Рабочая программа по внеурочной деятельности Практикум общения Я и мои друзья
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ОКРУЖНАЯ САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» «Утверждено»
на заседании педагогического советаприказом директора №119/1-ОД
Протокол №1 от 31.08.2015от 31.08.2015
Программа внеурочной деятельности
ПРАКТИКУМ ОБЩЕНИЯ
«Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
Возраст 7-12лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель:
Социальный педагог
I квалификационной категории
Дергун Светлана Гельмановна
г. Салехард 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу внеурочной деятельности «Практикум общения «Я и мои друзья» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на оказание помощи воспитаннику в адаптации в новом коллективе, на преодоление трудностей у ребенка в общении, на развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
АКТУАЛЬНОСТЬ данной программы состоит в том, что одной из важнейших задач образования в современном мире становится развитие у учащихся навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Программа направлена на формирование у воспитанников культуры общения. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Поэтому особая роль в этом процессе отводится периоду обучения в начальной школе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом и опытом коммуникативной деятельности. Ведь именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного развития.
Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. У детей уже сформировались коммуникативные способности и теперь необходимо поддержать и развить их.
Передо мной стоит задача, которая заключается в том, чтобы направлять учащихся на коллективную творческую деятельность через организацию сотрудничества. Только в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность сформировать навыки общения. Взаимодействие между учащимися является основой успешного развития классного коллектива. Выстраивая систему деятельности на каждом этапе программы, реализуется арсенал содержания, технологий, приемов и форм. Программа практикум общения «Я и мои друзья» предлагает возможность каждому ребенку получить более высокий личностный статус и позитивную «Я – оценку», а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности.
Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности младших школьников, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.
Программа рассчитана на систематическую работу. Предполагается, что дети выполняют хотя бы одно групповое задание в неделю. Темы и содержание работ могут быть любыми: они определяются общими целями образовательного и воспитательного процесса в школе.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Повысить самооценку детей. Создать условия для развития творческих способностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству;
Развивать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;
Способствовать формированию толерантного общения, оптимизировать внутригрупповое сотрудничество;
Формировать умения общаться и вырабатывать позитивный эмоциональный тон общения; развивать социальное доверие и воспитывать новые способы поведения;
Формировать умения равноправного взаимодействия; развивать эмоции сочувствия, сопереживания;
Формировать представления о товариществе и дружбе;
Активизировать творческий потенциал детей, развивать навыки презентации;
Воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
традиционные;
дискуссионные;
коллективно творческие дела;
нестандартные;
импровизации;
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ
Данная программа ориентирована на обучающихся начальных классов.
В этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству и самостоятельности. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка. Он учится общаться со сверстниками, жить по правилам, сотрудничать в команде.
Младший школьный возраст — это возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности. В этом возрасте идёт активное познание окружающего мира, приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
Предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
Учет интересов ребенка;
Содружество и сотворчество детей.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. В учебном плане на эту программу отводится 1 час в неделю в каждом классе. Он является обязательным и предусматривает участие всех обучающихся школы.
1 класс – 33 часа, 2 – 4 классы по 34 часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
1 - 2 КЛАССЫ
№
П/П НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ КОЛ-ВО
ЧАСОВ В ТОМ ЧИСЛЕ
ТЕОРИЯ ПРАКТИКА
I ЗНАКОМСТВО. УЗНАЕМ ДРУГ ДРУГА 4 + 1(для второго класса) - 4 + 1 (для второго класса)
II УЧИМСЯ ОБШАТЬСЯ 5 2 3
III ДРУЖБА – ЧУДЕСНОЕ СЛОВО 6 2 4
IV ДОБРУ ОТКРОЮТСЯ СЕРДЦА 5 2 3
V ПОНЯТИЕ О ТОЛЕРАНТНОСТИ
5 2 3
VI СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ НАШИХ «Я» 4 1 3
VII ЗНАКОМСТВО С СОБОЙ
4 1 3
ИТОГО: ДЛЯ ПЕРВОГО КЛАССА 33 10 (30,3%) 23 (69,7%)
ДЛЯ ВТОРОГО КЛАССА 34 10 (29,5%) 24 (70,5%)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА I
ЗНАКОМСТВО. УЗНАЕМ ДРУГ ДРУГА
Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия, установление контакта между детьми.
