Развитие коммуникативных качеств на уроке литературы через проектную деятельность
Развитие коммуникативных качеств на уроке литературы через проектную деятельность
Маршева Татьяна Константиновна
Тема: «Характеристика литературного героя»(И.С.Тургенев “Муму”.
Герасим и барыня)
Цели: а)образовательная – познакомить учащихся с термином “характеристика литературного героя”,научить давать характеристику литературного героя на примере барыни или Герасима, продолжать учить правильной, грамотной работе с текстом, анализировать изобразительные средства, использованные автором в тексте;
б)развивающая – развивать умения и навыки учащихся работы с текстом, навык анализа характера и поступков героя с помощью различных видов творческой деятельности (рисунки, инсценирование, мини-характеристики),развивать умение доказывать своё мнение, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, зрительную, слуховую, ретроспективную память, воображение, творческое мышление, актёрские качества
в) воспитывающая –воспитывать мировоззренческую культуру личности учащихся, эстетическое восприятие реальности, самостоятельность суждений и выводов, аккуратность, дисциплинированность, любовь к чтению.
II. Интегрирование урока: данный урок является третьим при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму», заключительным. Он входит, которые систему уроков литературы, которые объединены темой «Русская классическая литература XIX века». Учащиеся уже познакомились с творчеством И.С. Крылова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, и И.С. Тургенев далее изучается по хронологическому порядку. Данный урок тесно связан с историей литературы, историей России, культурологией, языкознанием, культурой речи, психологией, биологией и другими науками.
III. Оборудование урока: презентация урока со слайдами (см. презентация); карточки с индивидуальным заданием по слайдам к рассказу, костюмы для инсценирования по эпизодам из рассказа, музыка (Глинка, опера «Жизнь за царя, Чайковский «Детский альбом»-«Камаринская»).
IY.Тип урока:комбинированныйY. Методы и приёмы:метод чтения, анализа, комментирования, литературного произведения внетекстовыми материалами, метод творческого чтения, эвристический метод; приём постижения авторской позиции в тексте(прототипы),приёмы, активизирующие ученика как читателя (устное словесное рисование, инсценирование, включение смежных искусств).
YI.План урока:1.Организационный момент(2мин.)2.Постановка целей урока для учащихся(2мин.)3.Переход к изучению нового материала(1мин)4.Защита иллюстраций по рассказу(5мин.)5.Инсценирование(10мин.)6.Изучение нового материала(6мин.)7.Закрепление(15мин.)8.Домашнее задание(2мин.)9.Подведение итогов урока(2мин.)
YI Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Орг.момент
включает музыку (Чайковский «Камаринская»).
-Здравствуйте, ребята, садитесь
(Выключает музыку)
Слушают
Садятся
2.Постановка
целей для учащихся
-Сегодня, ребята, у нас с вами заключительный урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму». Давайте посмотрим, что мы должны узнать на нашем уроке по развитию речи.
Посмотрим на экран
Цели урока:
а) образовательная-
Слушают
Смотрят
научиться давать характеристику литературного героя;
б)развивающая – развивать монологическую и диалогическую устную и письменную речь, память, воображение, артистизм с помощью различных видов творческой деятельности;
в) воспитывающая –воспитывать мировоззренческую культуру личности, самостоятельность суждений и выводов, аккуратность.
3.Переход к новому материалу
4.Защита презентации
-Я вас разделила на 4 творческие группы. Группа 1 и 2 будут работать над характеристикой Герасима, группы 3 и 4 дадут характеристику барыне.
Наш урок состоит из трех ступенек, причем первые две, подготовленные вами заранее, помогут вам успешно выполнить третью.
1.ступенька-защита 1-го слайда презентации
2.ступенька-защита 2-го слайда презентации
3.ступенька-защита 3-го слайда презентации
С первым этапом нашего урока мы справились хорошо. Молодцы. Переходим ко второму этапу.
Слушают
Выходит учащийся и рассказывает о 1-ом слайде презентации.
-На первом слайде презентации мы наблюдаем, как Герасим кормит свою Муму, Герасим любит свою питомицу, заботится о ней.
