Статья на тему РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность проблемы. Основным направлением современного образования является формирование активной личности, которая должна быть способной самостоятельно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к новым условиям жизни, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, быть контактной в разных социальных группах, уметь адекватно реагировать на жизненные барьеры и вызовы, самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта.
Литература как учебный предмет играет очень важную роль, поэтому главное назначение занятий по данному предмету – организация творческого процесса. Известно, что творчество – высшая форма активности и самостоятельности в деятельности человека.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, а дети с самого раннего возраста любят сочинять, выдумывать, фантазировать и перевоплощаться. И перед учителем стоит следующая задача – развивать творческие силы в маленьком человеке. Потому что в творчестве происходит слияние человека с его делом, особенно если дело захватывает и увлекает. Как же стимулировать развитие творческих способностей? Как научить учеников нестандартно мыслить, быстро ориентироваться в ситуации, уметь интегрировать и переносить знания в новые условия? Как активизировать личностный потенциал учащегося?
Анализ последних исследований. Ученый Л. Выготский определяет, что творчество имеет место не только там, где создается абсолютно что-то новое, но и там, где вносится собственное понимание, и уже созданное по-своему изменяется и группируется.
Исходя из того, что ученик не является объектом, не пассивная фигура в обучении, а активная составляющая творческого процесса. В своей методике обучения русскому языку уже с пятого класса я привлекаю детей к творческому мышлению самостоятельно, а не только пересказывать прочитанные тексты и просто воспроизводить изученный материал, стараюсь пробудить в них исследователя через задания творческого характера. Использование на уроках интерактивных методов обучения помогает и дает возможность раскрыться каждому ученику, сделать урок интересным и эффективным. Такая цель предусматривает использование системы специфичных методов и приемов. Методист М.Кудряшов разработал и предлагает классификацию методов усвоения литературы:
Методы усвоения литературы
Творческое чтение (культура восприятия художественного произведения)
Эвристическая беседа (углубленное усвоение содержания произведения)
Исследовательский (анализ, произведения, самостоятельная творческая работа)
Репродуктивный (сознательное усвоение приобретенных знаний)
Способом реализации метода, его составляющих элементов, частей и деталей, отдельным шагом в познавательной деятельности, которая выполняется во время применения определенного метода, является прием. Процесс обогащения литературными знаниями и умениями предусматривает использование учителем системы методов и приемов. Решение данной проблемы осуществляется по схеме:
Постановка исследовательских задач
Приемы использования исследовательского метода
Структура системы вопросов
Создание презентаций
Постановка проблемных вопросов
Исследовательский метод помогает научить учащихся научно рассматривать художественное произведение, анализировать, сравнивать и критически оценивать. В процессе его использования доминирует самостоятельная работа учеников по сравнению с другими видами деятельности. Поэтому актуальною проблемою можно считать «Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность».
Для активизации, обобщения и систематизации знаний учащихся по русскому языку в разделе «Части речи» (6 – 7 кл.) предлагаются различные задания, требующие исследования.
1) Объясни значение устаревших слов и составь рассказ, используя их:
Борзо, ведать, вкупе, глаголати, живот, перст, толмач, чадо, ябеда, длань, десница, брань.
2) Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор письменно:
Не считай врага овцй, считай волком.
Кто с мечм к нам придет, от меча и погибнет.
Не хвались отцм, хвались собой.
Кинжал, обнаженный глупцм, опаснее кинжала, обнаженного храбрецм.
Храбрость льва лисиц бесполезна.
3) Опишите данное растение в разных стилях (научном, разговорном, художественном):
Береза, ландыш, клен, сирень.
7 – 8 классы – это время внутренних переживаний подростков. Это взрослеющие люди, нуждающиеся в совете, понимании, а еще больше – внимательный и добрый слушатель. И поэтому рекомендуется в работе с такими детьми внедрять написание сочинений «Напиши мне письмо», «Мой друг из города », работая в группах, создают тематические презентации.