Задачи:
Продемонстрировать варианты знакомства.
Выработать приветствие в группе.
Способствовать психологическому раскрепощению участников в группе.
Занятие №1
Игры на знакомство: «Снежный ком», «Круг знакомств», «Пропой свое имя»
Занятие №2
Игры на сближение «Поиск общих или совпадающих интересов у детей», «Импульс по кругу», «Конверт откровений»
Занятие №3
Игры на сближение «Контакт руками», «Неваляшки», «Веер»
Занятие №4
Анкета «Мои желания», игра «Цветик – семицветик»
Занятие №5
ДЛЯ ВТОРОГО КЛАССА
Рисуночная методика «Я и мой друг»
ТЕМА II
УЧИМСЯ ОБШАТЬСЯ
Цель: Применение различных игровых приемов поможет незаметному вступлению учащихся в субъект – субъектные отношения друг с другом.
При проведении игр важно соблюдать следующие основные установки:
Поделиться друг с другом хорошим настроением;
Стремиться быть искренним;
Учиться общаться не вербально (например, взглядом);
Быть готовым принять, понять, поддержать другого человека.
Занятие №1
Игра на приветствие «Привет сосед!», «Улыбка», «Пожелания веселых пальчиков»
Занятие №2
«Подвижные игры в перемену», «учимся работать в паре»
Занятие №3
Правила общения с друзьями. «Ты и твои друзья».
Занятие №4
Простое слово «извините»
ТЕМА III
ДРУЖБА – ЧУДЕСНОЕ СЛОВО
Цель: Развитие представлений о товариществе и дружбе и умении их поддерживать.
Задачи:
Формирование умений равноправного взаимодействия.
Развитие социальных эмоций сочувствия сопереживания по отношению к сверстникам.
Развитие представлений о товариществе и дружбе.
Занятие №1
«Что такое дружба…», игра «Мои друзья»
Занятие №2
Игры на сплочение «Комплименты», «Что мне в тебе нравится» …
Занятие №3
«Я – друг, настоящий друг», упражнение «Улыбка», игра «Ромашка»
Занятие №4
Законы дружбы, правила дружной игры
Занятие №5
Подарок другу своими руками «открытка-бабочка»
Занятие №6
«На чём основано взаимопонимание»- беседа
Создание условий для гармоничного общения между воспитанниками.
ТЕМА IV
ДОБРУ ОТКРОЮТСЯ СЕРДЦА
Цель: Формирование представлений у младших школьников о существующих в жизни добре и зле и ответственности человека за содеянное.
Задачи:
Закрепить знания детей о понятии «добро», «доброта».
Уметь объяснить смысл пословиц и поговорок.
Развитие умения анализировать собственные поступки и поступки других.
Воспитание стремления к совершению хороших поступков, желанию делать добрые дела.
Занятие № 1
«Если добрый ты…», игра «Сказочный герой - добрый или злой», притча про двух волков.
Работа в группах «изготовление солнышек».
Занятие №2
Копилка добрых дел
Занятие №3
Классный час «Ты, да я, да мы с тобой»
Занятие №4
«Добру откроются сердца»
Занятие №5
Игра – занятие «Передай добро по кругу»
ТЕМА V
ПОНЯТИЕ О ТОЛЕРАНТНОСТИ
Цель: духовно-нравственное развитие ребёнка, формирование дружеских чувств и толерантных отношений; усвоение нравственных понятий через игровую деятельность.Задачи:
показать детям различия и сходство людей, вызвать уважение к людям;
формировать у детей этические представления, знания о категориях добра и зла, дружбы;
вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств каждого ребёнка, включая их в мыслительный процесс думанья.
