Урок по физкультуре «Круговая тренировка в специальных медицинских группах»

«Круговая тренировка в специальных медицинских группах»

Студенты, выделенные в специальное медицинское отделение на основании некоторых отклонений в состоянии здоровья, требуют особого внимания со стороны преподавателя физического воспитания. Необходимость улучшить здоровье и повысить работоспособность побуждает изыскивать наиболее эффективные методы физического воспитания. Наблюдения показывают, что эта категория студентов имеет недостаточную физическую подготовку, низкую работоспособность и нуждается в улучшении этих показателей.
Задачи расширения функциональных возможностей организма, прироста уровня физических качеств и работоспособности студентов могут быть решены путем совершенствования уже известных традиционных методов преподавания, а также новым содержанием таких форм организации, как круговая тренировка и ее варианты, отличающиеся как по мощности работы, так и по интервалам отдыха.
Материалом для круговой тренировки и ее вариантов служат технически несложные движения из основной, спортивно-вспомогательной гимнастики и других видов спорта.
Методическую основу составляет выполнение двигательных действий с определенной дозировкой, порядком изменения и чередованием с отдыхом. В круговой тренировке удачно сочетаются нормирование нагрузки и ее индивидуализация. Однократная нагрузка избирается в соответствии с ее индивидуально переносимой величиной.
Показателем времени будет выполнение работы без снижения ее качества (темпа, скорости), а готовность к повторной работе будет определяться восстановлением пульса до определенных величин. Интенсивности работ и время у студентов различной моторной подготовленности и состояния здоровья могут варьировать в широком диапазоне.
Планируя круговую тренировку, необходимо определить физическое состояние и способность студента в начале учебного года с помощью специального тестирования.
Организация и проведение круговой тренировки и ее вариантов предусматривает:
1. Составление программы - определение задачи, места в уроке, подбор упражнений, последовательность их выполнения, размещение точек, порядок перехода занимающихся, подготовка карточек занятий (задание для работы на точке).
2. Расчет нагрузка и апробирование программы - разучивание упражнений, определение максимального теста (МТ) по каждому упражнению, количественного состава на станции, индивидуальной нагрузки и пульса, времени прохождения круга и пульса после первого круга.
3. Проведение организационного метода круговой тренировки - управление процессом, консультация и помощь, контроль за выполнением, учет показателей, изменение нагрузки по ходу (по самочувствию ).
Варианты круговой тренировки меняются в течение года в зависимости от задач занятия, в связи с этим определяется и ее место в основной части. К тому же режим работы будет разный: группа А - 30 сек. работы, 30 сек. отдых; группа Б - 20 сек. работы, 40 сек. отдых.
Объективным показателем перехода к выполнению следующего упражнения будет показатель пульса до начала, после выполнения упражнения и круга. Частота сердечных сокращений должна повышаться до 140-160 уд/мин. При хорошем состоянии пульс может доходить до 180 уд/мин. Постоянно измеряя пульс, студент следит за адаптивным процессом сердечно-сосудистой системы к нагрузкам.
Круговая тренировка имеет ряд преимуществ в том случае, если упражнения выполняются в сопровождении ритмичной музыки, а тренировочное занятие проводится в форме соревнований. Круговая тренировка дает возможность точно дозировать нагрузки и обеспечивает хорошую избирательность воздействия на ту или иную мышечную группу.
Применение круговой тренировки повышает эмоциональность и интерес к занятиям. Высокая эффективность метода возможна при постоянном росте профессионального мастерства преподавателя.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

Комплекс №1.
И. п. - ноги врозь, поворота о мячом (руки прямые).
Прыжки на двух ногах с вращением и продвижением скачками вперед.
З. Из упора сзади сгибание и разгибание рук,
Вращение обруча на бедрах.
Бег на месте.
Поднимание рук с гантелями через стороны вверх.
Сед на скамейке продольно, упор сзади, поднимание ног в угол.
8. Вращение обруча на бедрах.
9. Руки за головой, глубокое дыхание

Комплекс №2
1. И. п. - руки внизу с набивным мячом (руки прямые).
1 - руки вверх, мяч над головой, 2 - и. п.
Приседания руки вперед с мячом.
З. Сгибание и разгибание рук в упоре от высокой опоры.
Вращение обруча на бедрах.
При наклоне вперед отведение рук назад с резиновым амортизатором.
6. Прыжки на месте с поворотом на 900 (ноги вместе, руки за головой).
7. И.П. - руки в стороны с гантелями.
1 - руки свести перед собой скрестно, 2 - и.п.
8. И.П. - ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища вправо, влево.
9. Носовое дыхание с шумом на выдохе.

КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ

Улучшение уровня физического воспитания студентов специального медицинского отделения во многом зависит от систематического контроля за физическим развитием, физической и функциональной подготовленностью на всех этапах обучения, а также от анализа динамики результатов в течение каждого учебного семестра и года, что облегчает аттестацию, но физическому воспитанию.
Способности организма человека к восстановлению и компенсация нарушенных функций очень велики. Особенно удивительны компенсаторные функции центральной нервной системы. И студентам необходимо знать возможности своего организма, чтобы противостоять болезням и сделать жизнь наиболее активной и полноценной. Систематические самонаблюдения приучают рационально, с большим эффектом использовать физическую культуру для сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности.
На старших курсах студенты уже могут грамотно вести дневники самоконтроля (приложение 1). Единая форма записи дневника и результатов контрольных обследований помогает быстро ориентироваться самому студенту и преподавателю при проверке, вносить сведения на уроке.
Данные физического развития и функциональные возможности по отдельным показателям определяются при обследовании и заполняются студентами под контролем преподавателя после предварительного объяснения расчетных величин.
Данные о физической подготовленности заполняются со слов преподавателя на основании протокола результатов контрольных занятий. В зависимости от задач обучения количество показателей исследований может быть разное.


ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ

Учащийся _______________________________
Группа ____________
Курс ______________
Специальность ___________________________
Год рождения _________
Диагноз __________________________________
Дата заполнения ______________

Дневник заполняется в форме тетради, все показатели вносятся на каждом занятии, а пробы – по семестрам (с 1 по 4 курсы).
№ п/п
Показатели
Год, семестр




Число,
месяц








1
Самочувствие









2
Питание в течение дня









3
Сон (час)









4
Настроение









5
Желание заниматься









6
Активность









7
Пульс исходный









8
Пульс максимальный









9
Пульс после занятий









10
Проба Ромберга









11
Проба Ромберга после занятий


















13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915