Методическая разработка Самостоятельная работа учащихся на уроке физики


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«СОШ №2 с.п. Кахун»




М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А :


«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»





Работу выполнила: учитель физики
1 категории
Нувахова С.Д.
ksdtan@mail.ru





Кахун, 2016 г.

АННОТАЦИЯ.
В данной методической разработке представлен опыт работы учителя физики I квалификационной категории, Нуваховой С.Д. В ней раскрывается сущность самостоятельной работы, характеризуются её основные принципы, приводятся примеры организации самостоятельной работы учащихся. Данный материал поможет педагогу написать собственную методическую разработку, а руководителям методических служб использовать этот шаблон для проведения обучающегося семинара по созданию методических материалов.





































План

ВВЕДЕНИЕ.... 4
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...4
. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Понятие самостоятельной работы в дидактике5
Дидактические принципы построения системы самостоятельной работы учащихся ..8
Виды самостоятельной работы по физике11
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ:
Самостоятельная работа учащихся с учебной литературой...13
Самостоятельная работа учащихся по решению задач...17
Самостоятельная работа учащихся на лабораторных занятиях.20
Контроль над выполнением самостоятельной работы....23
Активные формы внеурочной деятельности24
Y. ЗАКЛЮЧЕНИЕ...26
YI. ТАБЛИЦА «Виды самостоятельной работы по физике».................27
YII. ЛИТЕРАТУРА......28
YIII. ПРИЛОЖЕНИЯ.......29











I. ВВЕДЕНИE
Наше время характеризуется бурным развитием науки и техники. Наука становится производительной силой общества. Под влиянием запросов практики происходит сближение фундаментальных и прикладных наук, сокращаются сроки от момента научного открытия до его внедрения в практику. В связи с этим от специалистов любой отрасли производства требуется высокоразвитое мышление, разносторонние знания и умение систематически пополнять их, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям труда, осваивать новую технику и технологию. Причём необходимо не столько умение извлекать из памяти в готовом виде основы когда-то усвоенных знаний, сколько умения глубоко и всесторонне оценивать новые факты, явления, задачи и способность успешно решать их. Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую школа должна решать, прежде всего. Мы должны готовить учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации. Поэтому необходимо формирование у школьников рациональных методов и приёмов учебной работы, воспитание в них потребности в знаниях, интереса к учёбе.


II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Самостоятельная работа является средством получения глубоких и прочных знаний учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности, развития их умственной способности.
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке, рационально организуемая и систематически проводимая, не только оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся и вырабатывает у школьников умение и навыки учебного труда, но и воспитывает у них серьёзное отношение к учебным занятиям, благотворно влияет на отношение учеников к урокам, на дисциплину класса.[4]
За время работы в школе мною отработаны различные формы организации работы учащихся на занятиях в школе и дома: индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные, внеклассные; разные формы организации урока (уроки-лекции, уроки-конференции, уроки-зачёты, уроки-практикумы по решению задач и выполнению лабораторных работ).
Анализируя результаты этой работы, я пришла к выводу, что самым доступным способом повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она должна занимать исключительное место на уроке, т.к. ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной деятельности.

III. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
1. Понятие самостоятельной работы в дидактике.
Понятие самостоятельной работы занимает важное место в системе дидактических понятий. Имеется ряд педагогов и методистов, которые рассматривают самостоятельную работу, как вид учебной деятельности учащихся, не относя её ни к формам организации учебных знаний, ни к методам обучения. Отсутствует и единое определение самостоятельной работы, раскрывающее сущность и основные признаки. Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал.
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время, поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. [3]
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поиском наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.
Результаты, полученные, при исследовании дидактических признаков самостоятельной работы учащихся показывают, что раскрытие характерных признаков самостоятельной работы возможно только при едином анализе её внешней и внутренней сторон. Внешняя сторона обуславливается обучающими функциями учителя, а внутренняя – познавательными функциями ученика.[7]
При организации самостоятельной работы предложение учителем конкретного задания учащимся влечёт за собой появление мотивационной установки. Задание играет роль комплексного внешнего раздражителя, стимулирующего аналитико-синтетическую деятельность под влиянием мотивационных возбуждений.
Анализируя содержание полученного задания, сопоставляя его с накопленным в памяти запасом знаний и предшествующим практическим опытом, учащиеся с должной глубиной осознают и обдумывают цель задания, предусматривают предстоящие действия, необходимые для его выполнения, самостоятельно намечают те результаты, которые необходимо получить и на которые нужно ориентироваться, выполняя задание – первое звено поведенческого акта.
Второе звено поведенческого акта – осуществление конечных практических действий. На этой ступени учащиеся выполняют полученное задание.
Третье звено – анализ доступных результатов действия, их сопоставления с намеченной целью и предполагавшимися результатами, т.е. учащиеся, осуществляют самоконтроль выполнения заданий.
Если при этом намеченная цель и предполагавшиеся результаты самостоятельной работы совпадают с полученными результатами и полезный эффект обеспечен, то возбуждение коры головного мозга затухает, поведенческий акт заканчивается. Если же обнаруживается несоответствие намечающихся и полученных результатов, то контроль над действиями усиливается, поиски нужных результатов продолжаются, пока цель не будет достигнута и задача не будет выполнена. Учитель подводит итог самостоятельной работы всех учащихся.
Структура поведенческого акта позволяет отчётливо видеть, что в процессе самостоятельной работы внутренние мыслительные процессы школьников связаны с практическими действиями. При выполнении практических действий усиленно проявляет чувственное познание. Оно сочетается с понятийным мышлением, поскольку задание содержит новые для учащихся представления о понятиях, которыми следует овладеть. Осуществляя самоконтроль, школьники снова переходят к абстрактным аналитико-синтетическим процессам. Все эти особенности самостоятельной деятельности школьников нельзя не учитывать, определяя характер формулировок заданий. Таким образом, функция учащихся при выполнении самостоятельной работы представляет собой сложные поведенческие акты, обеспечивающие целенаправленную активную познавательную деятельность, в которой ведущую роль играют мыслительные аналитико-синтетические процессы, что является главной особенностью эффективного учения. [2]
Функции учителя находятся в тесной связи с функциями учащихся и выражаются в следующем: учитель предлагает конкретное устное или письменное задание для самостоятельной работы, определяющее мотивы и цель работы, последовательность её выполнения, приёмы проверки самими учащимися результатов, способы их оформления.
Учитель не только наблюдает за практическими действиями школьников, но и контролирует эти действия, даёт учащимся своевременные указания, предотвращающие возможные ошибки, анализирует самостоятельную деятельность учащихся, выясняет, правильно ли выполнено задание, насколько осмыслены и усвоены учащимися содержание и результаты сделанной работы. Также проверяет, какими знаниями, умениями, навыками овладели учащиеся, оценивает качество выполненной ими работы.
Исследования учёных педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным способностям:
1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путём сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящие за пределы уровня памяти. На этом уровне уже начинается обобщение приёмов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.
3. Продуктивная деятельность самостоятельного приобретения знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.