Занятие №1
«Мир и дружба на планете»
Дидактическая игра «Дерево доброты», игра «Солнышко дружбу освещает»
Занятие №2
«Мы все такие разные», творческая работа. «Толерантный мир», упражнение «Нарисуй себя»
Занятие №2
«Ты и я», упражнение «Найди отличия», упражнение «Мостик дружбы»
«Займи стул» - игра, «Какой Я?» упражнение
Занятие №4
Вместе дружная семья
Занятие №5
Если б ты был волшебником …Игра «Золотая рыбка», анкета «мои Желания», «Загадай желание»
ТЕМА VI
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ НАШИХ «Я»
Цель: Обучение восприятию себя одновременно как части человечества и как уникального, неповторимого человека.
Задачи:
развивать навыки взаимодействия в группе;
развивать навыки самопознания и восприятия себя и других;
создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в группе;
стимулировать активность ребенка на него самого, на потребность совершенствовать себя;
Занятие №1 «Что у нас общего?», «Я – индивидуальный», «Выяснение сходства и различий»
Занятие №2 «Почему мы меняемся», «Возрастные изменения»
Занятие №3 «Я хороший, я плохой» Тест, игра «Мнения»
Занятие №4 «Сходства и различия людей»
упражнение «Что в волшебной коробке?», упражнение «Особенности класса», чтение притчи, обсуждение.
ТЕМА VII
ЗНАКОМСТВО С СОБОЙ
Цель: Составить мнение, представление о себе, которое поможет занять достойное место в обществе, реализовать свои способности, достичь своих целей.
Занятие №1 «Какой я»
Занятие №2 «Что в имени тебе моем?»
Занятие №3 «Посмотрим в зеркало»
Занятие №4 «Мой портрет»
Занятие №5 «Я в различных жизненных ролях»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
1 - 2 КЛАССЫ
№
П/П НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМА КОЛ-ВО
ЧАСОВ ДАТА
ПРОВЕДЕНИЯ
1 класс 2 класс
I ЗНАКОМСТВО. УЗНАЕМ ДРУГ ДРУГА 4 1. Игры на знакомство: «Снежный ком», «Круг знакомств», «Пропой свое имя» 1 06.09. 02.09.
2. «Поиск общих интересов» игры на сближение: игра «Импульс по кругу», игра «Конверт откровений» 1 13.09. 09.09
3 Игры на сближение «Контакт руками», «Неваляшки», «Веер» 1 20.09. 16.09.
4. Анкета «Мои желания», игра «Цветик – семицветик» 1 27.09. 23.09.
5 Рисуночная методика «Я и мой друг» ДЛЯ ВТОРОГО КЛАССА 1 30.09
II УЧИМСЯ ОБШАТЬСЯ 4 1. Игра на приветствие «Привет сосед!», «Улыбка», «Пожелания веселых пальчиков» 1 03.10. 06.10.
2. Подвижные игры в перемену, Учимся работать в паре 1 17.10. 13.10.
3. Правила общения с друзьями. «Ты и твои друзья». 1 24.10. 20.10.
4. Простое слово «извините» 1 31.10. 27.10.
III ДРУЖБА – ЧУДЕСНОЕ СЛОВО 6 1. Что такое дружба… 1 14.11. 10.11.
2. Игры на сплочение «Комплименты», «Что мне в тебе нравится» … 1 21.11 17.11.
3. Я – друг, настоящий друг 1 28.11. 24.11.
4. Законы дружбы, правила дружной игры 1 05.12. 01.12.
5. Подарок другу своими руками 1 12.12. 08.12.
6. «На чём основано взаимопонимание»- беседа 1 19.12. 15.12.
IV ДОБРУ ОТКРОЮТСЯ СЕРДЦА 5 1. Если добрый ты… 1 26.12. 22.12.
