Рабочая программа по внеурочной деятельности Мои зеленые друзья (6 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнереутская основная общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
Принята на заседании педсовета Утверждена приказом № 49 по
Протокол № 1 от 31 августа 2016 г. МКОУ «Нижнереутская основная общеобразовательная школа»
от 01 сентября 2016 года
Директор школы ____________
Д.В.Докукина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОИ ЗЕЛЕНЫЕ ДРУЗЬЯ»
для 6 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Гнездилова Ирина Александровна
учитель химии и биологии первой
квалификационной категории
2016г
Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО, приказ № 373 от 6.10.2009 , ФГОС ООО приказ № 1897 от «17» декабря 2010 г., письмом министерства образования от 11.12.2006г. № 06-1844, Уставом ГБОУ СОШ с. Петровка и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности. Актуальность программы: Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Программа «Мои зеленые друзья» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 6 класса.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Место внеурочной деятельности «Мои зеленые друзья» в учебном плане
Согласно учебному плану на проведение занятий «Мои зеленые друзья» в 6-м классе выделяется 2 часа в неделю - всего 68 ч. Возраст детей 12 лет. Продолжительность одного занятия - 40 минут.
Цели программы:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.Формы и методы организации деятельности детей :- индивидуальная;
- групповая;
- парная;
исследовательские задания,
игровые задания,
практикумы,
опытническая работа
систематические наблюдения
ролевые, дидактические, игры,
творческие задания, опыты,
практические работы,
создание экологических проектов,
экскурсии и прогулки в природу,
моделирование,
экологические акции,
гербаризация,
составление памяток.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности «Мои зеленые друзья»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
Показатели в личностной сфере ребёнка:
развитие интереса к познанию мира природы;
осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
расширение сферы социально-нравственных представлений;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
Предметные результаты:
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности ;умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Содержание программы
6 класс (68 ч)
1. Мой край (14 ч)
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.
Вода – источник жизни (20 ч)
Вода в моём доме и в природе. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как тятся о чистотевода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные забо? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
3. Солнце и свет в нашей жизни (14 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.
4. Воздух и здоровье (8 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Источники загрязнения воздуха. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
5. Весенние работы (12 ч)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами.
Календарно – тематическое планирование «Мои зеленые друзья» 6 класс 2017-2017 учебный год
№
Тема занятий Кол-во
часов Дата проведения
По плану Фактически
Мой край 14 1 Экскурсия «Осень в нашем селе» 1 07.09 2 Экскурсия «Осень в нашем селе» 1 07.09 3 Растительный и животный мир Курской области 1 14.09 4 Растительный и животный мир Курской области 1 14.09 5 Основные экологические группы животных 1 21.09 6 Основные экологические группы животных 1 21.09 7 Основные экологические группы растений 1 28.09 8 Основные экологические группы растений 1 28.09 9 «Исчезающие растения и животные родного края» (парный проект) 1 05.10 10 «Исчезающие растения и животные родного края» (парный проект) 1 05.10 11 Экскурсия в краеведческий музей г. Фатеж 1 12.10 12 Экскурсия в краеведческий музей г. Фатеж 1 12.10 13 Экскурсия в краеведческий музей г. Фатеж 1 12.10 14 Экскурсия в краеведческий музей г. Фатеж 1 12.10 Вода – источник жизни 20 15 Операция «Живи, родник, живи» 1 19.10 16 Операция «Живи, родник, живи» 1 19.10 17 Круговорот воды в природе 1 26.10 18 Круговорот воды в природе 1 26.10 19 Источники загрязнения воды 1 09.11 20 Источники загрязнения воды 1 09.11 21 Просмотр фильма «Вода – жизнь» 1 16.11 22 Просмотр фильма «Вода – жизнь» 1 16.11 23 Вода в жизни животных 1 23.11 24 Вода в жизни животных 1 23.11 25 Вода в жизни растений 1 30.11 26 Вода в жизни растений 1 30.11 27 «Вода в моем доме» (индивидуальный проект) 1 07.12 28 «Вода в моем доме» (индивидуальный проект) 1 07.12 29 «Вода в моем доме» (индивидуальный проект) 1 14.12 30 «Вода в моем доме» (индивидуальный проект) 1 14.12 31 Вода и здоровье человека 1 21.12 32 Вода и здоровье человека 1 21.12 33 Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» 1 28.12 34 Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» 1 28.12 Солнце и свет в нашей жизни 14 35 Солнце, Луна, звёзды – источники света 1 18.01 36 Солнце, Луна, звёзды – источники света 1 18.01 37 Отношение к свету и теплу различных животных 1 25.01 38 Отношение к свету и теплу различных животных 1 25.01 39 Практическое занятие «Фенологические наблюдения за животными» 1 01.02 40 Практическое занятие «Фенологические наблюдения за животными 1 01.02 41 Роль света в жизни растений 1 08.02 42 Роль света в жизни растений 1 08.02 43 Роль света в жизни человека 1 15.02 44 Роль света в жизни человека 1 15.02 45 Гигиена зрения. 1 22.02 46 Гигиена зрения 1 22.02 47 Сколько стоят свет и тепло 1 01.03 48 Сколько стоят свет и тепло 1 01.03 Воздух и здоровье 8 49 Воздух и здоровье человека 1 15.03 50 Воздух и здоровье человека 1 15.03 51 Источники загрязнения воздуха 1 22.03 52 Источники загрязнения воздуха 1 22.03 53 « Автотранспорт и воздух села»
(индивидуальный проект) 1 05.04 54 « Автотранспорт и воздух села»
(индивидуальный проект1 05.04 55 « Автотранспорт и воздух села»
(индивидуальный проект1 12.04 56 « Автотранспорт и воздух села»
(индивидуальный проект) 1 12.04 Весенние работы 12 57 Практическое занятие по подготовке почвы к посеву 1 19.04 58 Практическое занятие по подготовке почвы к посеву 1 19.04 59 Практическое занятие по подготовке почвы к посеву 1 26.04 60 Практическое занятие по подготовке почвы к посеву 1 26.04 61 Практическое занятие по посадке растений и уход за ними 1 03.05 62 Практическое занятие по посадке растений и уход за ними 1 03.05 63 Практическое занятие по посадке растений и уход за ними 1 10.05 64 Практическое занятие по посадке растений и уход за ними 1 10.05 65 Практическое занятие по посадке растений и уход за ними 1 17.05 66 Практическое занятие по посадке растений и уход за ними 1 17.05 67 Экологический десант по уборке школьной территории 1 24.05 68 Экологический десант по уборке школьной территории 1 24.05 Итого: 68 часов