4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.[3]
Несмотря на то, что все эти уровни выделены условно, он объективно существуют. Если дать самостоятельное задание ученику уровнем выше – это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке. Каждый учитель стремится подвести ребёнка к четвёртому уровню самостоятельности, и чтобы достигнуть этого, необходимо строить программу систематических действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке.
2. Дидактические принципы построения системы
самостоятельной работы учащихся.
На уроках физики учащиеся должны приобретать знания, умения и навыки, с помощью различных самостоятельных работ, которые должны быть систематическими, удовлетворять определённым требованиям или принципам. При построении системы самостоятельных работ можно выдвинуть следующие дидактические требования:
Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретение учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формирование умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
Система должна удовлетворять основным принципам дидактики и прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательности и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
Последовательность выполнения домашних и классных работ должна быть такова, чтобы выполнение одних работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы системе работ в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.[8]
При отборе видов самостоятельной работы, при определении её объёма и содержания следует руководствоваться следующими принципами дидактики:
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Чётко сформулировать цель, найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у учащихся интерес к работе и стремление выполнить её как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чём заключается их задача, каким образом будет проявляться её выполнение. Это придаёт учащимся осмысленный, целенаправленный характер работы и способствует более успешному её выполнению. Если учащимся не ясна цель работы, то они затрудняются выполнить её и многократно обращаются к учителю за разъяснением. Это приводит к нерациональной трате времени.
Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при её выполнении работать напряжённо. Нельзя допускать крайностей: содержание и объём самостоятельной работы должны быть посильными для учащихся, а сами ученики подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
На первых порах у учащихся нужно формировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем, чертежей, простых измерений, решения несложных задач). Этой работе должен предшествовать наглядный показ приёмов работы учителем, сопровождаемый чёткими объяснениями и записями на доске. Это имеет значение для формирования более сложных умений и навыков.
Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблонам, а требует применения знаний в новой ситуации. Самостоятельную работу нельзя ограничивать упражнениями по выработке и закреплению навыков (повторить опыт, который демонстрировал учитель при объяснении нового материала, собрать электрическую цепь подобную собранной на демонстрационном столе, решить задачу, подобную решённой на доске). При выполнении только таких заданий учащийся не научится самостоятельно думать и самостоятельно применять знания на практике. Пренебрегать такого рода упражнениями тоже нельзя, т.к. без овладения простейшими умениями и навыками нельзя овладеть более сложными.
При организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями, навыками различным учащимся требуется различное время. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся необходимо вовремя переключать успешно справившихся с заданием на выполнение более сложных. Перевод учащихся с одного уровня сложности на другой должен быть своевременным, так как чрезмерное «топтание» на месте приведёт к потере учащимися интересов.
Задания, предлагаемые для самостоятельной работы должны вызывать интерес у учащихся, он достигается новизной задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения, предлагаемого метода или задачи которыми нужно овладеть. Наибольший интерес проявляется к работам, где они сами исследуют предметы и явления, открывают новые методы измерения физических величин.
Самостоятельную работу учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии будут вырабатываться твёрдые умения и навыки.
При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений, навыков. Чрезмерное увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения вперёд.
При выполнении учащимися самостоятельной работы любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, и планомерное включение в учебный процесс, определяет цель, содержание и объём, обучает учащихся методам самоконтроля за качеством выполнения её, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