2. Копилка добрых дел 1 16.01. 12.01.
3. Классный час «Ты, да я, да мы с тобой». 1 23.01. 19.01.
4. Добру откроются сердца. 1 30.01. 26.01.
5. Игра – занятие «Передай добро по кругу» 1 06.02. 02.02.
V ПОНЯТИЕ О ТОЛЕРАНТНОСТИ
5 1. Мир и дружба на планете 1 13.02. 09.02.
2. Мы все такие разные 1 20.02. 16.02.
3. Ты и я 1 27.02. 01.03.
4. Вместе дружная семья 1 05.03. 15.03.
5. Если б ты был волшебником … 1 12.03. 22.03.
VI СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ НАШИХ «Я» 4 1. «Что у нас общего?», «Я – индивидуальный», «Выяснение сходства и различий» 1 19.03. 29.03.
2. «Почему мы меняемся», «Возрастные изменения» 1 02.04. 05.04.
3. «Я хороший, я плохой» Тест, игра «Мнения» 1 09.04. 12.04.
4. «Сходства и различия людей» 1 16.04. 19.04.
VII ЗНАКОМСТВО С СОБОЙ
4 1. Какой я 1 23.04. 26.04.
2. Что в имени тебе моем? 1 30.04. 03.05.
3. Посмотрим в зеркало 1 07.05. 10.05
4. Мой портрет 1 14.05. 17.05.
5. Я в различных жизненных ролях 1 21.05. 24.05.
ИТОГО: ДЛЯ ПЕРВОГО КЛАССА 33 ДЛЯ ВТОРОГО КЛАССА 34 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
3 - 4 КЛАССЫ
№
П/П НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ КОЛ-ВО
ЧАСОВ В ТОМ ЧИСЛЕ
ТЕОРИЯ ПРАКТИКА
I ЗНАКОМСТВО. УЗНАЕМ ДРУГ ДРУГА 5 - 5
II УЧИМСЯ СОТРУДНИЧАТЬ 5 1 4
III УВАЖАЯ СЕБЯ, УВАЖАЙ ДРУГИХ
4 2 2
IV Я И ДРУГИЕ. Я ГЛАЗАМИ ДРУГИХ 5 1 4
V ПОНЯТИЕ О ТОЛЕРАНТНОСТИ
5 2 3
VI КАК МЫ РЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ
5 2 3
VII ТОВАРИЩЕСТВО И ДРУЖБА
5 2 3
ИТОГО: 34 10 (29,4%) 24 (70, 6%)
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА I
ЗНАКОМСТВО. УЗНАЕМ ДРУГ ДРУГА
Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия, установление контакта между детьми.
Задачи:
Продемонстрировать варианты знакомства.
Выработать приветствие в группе.
Способствовать психологическому раскрепощению участников в группе.
Занятие №1 «Необычное приветствие», Игра «Ты кто?», Игра «Кто есть кто»
Занятие №2 «Вы не за что не поверите, что» – упражнение, представление, игра «Пусть пересядут те, кто…». «Найди пару» - игра
Занятие №3
Игра «Чувствуем, друг друга», «Взялись за руки», игра «Скучно, скучно так сидеть»
Занятие №4
«Визитка» - упражнение на знакомство. Оформление и представление визиток
Занятие №5
Рисуночная методика «Я и мой друг»
ТЕМА II
УЧИМСЯ СОТРУДНИЧАТЬ
Цель: Развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству.
Задачи:
Оптимизация внутригруппового сотрудничества.
Приобретение позитивного опыта сотрудничества.
Занятие №1
Игра «Живые буквы», игра «Правила ведения беседы
Занятие №2
«Не ссориться и не обижать друг друга»
Занятие №3
«Умение слушать собеседника»
Занятие №4
«Об уступчивости»
Занятие №5
Мы – единая команда
ТЕМА III
УВАЖАЯ СЕБЯ, УВАЖАЙ ДРУГИХ
Цели - дать представление о принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения; обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих: обучить простейшим приемам формирования адекватного поведения.