В 9 – 11 классах ведется работа по формированию активной жизненной позиции: заметки в газеты, доклады о культуре речи, сочинение – рассуждение, требующих собственного мнения, позиции и мыслей. Ученики активно участвуют в проектной деятельности, в написании научно-исследовательских работ.
В средних классах на уроках литературы следует использовать только отдельные элементы исследовательского метода, которые помогают выполнить пропевдевтическую работу. В старших классах исследовательский метод и его приемы всесторонне внедряются для стимулирования учебной деятельности. Предметом исследования на занятиях литературы является:
историко-культурная эпоха;
жизнь и творчество автора;
текст произведения;
художественные образы;
тексты с похожими текстами, проблемами, образами;
произведения других видов искусства;
интерпретации (киноверсии, театральные постановки, иллюстрации, музыкальные произведения).
Согласно утверждению украинского ученого В. Сухомлинского о том, что мышление ребенка начинается с удивления, которое активизирует его познавательные возможности, интерес к фактам и явлениям, уже начиная в 8 классе учащиеся знакомятся с историко – культурной эпохой при помощи проблемных приемов.
1) При изучении темы «Эпоха Возрождения» используются система вопросов:
Где и когда началась эпоха Возрождения?
Какие предпосылки способствовали её возникновению?
В каких сферах эпоха Возрождения имела наибольшее проявление?
Каковы самые важные научные открытия того времени?
Почему эпоха имеет название «Возрождение»?
Какой интерес представляла античность для авторов Нового времени?
Какая идея является основою мировоззрения людей эпохи Возрождения?
Назовите представителей этой эпохи.
Проблемный вопрос:
Как вы считаете, может ли быть идеал вечным? (Ученические презентации «Искусство эпохи Возрождения»).
2) Знакомство с автором мы начинаем с интересных докладов о нем, высказываний, ярких эпизодов жизни, проблемных вопрос. Представляя Ч.Диккенса, перед учениками ставиться ряд вопросов о том, что им известно о жизни детей данного периода. Используя прием превращения в образ автора помогает ученикам узнавать автора через словарный ряд: Таганрог, магазин, Москва, врач, Сахалин, Ялта (А.Чехов); Ясная Поляна, граф, Татьяна, Казань, Крым, школа (Л.Толстой). Презентуя биографию автора хорошо использовать работу в парах.
Интригующее начало занятия всегда вызывает интерес, и поэтому, когда начинается знакомство с Ф.Достоевским, ставлю перед ребятами проблемные вопросы:
Что, по-вашему мнению, может обуславливать резкую смену мировоззрения человека?
Встречали ли вы человека, который бы занижал знатность, богатство, собственное благополучие? (Л.Толстой)
Известны ли вам случаи отказа от Нобелевской премии? Чем это можно объяснить? (о Б.Пастернаке)
Ученики старших классов с удовольствием готовят презентации по творчеству отдельных авторов, самостоятельно выбирая необходимый материал и компонуя его.
3) Исследуя текст художественного произведения, формирую систему вопросов по содержанию:
На какой остров судьба закинула Робинзона Круза? (Тобаго)
Когда он родился? (1632 г.)
Какой была фамилия матери героя (Робинзон)
А как звали его отца? (Крейцнер)
Кем был главный герой по национальности? (Немец)
Были ли у него братья и сестры? (Два брата)
В каком году Робинзон отправился в плаванье? (1 сентября 1651г.)
Как звали мальчика, с которым Робинзон убежал из плена? (Ксури)
Почему Дефо назвал своего героя Крузо? (в честь школьного товарища Тимоти Крузо)
Во время уроков ученики выполняют задания разной степени сложности: от простых упражнений-путаниц, в которых прослеживается последовательность действий или путь литературных персонажей до самых сложных творческих заданий. Работа в группах при изучении сказки «Снежная королева» представляет собой распределение задания по группам:
найти фантастические элементы в произведении;
найти сцены из реальной жизни;
назвать явные превращения одних предметов в другие.