3. Виды самостоятельной работы по физике.
В процессе обучения физики применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они приобретают знания, умения, навыки. Все виды самостоятельной работы можно классифицировать по различным признакам: а) по форме организации работы (индивидуальные, фронтальные, групповые); б) по характеру учебной деятельности учащихся; в) по содержанию; г) по дидактической цели; и т.д.[1]
В соответствии с уровнями самостоятельно – продуктивной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ:
1) Воспроизводящие. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений, навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников не совсем самостоятельна, т.к. она ограничена простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Эта работа формирует фундамент самостоятельности ученика. Необходимо правильно определять оптимальный объем работы для каждого ученика.
2) Реконструктивно-вариативные. Реконструктивно-вариативный тип самостоятельной работы позволяет на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Происходит осмысленный перенос знаний в типовые ситуации, учатся анализировать события, явления, факты, формируются приемы и методы познавательной деятельности, способствующих развитию внутренних мотивов к познанию, создаются условия для развития мыслительной активности учащихся. Работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика. Ребята приступают к изучению физики с 7 класса. К этому они уже все должны освоить первый тип самостоятельной работы, большая часть учащихся умеет выполнять работы реконструктивно-вариативного типа, но на первых уроках еще следует обратить внимание на воспроизводящую самостоятельную работу. В некоторых ситуациях отработать элементарные умения работы с учебной литературой; правильного ведения записей в тетради; умения выполнять лабораторные работы и правильно обращаться с лабораторным оборудованием.[9]
При формировании реконструктивно-вариативного типа самостоятельной работы большую помощь оказывает литература, используемая на уроке: учебник физики, сборники задач, дидактический материал различных авторов, карточки и раздаточный материал. На этом этапе очень важно развить интерес учащихся к предмету, а для этого необходима быстрая смена деятельности, разнообразие предлагаемых задач и «максимальная» самостоятельность при решении поставленных задач.
3) Эвристические. Эвристические самостоятельные работы формируют умение и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задач, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне формируется творческая личность учащихся. Постоянный поиск решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делаю знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребности самообразования. Одним из видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, реакции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчётов.
В качестве примера можно рассмотреть фрагменты урока физики в 10 классе. Тема урока: «Проводники и диэлектрики в электрическом поле». Урок начинаю с демонстрации. Устанавливаю металлическую и деревянную линейки на подставки, обеспечивающие их свободное вращение вокруг вертикальной оси (можно использовать электрическую лампу накаливания). Вначале подношу наэлектризованную палочку к металлической линейке. Она начинает поворачиваться, притягиваясь к заряженной палочке. Ребята этот результат ожидают и самостоятельно объясняют причину этого явления. Совсем иная ситуация, когда начинаю второй опыт с деревянной линейкой. Перед началом демонстрации выясняем, что будет происходить с линейкой. В большинстве случаев ответ однозначный: «Так как сухое дерево - диэлектрик, то линейка никак не будет реагировать на электрическое поле палочки». Каково - же удивление ребят, когда они видят, что незаряженный диэлектрик притягивается к заряженному телу.
Начинаем выяснять причину, ребята уже иначе смотрят на эту ситуацию, начинают самостоятельно рассуждать и некоторые способны без помощи учителя прийти к правильному объяснению этого явления.
4) Творческие. Творческие самостоятельные работы являются «венцом» системы самостоятельной деятельности школьников, эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.
IY. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ:
1. Самостоятельная работа учащихся с учебной литературой
Каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, которые можно использовать в системе урочных и внеурочных занятий.
1. Работа с книгой: эта работа с текстом и графическим материалом; пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответов на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками, научно-популярной литературой. Формирование у учащихся умения самостоятельно работать с учебной книгой – одна из важных задач в школе. Работа с учебником проводится с целью изучения отдельных вопросов курса физики, не требующих объяснение учителя и экспериментального обоснования; для изучения принципов устройства и действия несложных приборов; для закрепления материала, изложенного на уроке; для подготовки учащихся к лабораторной работе. Чередование живого слова учителя и самостоятельной работы школьников с учебником положительно сказывается на качестве усвоения учебного материала и прочности его запоминания. [6] Такая организация работы на уроке обеспечивает, на мой взгляд, полную самостоятельность учащихся при выполнении домашнего задания.
К моменту завершения среднего образования учащиеся должны овладеть следующими умениями в работе с учебной литературой:
внимательно вчитываться в текст;
пересказывать своими словами;
отвечать на вопросы, содержащиеся в конце параграфа и вопросы, сформулированные учителем и записанные на доске;
работать с рисунками, графиками, таблицами, имеющимися в тексте, извлекать из них необходимую информацию;
пользоваться оглавлением, именным и предметным указателями;
составлять план прочитанного текста;
выделять в тексте основные структурные элементы системы научных знаний (факты, понятия, законы, теории);
выполнять требования к знаниям о каждом из структурных элементов, выраженных в планах обобщенного характера;
пользоваться планами обобщенного характера в работе с простым текстом, содержащим один из компонентов систем научных знаний, в соответствии с ним строить рассказ о прочитанном тексте;
работать со сложным текстом, выделять в нем части, раскрывающие отдельные структурные элементы системы научных знаний;
работать с научно-популярной литературой, подготовить на основе работы с одним источником доклад, сообщение;
работать с несколькими источниками;
сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных пособиях; осуществлять сравнение различных точек зрения; формулировать выводы и делать обобщения;
работать с каталогом, находить по нему интересующую в данный момент литературу;
составлять самостоятельно план обобщенного характера для новых структурных элементов системы научных знаний;
использовать приобретенные умения в работе по самообразованию, протекающему без руководства и контроля со стороны учителя. [4]
Необходимо поэтапно формировать у учащихся умения самостоятельной работы с учебной литературой. Эту работу я начинаю с самых первых уроков в седьмом классе. Ребята знакомятся с учебником, по которому они будут учиться. Рассматриваем форзацы учебника, листаем страницы. Отмечаю, что весь материал разбит на главы, главы на параграфы. В тексте каждого параграфа есть выделенные предложения, которые помогут разобраться в сути изучаемого материала. После каждого параграфа есть вопросы, на которые отвечают после того, как внимательно прочитали параграф. Находим в учебнике лабораторные работы, материал для дополнительного чтения. Рассказываю о том, как надо пользоваться предметно-именным указателем и оглавлением, отрабатываем эти умения и закрепляем при самостоятельной работе в динамических парах. После объяснения нового материала вновь возвращаемся к параграфу учебника, предлагаю учащимся найти в тексте выделенные предложения, сравнить с записями в тетради и дописать недостающий материал. На этом же уроке необходимо рассказать о другой литературе, которой могут пользоваться учащиеся при подготовке к урокам. Например, В 7 классе я предлагаю следующую литературу:

