кровь имеет функцию транспортную и защитную
(Кровь разносит полезные вещества,поддерживает постоянную температуру  тела,
снабжает организм кислородом,
выводит вредные вещества,
защищает от вредных бактерий.)
Кровь – удивительная жидкость
Люди в древности приписывали ей могучую силу. Скрепляли свои клятвы кровью. Приносили в жертву богам.
Ее невозможно изготовить ни на химическом заводе, ни на заводе по изготовлению лекарств. Человеческая кровь образуется только в живом теле, в костях человека С Состав крови
1. Работа с микроскопом - Но из чего же состоит кровь?
Как мы это проверим?
Давайте посмотрим, как выглядит капля крови под микроскопом
- Мы видим прозрачную жидкость - это плазма, а в плазме находятся много разных клеток, следовательно, кровь - не однородная жидкость.
-А из чего она состоит?
Соотнесите название клеток со схемой Дети рисуют что увидели
Находят и соотносят клетки
клеток
дети работают на интер. доске
З задания группам.
Пользуясь научным текстом выявить какую функцию выполняют клетки
Задания по группам.
1 группа: Что такое плазма «Плазма»?
2 группа: Какую работу выполняют красные клетки «Эритроциты»?
3 группа: Какую работу выполняют «Лейкоциты»?
4 группа : рассказать о роли тромбоцитов.
Слушайте внимательно, ответьте на проблемные вопросы.
Почему порезав палец, кровь через некоторое время перестаёт течь?
Почему в том месте куда попала заноза образуется гной?
4. Физическая пауза
Игра « Клетки крови»
-Что делают эритроциты – переносят кислород. Представим себя эритроцитами – побежали на месте. Что делают лейкоциты - защищают организм от бактерий. Представили себя лейкоцитами - отталкиваемся друг от друга ладошками. Что делают тромбоциты – останавливают кровотечение. Представим себя тромбоцитами – обхватываем себя руками.
Сообщение о донорах
Т
Т
Работа с таблицей Кто для блага всех людей кровью делится своей
Часто бывает так, что человек потерял много крови и ему надо влить кровь. Это может случиться и при операции. Кто поможет человеку?
– ДОНОР, в переводе с греческого, ДАРИТЕЛЬ. Он дарит человеку жизнь. В указанное время люди приходят сдавать свою кровь. Берут её такое количество, которое не влияет на здоровье, а через некоторое время восстанавливается. (Слайд 16)
– Сданную кровь консервируют и хранят несколько месяцев, чтобы использовать для изготовления некоторых лекарств.
Любое заболевание вызывает изменение состава крови.
Как вы это понимаете? (изменяется количественный состав крови)
Очень важно, чтобы в нашей крови было достаточное количество лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов. И существуют определенные нормы, и если показатели не совпадают с нормами, то сигнал обратить внимание на свое здоровье.
А как мы узнаем состав крови? (сдаем анализ крови)
Анализ крови – один из наиболее распространенных методов диагностики состояние человека. Кровь, взятая у пациента, разбавляется в определенное количество раз, а затем помещается на стекло счетной камеры, где медсестра считает количество клеток на единицу площади. После несложных расчетов удается определить число различных кровяных клеток на единицу объема крови.
Р Рефлексия
Как вы считаете, наш урок был полезен для вас?(Дети отвечают)
- Как вам может пригодиться то, что мы сегодня узнали?
- Что вас удивило сегодня? (Дети отвечают)
- А что осталось непонятным?(Дети отвечают)
Как человек может помочь крови?
Заниматься спортом, кровь будет хорошо двигаться, пить чистую воду
- Занимайтесь спортом, закаляйтесь, работайте, правильно питайтесь, соблюдайте правила гигиены, обходитесь без вредных привычек, а ещё будьте добрыми ко всем, кто вас окружает. Спасибо за урок
Что было бы?
Если бы из состава крови исчезли лейкоциты?
                Тест с взаимопроверкой.
1.Дыхание и питание клеток в организме обеспечивается:
а) нервами;
б) кровью.
2.Красной делают кровь:
а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) плазма.
3.Борются с инфекциями, ядами, микробами:
а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) тромбоциты.
4.Помогают остановить кровь при порезах и ранах:
а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) тромбоциты.
5. У взрослого человека крови:
а) 4,5-5 литров;
б) 2,5-3 литра;
в) 6,5-7 литров.
7.Итог урока.
-В начале урока вы ставили перед собой цель узнать о составе крови и ее функции.
-Что вы узнали?
-Считаете ли вы сведения, полученные на уроке, важными для вас?
-А где эти знания пригодятся в жизни?
Приложение
Плазма
Лейкоциты
Эритроциты
Тромбоциты
Группа №1

Группа №2


Группа№4