Урок по биологии на тему Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения (8 класс)


Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения.
(биология 8 класс)
Берлизова Е. В., Алакольская средняя школа
с. Камыскала Алматинская область.
Задачи урока:
образовательные: дать представление о кровообращении, ознакомить учащихся с большим и малым кругами кровообращения; организовать деятельность учащихся к самостоятельному применению знаний и умений в разнообразных ситуациях.
развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, личностно-смысловые отношения к изучаемой теме, умение работать в группе.
воспитательные: воспитывать навыки здорового образа жизни.
Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный.
Оборудование: таблички с названием команд «Лейкоциты», «Эритроциты»; тексты с ошибками и эталонами ответов; карточки с заданиями; жетоны красного, синего, желтого цветов; памятка с критериями оценок; схема.Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок – самооценка знаний.
Ход урока
I Организационный момент
Деление класса на две команды:
1 команда «Лейкоциты»
2 команда «Эритроциты».
II Вступительное слово учителя
Настрой на работу. Я буду произносить фразы вслух, а вы повторяйте про себя:
- Я сижу на уроке биологии
- Я внимательный ученик
- У меня хорошая память
- Я готов слушать объяснения учителя.
А теперь посмотрите все на меня, начинаем урок биологии, по теме: «Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения». На уроке мы проверим и осмыслим знания, умения, навыки по изученным темам в форме различных заданий. Работать будем в группах. Урок – самооценка знаний. В ходе урока вы будете самостоятельно давать оценку деятельности своей команды после каждого задания:
- если вы считаете, что ваша команда отлично справилась с заданиями берете жетон красного цвета;
- если вы считаете, что ваша команда хорошо справилась с заданием, то выбираете жетон желтого цвета;
- если вы не справились с заданиями, то выбираете жетон синего цвета.
III Контроль знаний
«Дерево знаний»
Вспомните основные понятия и термины по пройденным темам «Сердечно - сосудистой системы» и составьте дерево знаний. Для этого на столах у вас имеются маленькие липкие листочки. На одном листочке пишите одно понятие. На работу вам отводится 2 минуты, после этого каждый участник команды выходит к доске дает определение термину и прикрепляет его к дереву знаний.
Посчитаем, кто больше написал терминов.
А теперь дайте самооценку своей команде. Выберите соответствующий жетон.
«Цифровой диктант»
В тетрадях каждый ученик записывает, что означает каждая цифра показанная учителем на карточке.
1) I, II, III, IV
2) 250-350 грамм
3) 120 дней
4) 0,8 секунд
5) 6-9 тыс. в 1мм3
6) 5 млн. в 1мм3
7) 90-92%
8) 60-70 раз в минуту.
Оздоровительная минутка.
Все встали, сделаем упражнения на улучшение внимания и кровообращения
1) хлопки (учитель делает хлопки в хаотическом порядке, учащиеся повторяют под музыку);
2) руки на пояс, к плечам, к ушкам, к голове, в обратном порядке (ученики повторяют под музыку)
«Найди ошибку» (2 минуты)
Выявить допущенные ошибки в предложенном тексте.
Текст:
Лейкоциты.
Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их содержится от9 до 15 тыс. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки, способные нейтрализовать любую инфекцию.
2 Эритроциты.
Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. Это - клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. Основная функция эритроцитов – транспорт газов.
Вот вам эталон с правильными ответами, проверьте свою работу.
Сколько нашли ошибок?
Дайте самооценку своей деятельности. Эталоны ответов:
Лейкоциты.
Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их содержится от 9 до 15 тыс. (6-9тыс ) Как и эритроциты, лейкоциты не способны (способны) самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки, (вещества) способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию.
2 . Эритроциты.
Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5млн). Это - клетки шаровидной (двояковыгнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке(красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге(селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт газов.
Моделируем рисунок.
По схеме строение сердца подписать, что означают цифры (3 минуты). Дайте самооценку своей деятельности.