А.А. Пинский. Физика и астрономия . Пробный учебник для 7 класса.
М. М. Балашов. Физика. Пробный учебник для 7 класса.
Книга для чтения по физике 6-7 класс.
Я. И. Перельман. Занимательная физика.
В. И. Лукашик. Сборник вопросов и задач по физике.
Мною дается краткая характеристика каждой книги, ее сравнение с другими, достоинства и недостатки. В дальнейшем эта литература используется как на уроках (дополнение материала, сравнение различных точек зрения и т. д.), так и при работе дома (для подготовки сообщений, рефератов, углубления знаний по данному вопросу). Я раскрою один из способов организации самостоятельной работы с книгой на уроке. В курсе физики средней школы есть вопросы, которые можно рассматривать одновременно, этому способствует и блочно – урочная система организации занятий в школе. Изучаемый материал можно укрупнять, давать его блоками, а затем поэтапно закреплять на уроках – практикумах. Если вопросы сложные, то учащихся необходимо подводить к этому материалу на предыдущих уроках, выполняя практические задания и решая задачи. Для организации этой работы весь класс в начале года делится учителем на две группы (I и II варианты). В каждом варианте должны быть и сильные и слабые ученики, за партой сидят сильный и слабый ученики. До сведения учащихся четко доводится цель работы, на доске (в тетради) записывается обобщенный план изучения вопросов, каждый вариант изучает свою тему. Внимательно читают параграф, находят ответы на вопрос, записывают ответ в соответствующую колонку таблицы (для удобства работы это чаще всего первая колонка), выполняют чертежи и графики, выводят формулы. Во время этой работы учитель поочередно работает с каждым вариантом, проверяет ответы на поставленные вопросы, если есть необходимость, учащиеся шепотом в парах объясняют друг другу изученный материал, задают друг другу вопросы, записывают во вторую колонку ответы на вопросы. Затем учитель дает им разобрать и решить задачу по своему вопросу, после решения идет обмен информацией в парах, результат – решение учащимися второй задачи. Заканчивается эта работа небольшой самостоятельной работой в тетрадях, которые собираются на проверку. Оценить такую работу можно следующим образом: проверка самостоятельной работы, конспекта, учет взаимооценки (выставляется учащимися на полях) и работы во время урока. Такая система работы учащимся нравится, они с удовольствием выполняют её, и результаты бывают высокими. [5]
Большую самостоятельную работу учащиеся выполняют при подготовке к урокам – конференциям. Учащимся заранее сообщается тема и поставленные вопросы (за две недели). Ученик готовит доклад по выбранному вопросу, находит нужную литературу, отбирает материал, готовит эксперимент, плакаты. Учитель контролирует подготовительную работу, если необходимо помогает отобрать нужный материал. При этом отрабатываются все умения учащихся работать с книгой. Лучшие работы поощряются грамотами (Приложения 11,12).
2. Самостоятельная работа учащихся по решению задач.
В привитии умения самостоятельно мыслить и применять знания важную роль играет систематическая организация самостоятельной работы учащихся по решению задач. Эту работу необходимо осуществлять в последовательности, соответствующей постепенному нарастанию трудностей.
Научить школьников самостоятельно анализировать содержание задач, познакомить с рациональными способами краткой записи содержания и способами их решения (учащийся у доски записывает условие, а класс находит рациональное решение).
Выработать умение выполнять решение в общем виде и проверять его правильность, производя операции с наименованиями единиц измерения физических величин.
Выработать умение производить приближенные вычисления. Целесообразно предлагать учащимся самостоятельно выполнять расчеты после коллективного обсуждения решения задачи.
Включение в самостоятельную работу поиска решения задач.
Выработать умение находить наиболее рациональные решения. Для этого учащимся надо предложить несколько вариантов решения одной задачи, с тем, чтобы они самостоятельно находили новые решения. [3]
Рассмотрим, как вводить элементы самостоятельной работы на примере урока, посвященного решению задач по теме «Законы последовательного и параллельного соединения проводников»:
Определите вид включения потребителей в цепь (рис. а- г).
Определите общее сопротивление потребителей, если сопротивление каждого – 3 Ом.
Найдите силу тока в каждой лампе, если напряжение на клеммах источника 120 В.
Найдите напряжение на каждой лампе.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
рис.а рис.б рис.в рис.г