На 2-ом слайде мы видим, как барыня пугается Муму, когда та на барыню оскалилась. На нашем слайде видно, что барыня не любит животных, она капризна и своенравна.
На нашем слайде мы видим, как Герасим прощается со своей любимицей. Он не хочет ее топить, но не может ослушаться барыню. Это последняя сцена Герасима с Муму.
5.Инсценирование
Дима и Антон покажут нам фрагмент из рассказа. По инсценированной сценке вам будут заданы вопросы. Дополнительно я раздаю индивидуальное задание по художественным иллюстрациям И.И. Пчелко с вопросами 4 учащимся
Смотрят и слушают
Герасим (Дима) метет пол. Мимо, покачиваясь, проходит «пьяный» (Антон). Герасим презрительно, с негодованием, отворачивается.
-Что можно сказать о Герасиме, исходя из этого фрагмента?
-Следующую сценку нам покажут Оля(барыня) и Вадим (Гаврила)
-Герасим никогда не пил и не любил пьяных.
Сидит барыня (Оля) с капризным выражением лица. Входит Гаврила (Вадим),управляющий.
Барыня сварливо говорит:
-Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла. Мне спать не дала!
-Собака-скакая-с, может быть, немого собака-с.-нетвердо отвечает Гаврила.
Она мне спать не давала. У нас есть дворная собака?
-Как же-с, есть-с.
-Так на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера она в палисаднике лежала, какую-то мерзость притащила, грызет, а у меня там розы посаженыЧтоб ее сегодня же здесь не было, слышишь?
-Слушаю-с.
-Сегодня же!
-Как характеризует барыню этот эпизод?
-Барыня-капризная, сварливая, властолюбивая, мстительная, своевольная, не любит животных, не интересуется чувствами крепостных.
6. Изучение нового материала
-Сейчас мы подошли к третьей ступеньке нашего урока. На экране дано определение характеристики литературного героя.
«Характеристика литературного героя-это выявление особенностей характера, внешности и речи героя, его деятельности». Сюда входят сведения о принадлежности героя к тому или иному обществу, его моральных качествах, взглядах. способностях, интересах.
Сейчас мы с вами в течение 10 мин. по плану ( план на слайде) дадим характеристику своего литературного героя.
1,2группы-Герасим, 3,4 группы-барыня.
Затем мы послушаем одного ученика из группы «Герасим» и одного ученика из группы «барыня», посмотрим, как вы справились с заданием, оценим ваши мысли и добавим свои рассуждения. (Собираю индивидуальные карточки).
Читаю на экране:
1.внешние черты (портрет):лицо, фигура, одежда;
2. характер героя ( через поступки, отношение к другим людям, описание чувства героя, его речи
3. сравнение с другими героями и противопоставление им;
4. условия, в которых живет и действует персонаж, социальная среда;
5. наличие или отсутствие прототипа.
Слушают и смотрят
7. Закрепление
-А теперь приступаем к заданию. Я включаю музыка, которая вам поможет в написании вашей работы (Глинка- увертюра к опере «Жизнь за царя»
Выставляю оценки выступившим ребятам.
Через 10 мин. 2-е учащихся зачитывают свои работы, а остальные в течение 5 мин. дополняют их.
8. Домашнее задание
9.Подведение итогов урока
-Сейчас запишите в тетради домашнее задание:
1 и 2 группа- выразительное чтение стих. Н.А. Некрасова « На Волге»; 3 и 4 группы-выписать художественные тропы из этого стихотворения.
Общее задание: письменно ответить на вопрос: «Что общего у героев И.С, Тургенева и Н.А. Некрасова?»
-А теперь пришло время подвести итоги нашего урока. Чему мы с вами сегодня на уроке, ребята, учились?
-Спасибо, ребята. Сегодня мы с вами многому научились. Урок закончен. До свидания.
-Правильно давать характеристику литературному герою, развивали нашу речь, память, воображение, актерские качества, доказывать свое мнение, учились социализироваться в обществе,(продолжают отвечать)
До свидания.
Picture 315