4) Анализируя образы художественного произведения, используя при этом следующие приемы (образ Тома Сойера в произведении М.Твена – 6 класс).
Словесное описание внешности Т.Сойера.
Система вопросов по характеристике образа героя:
Каких друзей имел Том? Что их объединяло?
Какие интересы и занятия у «необразцовых» мальчиков?
Почему Тому нравились пираты и разбойники?
Как мальчик отреагировал на увиденное убийство?
Назовите черты характера Тома и подтвердите их поступками героя.
Какие недостатки вы увидели в Томе? Или это только вина Тома?
Проблемный вопрос:
Почему взрослым и детям бывает тяжело понять друг друга?
Исследовательское задание:
Каким представлял будущее своих героев Марк Твен?
Также используя групповую форму работы, учащиеся представляют героев сказки Р.Киплинга «Маугли»в виде сенкана:
Акела
Шер – хан
Мудрый, добрый
Жестокий, вероломный
Охотится, руководит, знает
Боится, хитрит, наговаривает
Заботится о каждом члене стаи
Желает руководить джунглями
Вожак
Хищник
5) Примером сравнительного анализа текстов может быть рассматривание произведений, похожих по темам, проблемам, идеям, образам и жанровыми признаками. Так, при изучении басен «Волк и Ягненок» Эзопа, Крылова, Глебова, учащиеся находят общие и отличительные черты произведений.
6) Сферой исследовательской работы является с произведениями разных видов искусства, так как литература тесно связана с другими видами. Все произведения живописи, архитектуры, скульптуры и музыки являются предметом изучения и каждая историко-культурная эпоха имеет свое лицо каждого искусства, которое я считаю необходимым для представления ученикам.
Изучая «Серебряный век» русской поэзии, организуем салон искусств, в котором «искусствовед» знакомит учащихся с произведениями художников того времени (Васнецов, Кандинский, Серов, Шагал). Рассматривая «Реквием» Ахматовой, слушаем и анализируем «Реквием» Моцарта; отслеживаем, как он перекликается с поэтическим текстом. Используется также и другие музыкальные произведения – «Вальс цветов» Чайковского, соната №2 Бетховена, произведения Листа и Шопена.
Творческие задания
Сочинения разных типов (5 – 11кл.)
Викторины, кроссворды, ребусы (5 – 6 кл.)
Поэтическая мастерская (с 5 кл.)
Создание басен и сказок (5 – 7 кл.)
Создание иллюстраций к тексту (5 – 7 кл.)
Переписка (8 кл.)
Участие в международных проектах (8–11кл.)
Научно-исследовательская работа (8 –11кл.)
Подготовка сообщений (8 – 11 кл.)
Написание киносценариев (9 – 11 кл.)
7) Значительное внимание уделяется исследованию различных интерпретаций художественных текстов. Это может быть просмотр созданных киноверсий, слайд-шоу, театральных постановок, разработка ученических сценариев, собственные сценические действия, обсуждение иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.
Привлечение учащихся к проектной работе, так как именно метод проектов направлен на формирование навыков исследовательской деятельности. Ученики охотно берутся за проектные задания в бумажных и электронных версиях, творчески подходят к выполнению исследовательских заданий, внося собственное понимание и представление темы. Результативность такой работы очень высока, дети с огромным энтузиазмом занимаются подобными заданиями. Ведь именно такой вид деятельности дает возможность раскрыться каждому ребенку, почувствовать себя нужным, успешным и реализованным.
Таким образом, каждый ребенок приобретает жизненный опыт, основные компетентности, которые помогут им понять себя, утвердиться и найти свое место в обществе, так как если ребенку дать возможность проявить себя и свое элементарное творчество, то у него оно будет и дальше развиваться, а творческие силы будут укрепляться.
15