После решения этих задач переходим к следующим:

По данным рисунка определить общее сопротивление и силы токов в резисторах.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Эта задача полностью разбирается на доске, учащиеся оформляют её в тетрадях. Самостоятельно решаются задачи с последующей взаимопроверкой (можно использовать самопроверку с помощью проектора).






6.
1 вариант.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

2 вариант.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Задание: по данным рисунка определите общее сопротивление. Следующая задача решается на доске. Можно вызвать ученика для ответа на один из вопросов, затем выходит следующий и т. д., учитель только контролирует правильность решения, не давая пояснений. Если ученик затрудняется, то на помощь приходит класс. С четким пояснением, что и как необходимо сделать.
На рисунке изображена схема соединения проводников, сопротивления которых такие: R 1 =3 Ом, R2= 1,1 Ом, R 3= 1 Ом, R4= 9 Ом.
Амперметр показывает силу тока 3 А. Определить напряжение на 3 и 4 резисторах, напряжение на R2; напряжение между точками Д и В; общее напряжение и общую силу тока.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
По мере приобретения учащимися умений и навыков по решению задач для самостоятельной работы им нужно предлагать все более сложные задания. При этом необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся при организации самостоятельного решения задач. Для этого в кабинете имеется большое количество карточек и различный дидактический материал, который предлагается для индивидуального решения (Приложение 7). Часто на уроках – решения задач я использую работу в группах (по 2и более человек). При такой организации работы осуществляется процесс взаимопомощи и сохраняется относительная самостоятельность.
3. Самостоятельная работа учащихся на лабораторных занятиях.
Важным связующим звеном теории с практикой являются лабораторные работы учащихся. Лабораторные занятия, на которых учащимся предоставляется максимальная возможность для проявления собственной инициативы и самостоятельности, способствует повышению интереса учащихся к физике и более глубокому овладению знаниями. Учитель должен тщательно продумывать методику лабораторных работ, предоставить учащимся инициативу и самостоятельность при их выполнении (Приложения 9,10).
При правильной организации работы ученик должен приобрести умения:
Самостоятельно работать с инструкцией.
По паспорту определять нормальный режим его работы.
Правильно организовать свое рабочее место.
Рационально спланировать работу по выполнению учебного задания.
Находить наиболее рациональные способы решения поставленных задач.
Умение правильно зафиксировать результаты выполненных опытов и описать их.
Сформулировать выводы.
Для того чтобы обеспечит максимальную самостоятельность учащихся при выполнении практических работ, необходимо на первых уроках этого типа рассказать учащимся о порядке выполнения этой работы. [2]
Тщательно подготовиться к выполнению работы: повторить теоретический материал, внимательно прочитать инструкцию к работе, определить цель работы, оборудование, разобраться с ходом выполнения эксперимента. Целесообразно на предыдущем уроке решить задачу, к которой требуется найти величины, которые будут определяться на лабораторной работе.
Например, перед выполнением лабораторной работы в 10 классе «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» на уроке разбирается решение задачи: для определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока собрали электрическую цепь с реостатом. При некотором положении скользящего контакта сила тока в цепи равнялась 0,5 А, а напряжение – 4 В, когда контакт переместили амперметр показал – 0,9 А, а вольтметр – 3,6 В. Найдите внутреннее сопротивление источника и его ЭДС.
После решения задачи в общем виде обсуждается вопрос о том, как можно экспериментально определить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, какое оборудование для этого потребуется. На следующем уроке при выполнении лабораторной работы я предлагаю учащимся самостоятельно выбрать любой способ нахождения искомых величин.
Во время выполнения лабораторной работы выполнять все действия согласно инструкции, делая необходимые пометки в тетради.
Выполнить вычисления, найти искомую величину, в старших классах определить погрешность измерений.
Сделать вывод о проделанной работе и ответить на контрольные вопросы.
Подходить к каждой работе нужно дифференцированно. В одних случаях необходимо объяснять, как нужно выполнять работу, в других – достаточно только разъяснить, что нужно делать.
Более высокого уровня самостоятельности требуют те задания, которые они должны выполнять без разъяснений учителя. В этом случае учитель лишь формирует задание и указывает оборудование, которым будут располагать ученики в работе.
Учащиеся сами определяют, как лучше выполнить задание, самостоятельно проводят все рассуждения.
В качестве примера приведу фрагмент урока в 7 классе «Механическая работа, мощность, энергия». На этом уроке проводится обобщающее повторение, идет подготовка к зачету по данной теме.
У учащихся на столе в специальных лотках лежит оборудование: рычаг, подвижный и неподвижный блоки, штатив, нерастяжимая нить, набор грузов по механике, динамометр, трибометр.
После повторения основных вопросов учащимся предлагаю практические задания:
Выполнить задание:
совершить работу равную 3 Дж;
развейте мощность равную 3 Вт;
возьмите тело и расположите его так, чтобы его механическая энергия равнялась 3 Дж.
Сконструируйте простой механизм, исследуйте его и заполните графы таблицы «Простые механизмы»:
Рычаг;
Подвижный блок;
Наклонная плоскость.




