Статья Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность при изучении математики и физики
Степанова Ольга Николаевна
МБОУ СОШ № 18 г. Брянска
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность
при изучении математики и физики.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными технологиями становятся: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс – технология, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, традиционные технологии (классно-урочная система).
Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и, тем самым, вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование «смеси» этих технологий.
Обучение на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике и математике, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации и одним из необходимых условий развития личности.
Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Участники проектирования творчески подходят к делу и при этом развиваются «самости» ребёнка: самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самоанализ, самокоррекция, самоконтроль. Развитие самостей ребёнка, учёт его индивидуальных особенностей, постановка его в позицию субъекта обучения, а не объекта – это главные идеи личностно-ориентированного обучения (ЛОО) и новых стандартов образования. Метод проектов один из главных методов ЛОО, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития.
Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.[1,8-11] Хуторской А. В. в своих исследованиях выделил следующие группы ключевых компетенций отечественного образования: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.[2,58-64]
Одним из наиболее эффективных средств, в овладении данными ключевыми компетенциями, на мой взгляд, является метод проектов. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо следующее: научиться ставить цель и определять направление своих действий, принимать решения (ценностно-смысловая компетенция); общаться с людьми разного возраста, понимать точку зрения другого человека (общекультурная компетенция); выдвигать идеи и их прорабатывать, самостоятельно находить материал, составлять план, анализировать и систематизировать, оценивать свою деятельность и делать выводы (учебно-познавательная компетенция); ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (информационная компетенция); учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (коммуникативная компетенция); ученик, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, отвечать на вопросы: «Что я хотел получить?», «Что получилось и не получилось из задуманного?», «Что дала мне работа над проектом?», «Что необходимо учесть в дальнейшей работе?» (социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).
Опыт работы над проектами мною был приобретён в 2001 году в процессе работы над созданием социальных проектов в составе группы учителей, которые помогали ученикам разрабатывать проекты, такие как «Организация приюта для бездомных животных», «Память сердца» (о вкладе меценатов братьев Могилевцевых в развитие города Брянска), «Благотворительность во имя будущего» (о меценатах Брянщины), разработка и реализация программы кружка «Учебное проектирование», участие в профессиональных конкурсах, руководство учительской лабораторией «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время» в рамках работы «Школы учительского мастерства», а также использование проектного метода на уроках физики и математики.
Работа в комиссии ГИМЦ по проверке учебных проектов и анализ работ показывает, что в некоторых случаях происходит простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект», склеили объёмные тела при изучении стереометрии – «проект», презентация к докладу - тоже проект и т.д. Полноценная проектная деятельность должна соответствовать возрастным возможностям школьников. Учеников необходимо готовить к данному виду деятельности. Не подготовив для этого необходимую почву, вводить метод проектов неэффективно и, как правило, вредно. Учителю, в первую очередь, необходимо подготовить себя к данной работе, в рамках самообразования. Задача учителя – не ответ на информационные вопросы, а создание и организация условий, инициирующих детское действие. Появление проектов в образовательном процессе требует от учителя пересмотра своих подходов к разработке рабочих предметных программ, определению в них места проектам, поиску эффективных методов и форм работы, позволяющих высвободить необходимые временные ресурсы. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.д.
Основную работу по подготовке детей к применению метода проектов я провожу по физике в 7,8 классе, а по математике 5, 6 кл. Начинаю с демонстрации различных готовых проектов. Это становится мощным стимулирующим фактором к выполнению работы над личными проектами. Учащиеся верят в свои силы и возможности. При необходимости можно подключать консультантов - старшеклассников. Первые шаги начинаем с того, что учимся формулировать цель работы и задачи, с помощью решения, которых можно добиться поставленной цели. Такие упражнения можно проводить в рамках текущих уроков. Изучаем типы проектов и формы продуктов проектной деятельности. Очень полезно научить детей составлять «звёздочки обдумывания» в различных ситуациях. Следующим шагом подготовительной работы является отработка поиска информации на заданную тему и её тезисное изложение. Самостоятельно разрабатываем критерии, по которым можно оценивать проведённую работу и готовый продукт, созданный детьми (текст; схема или макет прибора; результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков; книжки-малышки), после чего изучаем и анализируем положения различных конкурсов проектов. В результате проведённой работы ученики могут воспользоваться разработанной мною папкой – шаблоном для выполнения проектов, составленной на основе личного опыта и материалах, собранных за годы работы по применению метода проектов.
В зависимости от уровня сложности и подготовки учащихся выделяются несколько уровней обучения. На первом уровне учитель ставит проблему и намечает методы ее решения. На втором уровне - только ставит проблему, учащиеся самостоятельно находят методы ее решения. На третьем уровне учащиеся самостоятельно формулируют проблему и предлагают методы ее решения. Для выявления отношения учащихся к применению метода проектов в практике работы школы проводится анкетирование. Вот лишь некоторые суждения и высказывания учеников: - «интересна форма работы, отличная от обычных уроков»; - «увлекают обсуждения и дискуссия»; - «весьма полезно самостоятельное добывание знаний»; - «понял, что я многое могу делать самостоятельно».
Ключевой способностью, которая может быть сформирована в рамках проектной деятельности, является учебно-практическая самостоятельность. [3,78]
Примеры идей применения метода проектов из личного опыта.
Считается, что уроки – конференции целесообразно проводить только в старших классах и что на таких уроках активно работает лишь половина учащихся. Проанализировав материалы газет «Физика» и «Математика», Internet, я пришла к мнению, что в рамках проектной деятельности такие уроки можно проводить и в 7-9 классах. Основное условие: каждый ученик обязан высказаться по данной теме с дополнениями к основному докладу или с найденными им интересными материалами. В результате такие уроки проходят живо и эмоционально. За две недели до урока класс делится на группы по 4 человека в каждой. В состав группы входят: докладчик (готовит теоретическую часть), экспериментатор (чертежи, рисунки, фрагменты анимации), журналист – оппонент (готовит «каверзные» вопросы докладчику по теме), библиотекарь (подбирает материал для докладов, презентаций и др). В контексте проектной деятельности можно проводить обобщающие уроки по темам.
На уроках математики и физики можно выполнять краткосрочные проекты: составление паспорта физического явления или инструкции для подготовки к лабораторной работе; написание опорного конспекта или аннотации к параграфу; демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов; написание сказок с физическими и математическими вопросами; подобрать вопросы по сериям к разделам; разработать рекомендации по применению вопросов, рисунков, дополнительного материала к параграфу и др.
Творческие проекты на разработку учебных пособий: наглядные пособия по математике "Объем прямоугольного параллелепипеда", «Симметрия», «Тригонометрический круг», создание брошюр, приборов, действующих макетов и др.
Проекты на разработку дидактических материалов, тестов.
Творческие проекты на разработку электронных пособий, программ и сайтов: тренажеры, интерактивные тематические игры и кроссворды, электронная газета, электронная шпаргалка по теме, виртуальный музей, интерактивные ребусы по терминам.
Творческие проекты на разработку конкурсов, игр и сказок: математическое или физическое "Поле чудес", «Кто хочет стать отличником?», сказочные задачи (сборник задач со сказочным сюжетом для учащихся начальной школы) и т.д.
Творческие проекты на разработку внеклассных мероприятий по математике и физике.
Литература.
1. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании //Завуч.-2008.-№1.-с.8 - 11
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – с.152
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15