Занятие №1
«Школа самоуважения» - интерактивная беседа,
Разминка «Правила уважения»
Занятие №2
Прослушивание и обсуждение рассказа В. Осеевой «Просто старушка», инсценировка. Игра «Встреча»
Занятие №3
«Каждый человек достоин уважения»
Занятие №4
Уважать учителя! Как правильно себя вести на уроке
ТЕМА IV
Я И ДРУГИЕ. Я ГЛАЗАМИ ДРУГИХ
Цель: Развитие социально-психологической компетентности ребенка.
Задачи:
Формировать умения общаться.
Формировать позитивный эмоциональный тон общения.
Развитие социального доверия и воспитание новых способов поведения.
Занятие №1
Упражнение «Комплименты»
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца», игра – «Найти друга»
Занятие №2
«Конверт откровений», «Закончи предложение», «Живое ранжирование»
Занятие №3
«Секрет», «Что мне в тебе нравится», «Мнения»
Занятие №4
«Чей это портрет», упражнение «Знакомство с самим собой»
Занятие №5
Я и окружающие, упражнение «Я в различных жизненных ролях»
ТЕМА V
ПОНЯТИЕ О ТОЛЕРАНТНОСТИ
Цель: Развивать толерантное отношение к другим людям.
Задачи:
Формировать терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам.
Формировать готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других.
Организация позитивного опыта толерантного взаимодействия.
Занятие №1
Что такое толерантность?
Занятие №2
Мы все такие разные
Занятие №3
Ты и я, «Сходство и различие наших «Я»
Занятие №4
Мир и дружба на планете, культура разных народов
Занятие №5
Вместе дружная семья, коллективный рисунок «Я и мир»
ТЕМА VI
КАК МЫ РЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ
Цель : формирование у учащихся компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций.
Задачи:
познакомить с понятием «конфликт»;
определить особенности поведения в конфликтной ситуации;
обучить способам выхода из конфликтной ситуации;
снизить уровень конфликтности у детей.
Занятие №1
«Поссорились- помирились», игра «Приятное и неприятное»
Занятие №2
«Как избежать конфликта?» Вырабатываем правила поведения в конфликте
Занятие №3
Уметь прощать - значит быть мудрее
Занятие №4
«Какой я в гневе»
Занятие №5
«Спокойствие, только спокойствие!»
ТЕМА VII
ТОВАРИЩЕСТВО И ДРУЖБА
Цель: Развитие представлений о товариществе и дружбе и умении их поддерживать.
Задачи:
Формирование умений равноправного взаимодействия.
Развитие социальных эмоций сочувствия сопереживания по отношению к сверстникам.
Развитие представлений о товариществе и дружбе.
Занятие №1
Референтометрия - тест
Занятие №2
«Настоящий друг?» Упражнение «Я - друг», Ситуация –проба «Друг выдал вашу тайну»
Занятие №3
«Посмотрим в зеркало», тест «Какой вы друг»
Занятие №4
«Давайте жить дружно!»
Занятие №5 «Мальчики и девочки могут быть друзьями!»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
3 - 4 КЛАССЫ
№
П/П НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ КОЛ-ВО
ЧАСОВ ДАТА
ПРОВЕДЕНИЯ
3 «А»
класс 3 «Б» и 4 класс
I ЗНАКОМСТВО. УЗНАЕМ ДРУГ ДРУГА 5 1. «Необычное приветствие» Игра «Ты кто?», Игра «Кто есть кто» 1 02.09. 01.09.
2. «Вы не за что не поверите, что» – упражнение, представление
Игра «Пусть пересядут те, кто…». «Найди пару» - игра 1 09.09. 08.09.
3 Игра «Чувствуем друг друга»
«Взялись за руки» 1 16.09. 15.09.
4. «Визитка» - упражнение на знакомство. Оформление и представление визиток 1 23.09. 22.09.