Название
механизма
Схематическое
изображение
Формула для расчета выигрыша в силе(при идеальном механизме).
А полезная
А
полная
Формула для расчета КПД

Рычаг
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
F1/F2=
l1/l2

F1S1

F2S2
F1S1/ F2S2·100%=
F1l1/ F2l2·100%

Неподвижный блок
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



P/F=1



Ph



Fh
Ph/ Fh·100%=
P/F ·100%

Подвижный блок
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




P/F=2



Ph



F·2h
Ph/ F·2h ·100%= P/2F ·100%

Наклонная плоскость
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
mg/F=S/h>1
mgh
F·S
mgh/ F·S · 100%


Учащиеся сами определяют, как лучше выполнить задание, самостоятельно проводят все рассуждения, делают вывод. Можно произвести самопроверку при помощи проектора.
4. Контроль над выполнением самостоятельной работы.
Одно из условий эффективности самостоятельной работы – оперативный контроль её выполнения и оценка её результатов. Это позволяет установить, в какой мере подготовлены учащиеся к выполнению работы практически и теоретически, какие пробелы в знаниях и формировании умений не позволили им успешно справиться с заданием. И на этой основе внести соответствующие коррективы в учебный процесс. Проверка позволяет своевременно обнаружить ошибки в усвоении знаний и умений и вовремя принять меры по их преодолению.
Виды контроля могут быть следующими:
Фронтальный опрос.
Индивидуальный опрос.
Физический диктант.
Краткий письменный отчет о работе.
Программированный контроль.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль о др.
По результатам проверки должна быть дана оценка работы класса в целом и отдельных учащихся, необходимо отразить успехи и недостатки, обратить внимание на ошибки, допущенные в рассуждениях, выводах и доказательствах, в решении задач. [6]
5. Активные формы внеурочной деятельности.
В своей педагогической деятельности я использую активные формы внеурочной деятельности: проектную, познавательную, интегрированную, игровую, проблемную, индивидуальную и групповую, личностно-ориентированную с использованием ИКТ (Приложение 1).
Используя проектный метод,  я решаю в работе с учащимися  следующие задачи: обеспечить освоение учениками творческой деятельности – выполнение исследований, проведение экспертиз, составление прогнозов, опорных конспектов, разработку проектов, что формирует теоретическое мышление и технологическую культуру учащихся, создаёт условия для самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности, формирует учебно-познавательные компетенции (Приложение 2).
При оценке познавательной деятельности учащихся я учитываю, на каком уровне шло познание: ограничилось ли оно простым воспроизведением или же ребенок высказывает свои собственные суждения, аргументирует ответ примерами, сравнивает, сопоставляет изучаемые явления, проводит аналогии, предлагает рациональные способы решения задач. Моя задача обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования) (Приложения 3-6).
Важным считаю связь преподавания физики с родственными предметами, а особенно с математикой и химией. При изучении нового материала, учитывая базовую подготовку детей, даю его в сжатом, логически связанном виде (опорные конспекты), тем самым в работу включается не только слуховая, но и зрительная память (Приложение 7).
Стремлюсь привить интерес к такой сложной науке через игру, учу замечать необычное вокруг себя. Стараюсь, чтобы уроки были не похожи друг на друга. Применяю нестандартные формы организации урока, наряду со строгими законами на уроках звучат стихи, сказки, легенды, музыка, пословицы и поговорки физического содержания. Проводим «КВНы», конкурсы, викторины (Приложение 8).
Приняв как аксиому тезис « человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я создаю условия, при которых у учащихся появляются потребности « включения» в активный процесс познания. Мне удается этого достичь путем использования технологии проблемного обучения. Совместно с учащимися моделируем объекты, явления, процессы, проводим некоторые виртуальные лабораторные работы и опыты (Приложения 9-10).
Использую компьютерные мультимедийные курсы «Физикон», «Открытая физика», «Физика в картинках», «Лабораторный практикум». Эти модели органично вписываются в урок. Они позволяют организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся и индивидуализировать деятельность обучаемых по добыванию знаний, повысить интерес к изучению физики (Приложения 13,14).
Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся при решении исследовательских задач считаю индивидуальную и групповую работу. Такой подход обеспечивает индивидуальное развитие каждого учащегося, формирование межличностного интеллекта, а это в первую очередь означает высокое развитие коммуникативных компетенций. Самой интересной формой групповой деятельности является «мозговой штурм». Во время этой работы мои ученики могут кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга (Приложения 11,12).
Y. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Какие бы виды самостоятельной работы ни выполняли школьники на уроке, руководящая роль должна оставаться за учителем. Он определяет задачи, содержание и объем каждой работы, продумывает её место на уроке, продумывает методы обучения различным видам самостоятельной работы, составляет задание с постепенным нарастанием степени самостоятельности, инструктирует учащихся перед выполнением работы, приучает их к самоконтролю, изучает и учитывает индивидуальные особенности учеников. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактическим целям и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
При тщательно продуманной методике самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умственных навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании её с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися тех классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постоянно наращивать темпы изучения программного материала, увеличивать время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
(по основной дидактической цели)


Литература.


