Статья Самостоятельная работа учащихся на уроках черчения

Самостоятельная работа учащихся на уроках черчения

Астахова Г.Г., учитель черчения
МБОУ СОШ №14 им. В.Г.Короленко

Достижение обучающимися в процессе освоения основной образовательной программы результатов, соответствующих ее требованиям, связано с повышением роли самообразования учащихся и усилением ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, воспитание их творческой активности и инициативы.
Самообразование обучающегося включает две стадии:
– самообразование (учебная активность обучающегося) в процессе образовательного взаимодействия с учителями,
– полностью самостоятельная учебно-познавательная деятельность [1].
Цель самообразовательной деятельности обучающегося – овладение знаниями по данному учебному предмету, предполагающее понимание смысла этих знаний. Чтобы в процессе обучения происходило развитие, необходимы следующие условия: стимулирование познавательной активности, самостоятельности и творческих усилий учащихся; создание в учебном процессе атмосферы проблемности, познавательного поиска; обеспечение достаточной вариативности в содержании учебного материала, постепенное наращивание трудностей в учении и повышении требований к учащимся по мере их развития. Сознательно создаваемые в учебном процессе, эти условия относятся к педагогическим и должны благоприятствовать творческому развитию личности школьника [6] .
Среди факторов, способствующих формированию самостоятельной учебно-познавательной деятельности, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. Для самого школьника самостоятельная работа предполагает выполнение целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения и некоторые другие действия. Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся. Самостоятельная работа на современном этапе является обязательной частью учебного плана и одной из важнейших составляющих учебного процесса, результатом которой является развитие предметных знаний, умений и навыков. Учитель должен добиваться, чтобы учащиеся четко представляли себе цели самостоятельной работы, знакомились с образцами лучших работ, овладевали приёмами достижения таких результатов, осознавали главные этапы своей деятельности и давали им объективную оценку.
Одной из основных целей школьного курса черчения так же является формирование у учащихся рациональных приемов самостоятельной деятельности, т.е. вовлечение в  активную работу мышления, воображения, восприятия, внимания, памяти. Это деятельность должна чем-то стимулироваться и направляться, то есть необходимо обеспечивать единство в управлении процессом усвоения знаний и процессом усвоения умственных действий. Для разных возрастных групп, изучающих черчение (8-9 класс) система самостоятельной деятельности должна проводиться по-разному.
В своей работе я использую три метода самостоятельной работы. Самый распространенный метод – овладение новыми знаниями путем изучения материала по учебнику. Сущность этого метода заключается в том, чтобы каждый учащийся, прочитав параграф, осмыслил и усвоил содержащиеся в нем факты, примеры и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, выводы, законы и т.д.). Этот метод может заменить урок - лекцию, урок-беседу. Одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой. Но для учащихся такой урок не всегда интересен. Учащиеся проявляют большой интерес к самостоятельной работе, в процессе выполнения которой они исследуют, самостоятельно находят и критически оценивают способы решения возникающих перед ним задач. Поэтому считаю более эффективным методом обучения учащихся 8-х классов работу по алгоритму. Технологический компонент такой работы состоит из системы последовательно построенных ориентиров, направляющих самостоятельную деятельность учащихся на решение задачи, поставленной на мотивационном этапе. Сделав практическую часть и осмыслив результаты, они смогут сделать выводы из опыта в новой ситуации.
Одним из примеров использования данного метода в моей практике является изучение темы «Прямоугольное проецирование на три плоскости проекций». Цель урока: сформировать знания об основах прямоугольного проецирования на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций, используя геометрические тела. К началу изучения темы учащиеся знакомы с такими понятиями, как проецирование, плоскость проекций, проецирующий луч, предмет проецирования, проекция предмета, с видами проецирования, какой способ проецирования используется при построении чертежа, геометрические тела и их развертки, имеет общие понятия об образовании формы. Для работы на уроке используются модели геометрических тел (цилиндра, конуса, шестигранной призмы, пирамиды) выполненные по разверткам, построенным при изучении раздела «Формы и формообразование». На доске процессе объяснения нового материала я показываю алгоритм построения проекций предмета на примере куба и шара. Алгоритмизированное обучение направлено прежде всего на формирование мыслительных операций, кратчайшим путем ведущим к решению учебных задач и рациональному использованию времени урока. При повторении или изучении учащимися нового материала, в основе которых лежат разные виды таблиц, возрастает скорость умственных процессов, а следовательно, и эффективность развития способностей. Поэтому изображение проекций строится в таблице.
Проецирование геометрических тел
Плоскогранные тела
Тела вращения

Куб

Шар


Класс делится на группы. На уроках черчения оптимальной является группа, объединяющая 4-5 учащихся, желательно, чтобы один из учеников был с высокими учебными возможностями. Сильные ученики при самостоятельной работе, как правило, успевают выполнить задание за более короткий срок, благодаря чему у них находится время для оказания помощи товарищам. Каждый участник группы самостоятельно решает свою «подзадачу» (строит три проекции заданного ему геометрического тела). По окончании работы в группах учащиеся (по желанию) выходят к доске и вычерчивают решение своей задачи, объясняя ход проецирования. Следя за построением и слушая ответы товарища, ученики поправляют его, уточняют отдельные положения. Я в это время наблюдаю за их работой, выясняя неточности в знаниях,  разобраться в непонятных положениях. В результате группового общения и совместного анализа задания учащиеся самостоятельно учатся строить проекции геометрических тел, применять знания на практике, совершенствовать свои графические навыки.
Прямое управление мыслительной деятельностью предполагает перевод учащихся с низкого уровня этой деятельности на более высокий, которое предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных и творческих способностей. Такой метод развития самостоятельной работы использую в 9 классе при изучении тем раздела «Сборочные чертежи» и 10-11 классах в модуле «Начальное архитектурно-строительное проектирование» элективного курса «Инженерная графика».
В результате развития самообразовательной деятельности у выпускников школы формируются умения: планировать, т.е. определять и уяснять цели и задачи предстоящей работы; выбирать формы, методы и приёмы деятельности, средства для достижения цели; организовывать свою самостоятельную работу, т.е. устанавливать нормы работы, учитывать результаты и корректировать дальнейшие действия; организовывать своё рабочее место, создавать оптимальные условия для нормальной работы, выполнять требования режима дня; осуществлять поисковую деятельность, т.е. обнаруживать проблемную ситуацию, формулировать проблему, выдвигать гипотезу, находить принцип решения проблемы, реализовать его, проверить правильность решения; применять усвоенные знания на практике; осуществлять контроль и самоконтроль; использовать стимулы самостоятельной деятельности, видеть её перспективы и конечный результат. Все эти умения необходимы студентам при выполнении заданий по инженерной графике в технических вузах и будущей профессиональной деятельности.

Список литературы
1.Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . – М. : Просвещение, 1985 . – 143 с. 
2.Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 64 с.
3.Вяткин Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. – 125 с.
4.Маврин А.С. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках черчения. – М.: Высшая школа, 1967. – 30 с.
5.Гервер В.А. Развитие творческой графической деятельности школьников (на примере обучения черчению): Дисс...в виде научного доклада ... док-pa пед. наук. – М., 1992. – 34 с.
6.Найдёнова Л.В.. Педагогические условия развития у учащихся самостоятельности как качества личности (На материале обучения черчению в школе) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004. – 231 c.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




Рисунок 0Рисунок 115