Урок по биологии Кровь и кровообращение (8 класс)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Кровь и кровообращение»
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «Кровь и кровообращение».
Задачи:
обучающая – выявить степень усвоения учащимися знаний по теме « Кровь и кровообращение»
воспитательная – содействовать формированию сознательного отношения к учебному труду
развивающая – развивать интерес к предмету, умение учащихся работать в группе, содействовать формированию информационной компетентности в процессе работы с учебной литературой и другими источниками информации.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Орг. момент: Мы с вами закончили изучение большого раздела: «Кровь и кровообращение». С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. "Кровь" и "жизнь" - слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз "кровь за кровь", "кровные братья", "кровная месть". Сегодня на уроке мы обобщим ваши знания по этой теме и приобретем новые. Вам предстоит работа в группах.
I. Актуализация знаний: «Корзина» идей-знаний по теме: (сбрасываем всё, что знаем)
Жидкая часть крови, оставшаяся после удаления ее форменных элементов (плазма).
Бесцветные форменные элементы крови, участвующие в свертывании (тромбоциты).
Плазма крови, лишенная фибриногена (сыворотка).
Дыхательный пигмент (белок) красного цвета, находящийся в эритроцитах (гемоглобин).
Растворимый белок плазмы крови, способный превращаться в нерастворимый (фибриноген).
Кровь, богатая кислородом (артериальная).
Кровь, богатая углекислым газом (венозная).
Бесцветные клетки крови, имеющие ядро, выполняющие защитные функции (лейкоциты).
Состояние невосприимчивости организма к микробам и другим чужеродным телам и веществам (иммунитет).
Препарат, содержащий ослабленных или убитых возбудителей болезней или продукты их жизнедеятельности (вакцина).
Наследственный фактор, находящийся в эритроцитах, был обнаружен в крови у макак (резус-фактор).
Красные кровяные клетки, лишенные ядра (эритроциты).
Кровеносные сосуды, стенки которых состоят из одного слоя клеток (капилляры).
Сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены).
Сосуды, по которым кровь движется от сердца (артерии).
Путь крови от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов до правого предсердия (большой круг).
Сколько камер в сердце человека (4)
Ритмические сокращения стенок артерий с каждой систолой левого желудочка (пульс).
Иммунитет, приобретенный в результате прививок или лечебных сывороток (искусственный).
Человек, дающий кровь для переливания или ткани и органы для пересадки другому лицу (донор).
II. Кейс – технология: работа поликлиники
1. Лаборатория
При микроскопическом исследовании крови у человека обнаружено повышение количества лейкоцитов ( в 1мм3 - 12 тыс.). Показателем чего это может быть?

учебник: стр.71 § 14
2. Травмпункт

В травмпункт поступил пострадавший. При осмотре обнаружено, что повреждены кости руки (предплечья). Сильное кровотечение, кровь выходит из раны струйкой темно-вишневого цвета. Ваши действия.

учебник: стр.96-97 § 22
3. Прививочный кабинет
На прием пришел мужчина, который через 3 дня уезжает в командировку в одну из стран Африки, где свирепствует оспа. Какую прививку необходимо ему сделать (вакцину или сыворотку) и почему?
учебник: стр.74-76 § 15

4. Семейный врач
В кабинет (который находится на 3 этаже) зашла женщина с грудным ребенком. Врач измерил пульс у мамы – 120 ударов в минуту и у малыша – 120 ударов в минуту. Что можно сказать о состоянии здоровья мамы и ребенка?
учебник: стр.87 § 19, стр. 94 § 21, записи в тетради.

Профилактический кабинет
Составьте список отрицательного влияния табака и алкогольных напитков на сердце и сосуды.

учебник: стр.94-95 § 21, стр. 91-92 § 20

Станция переливания крови
Решите, возможно ли переливание крови матери (I группы) её детям: сыну (III группы) и дочери (IV группы), а также переливание крови брата и сестры друг другу
учебник: стр.78 § 16
III. Консилиум врачей - отчет каждой группы о проделанной работе


IV. «Найди ошибку».
Вариант 1.
Эритроциты.
Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом.


Вариант 2.
Лейкоциты.
Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом. Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки, способные нейтрализовать любую инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И. П.
Павлов.

V. Вывод – Фишбоун

строение

система вывод


функции
VI. Д/З: 1) Составить кроссворд по изученной теме с вопросами.
2) Написать мини-сказку по § 14- §22
VII. Рефлексия

Самооценка работы в малой группе
Показатели
Всегда
Обычно
Иногда
Никогда

1. Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать
 
 
 
 

2. Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо
 
 
 
 

3. Мы выясняли то, что было нам непонятно
 
 
 
 

4. Мы помогали друг другу, с тем чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили
 
 
 
 


«Мишень» - понравился или нет урок?

15