В. К. Буряк. Самостоятельная работа учащихся: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1984.
Г. М. Голин. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. – М.: Просвещение. 1987.
А. С. Границкая. Научить думать и действовать. - М.: Просвещение, 1991.
С. П. Есипов. Самостоятельная работа учащихся на уроках.- М.: Просвещение, 1961.
Методика преподавания физики в 6-7 классах средней школы. П. р. Усовой А. А., Орехова В. П. и др.- М.: Просвещение, 1990.
А. В. Муравьева. Как учить школьников самостоятельному приобретению знаний по физике - М.: Просвещение, 1968.
Основные методики преподавания физики п. р. Л. И. Резникова, А. В. Перышкина, П. А. Знаменского. - М.: Просвещение, 1965.
Педагогика п. р. П. И. Пидкосистого. - М.: ГПА.1995.
А. В. Перышкин. Преподавание физики в 7 классах средней школы. - М.: Просвещение, 2005.
А. В. Усова, В. В. Завялов. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики. - М.: высшая школа, 2004.
Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике: 7-11 кл.: Книга для учителя/В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик, И. И. Нурминский и др.; Под редакцией В. Г. Разумовского .- М.: Просвещение, 1996.
Кульневич С. В., Лакоцепина Т. П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. –Ростов- н/Д: тц «Учитель», 2008.
Преподавание физики, развивающее ученика. Кн. 1. подходы, компоненты, уроки, задания. Сост. и под ред. Э. М. Браверманн: Пособие для учителей и методистов. – М.: Ассоциация учителей физики, 2003.















ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ИНТЕГРИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ПРОБЛЕМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. ПРОБЛЕМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




ПРИЛОЖЕНИЕ 11. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


ПРИЛОЖЕНИЕ 12. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



ПРИЛОЖЕНИЕ 13. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

ПРИЛОЖЕНИЕ 14. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








13PAGE 15


13PAGE 143515



1

2

3

1

3

2

г

2

3

1

V2

V1

2 Ом

3 Ом

R

48 В

40 В

2

3

1

V

R

А

1,5 А

8 Ом

3 В

6 Ом

2

3

1

V

15 Ом

5 Ом

А

12 В

4 А

А

R2

Д

R4

R 3

R 1

В

S1

S2

l 2


l 1

F2


F1

P

F

P

F

h

mq

F

S

Формирование умений и навыков творческого характера

Приобретение новых знаний, формирование самостоятельно приобретать знания

Совершенствование знаний (их углубление, закрепление и уточнение)

Формирование умения применять знания на практике

Формирование умений и навыков практического характера

Работа с учебником: изучение нового, работа с таблицами, рисунками.
Наблюдения.
Лабораторный эксперимент: установление связи между явлениями, установление количественной зависимости между величинами, изучение физических свойств вещества.
Работа с раздаточным материалом.
Изучение устройств и принципы действия.
Вывод формул, выражающих функциональную зависимость физических величин.
Анализ формул, получение на этой основе выводов о характере зависимости физических величин, входящих в формулу.

Наблюдение за проявлением и использованием изучаемых явлений и законов.
Эксперимент: проверка справедливости законов, определение физических констант.
Выполнение заданий по классификации: явлений, физических форм движения материи, состояния вещества, приборов.
Работа с дополнительной литературой.
Сбор и классификация коллекционных материалов.

Решение задач: вычислительных, графических, экспериментальных, логических.
Доказательство справедливости формул.
Объяснение и предсказание явлений на основе изученных теорий.
Выделение в тексте основных структурных элементов, научных знаний (выделение главного, существенного).

Решение задач практического характера.
Вычисление и чтение схем приборов, электрических цепей.
Построение и анализ графиков.
Сборка приборов из готовых деталей.
Выявление неисправности в приборах и их устранение.
Измерение физических величин.
Сборка электрических цепей по заданной схеме.

Подготовка докладов и рефератов.
Разработка нового варианта опыта.
Выполнение заданий по техническому моделированию и конструированию, внесение изменений в конструкцию прибора.
Решение задач, требующих комплексного применения знаний.
Составление задач на использование новых физических законов и формул.
Построение гипотез.
Выполнение опытов с элементами:
а) в лабораторных условиях;
б) в домашних условиях.



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915