5. Рисуночная методика «Я и мой друг» 1 30.09 29.09.
II УЧИМСЯ СОТРУДНИЧАТЬ 5 1. Игра «Живые буквы»
Игра «Правила ведения беседы» 1 06.10. 05.10.
2. «Не ссориться и не обижать друг друга» 1 13.10. 12.10.
3. «Умение слушать собеседника» 1 20.10. 19.10.
4. «Об уступчивости» 1 27.10. 26.10.
5. Мы – единая команда 1 10.11. 09.11.
III УВАЖАЯ СЕБЯ, УВАЖАЙ ДРУГИХ
4 1. «Школа самоуважения» - интерактивная беседа,
Разминка «Правила уважения»
1 17.11. 16.11.
2. Прослушивание и обсуждение рассказа В. Осеевой «Просто старушка», инсценировка. Игра «Встреча» 1 24.11. 23.11.
3. «Каждый человек достоин уважения» 1 01.12. 30.11.
4. Уважать учителя! Как правильно себя вести на уроке 1 08.12. 07.12.
IV Я И ДРУГИЕ. Я ГЛАЗАМИ ДРУГИХ 5 1. Упражнение «Комплименты»
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца», игра – «Найти друга». 1 15.12. 14.12.
2. «Конверт откровений», «Закончи предложение», «Живое ранжирование» 1 22.12. 21.12.
3. «Секрет», «Что мне в тебе нравится», «Мнения» 1 12.01 11.01.
4. «Чей это портрет», упражнение «Знакомство с самим собой» 1 19.01. 18.01.
5. Я и окружающие, упражнение «Я в различных жизненных ролях» 1 26.01. 25.01.
V ПОНЯТИЕ О ТОЛЕРАНТНОСТИ
5 1. Что такое толерантность? 1 02.02. 01.02.
2. Мы все такие разные 1 09.02. 08.02.
3. Ты и я, «Сходство и различие наших «Я» 1 16.02. 15.02.
4. Мир и дружба на планете, культура разных народов 1 01.03. 22.02.
5. Вместе дружная семья, коллективный рисунок «Я и мир» 1 15.03. 14.03.
VI КАК МЫ РЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ
5 1. «Поссорились- помирились», игра «Приятное и неприятное» 1 22.03. 21.03.
2. «Как избежать конфликта?» Вырабатываем правила поведения в конфликте 1 29.03. 28.03.
3. Уметь прощать - значит быть мудрее 1 05.04. 04.04.
4. «Какой я в гневе» 1 12.04. 11.04.
5. «Спокойствие, только спокойствие!» 1 19.04. 18.04.
VII ТОВАРИЩЕСТВО И ДРУЖБА
5 1. Референтометрия - тест 1 26.04. 25.04.
2. Настоящий друг? Упражнение «Я - друг», Ситуация – проба «Друг выдал вашу тайну» 1 03.05. 02.05.
3. Посмотрим в зеркало, тест «Какой вы друг» 1 10.05. 09.05.
4. Давайте жить дружно! 1 17.05. 16.05.
5. Мальчики и девочки могут быть друзьями! 1 24.05. 23.05.
ИТОГО: 34 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗА КУРС ПРАКТИКУМА ОБЩЕНИЯ
Приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения;
О правилах конструктивной групповой работы;
Стремление к коллективной творческой деятельности;
Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни;
Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия;
Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения;
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны;
Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности;
Формирование готовности к преодолению трудностей.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
http://tixonowa.blogspot.ru/search/СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - М., 2005
Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. - М., 2004
Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М., 2003
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 1998
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М., 20051.
Толстых, А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. /А.В.Толстых.– М., 1990.
Юрина, А.А. Основы психологического общения в начальной школе /А.А.Юр
Клюева, Н.В. Учим детей общению /Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. – М.,1997.
Кочетов, А.И. Воспитай себя – этика школьникам /А.И.Кочетов. – М., 1982.