IV Изучение нового материала
Рассказ учителя
У человека кровь движется по двум замкнутым системам сосудов – большому и малому кругами кровообращения.
Большой круг кровообращения. Он начинается в левом желудочке сердца, куда из левого предсердия поступает артериальная кровь. При сокращении сердечной мышцы артериальная кровь из левого желудочка поступает в аорту и направляется ко всем органам и тканям, включая сердце.
Движение крови от левого желудочка ко всем органам и тканям к правому предсердию получило название большого круга кровообращения.
Малый круг кровообращения. Движение крови от правого желудочка в легкие, а оттуда к левому предсердию получило название малого круга кровообращения (схема).
V Закрепление1 Установите соответствие.
Какие сосуды и отделы сердца относятся к большому кругу кровообращения и малому кругу кровообращения.
Задание на карточках.
Малый круг кровообращения А) левое предсердие
Б) легочные капилляры
В) легочные вены
Г) легочные артерии
Д) правый желудочек
Е) аорта
Ж) верхняя полая вена
З) нижняя полая вена

Большой круг кровообращения А) левое предсердие
Б) легочные капилляры
В) легочные вены
Г) легочные артерии
Д) правый желудочек
Е) аорта
Ж) верхняя полая вена
З) нижняя полая вена
Составить схемы большого и малого кругов кровообращения.
Дать самооценку своей деятельности.
VI Подведение итогов
Рефлексия
Посмотрите какого цвета жетоны преобладают в вашей коллекции?
Довольны ли вы своей работой на уроке?
Выставление оценок за урок.
VII Задание на дом
Параграф 38 стр. 124-126
Выполнить задание 2 на стр. 126.
Своя игра (интеллектуальный конкурс)
Цель: 1. Проверить знания учащихся по географии, химии, биологии и другим предметам. 2. Развивать кругозор учащихся, логическое мышление, смекалку. 3. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, интерес к предметам естественных наук.
Ход мероприятия:
Игра проводится в три раунда, в каждом раунде по три темы и четыре вопроса за определенные баллы. В конкурсе принимают учащиеся 8-11 классов, по одному представителю от каждого. В финале предлагается шесть тем, участники по одной теме исключают, в итоге остается одна тема. По этой теме задан один вопрос, который решит исход игры.
Представление жюри.
1 раунд
Страны мира 50 100 200 300
Земля 50 100 200 300
Человек 50 100 200 300
Вопросы 1 раунда
«Страны мира»
50 - Какую страну зовут страной восходящего солнца? (Япония)
100 – Назовите страну с самой большой численностью населения
200 – Назовите самое популярное транспортное средство Вьетнама
300 – В каком итальянском городе больше всего мостов? (Венеция)
«Земля»
50 – Какова длина экватора? (кот в мешке)
100 – Внутреннее строение земли
200 – Радиус ядра земли (3500км)
300 – На сколько сантиметров ежегодно смещаются литосферные плиты? (2-5)
«Человек»
50 – Наука, изучающая внутреннее строение человека? (анатомия)
100 – Назовите органы пищеварения
200 – В народе говорят «шестое чувство», назовите известные пять органов чувств
300 – Какую функцию выполняют эритроциты? (вопрос-аукцион)
2 раунд
Элемент 300 400 500 600
Животные 300 400 500 600
Казахстан 300 400 500 600
Вопросы 2 раунда
«Элемент»
300 – Назовите щелочные металлы
400 – Металл в солях – опора многих, а нас без него не носили бы ноги (кальций)
500 – Назовите химические элементы, носящие названия стран (германий, франций)
600 – Элемент, название которого переводится с греческого как «фиолетовый».
«Животные»
300 – Это животное символ РК (снежный барс)
400 – Черепахи служат символом медлительности, растут они всю жизнь и достигают гигантских размеров. Сколько лет живут черепахи? (100)
500 – Какое морское животное живет в самом большом озере Казахстана. Это единственный представитель ластоногих в нашей стране ( каспийский тюлень)
600 – Это парнокопытное животное живет в пустынях и полупустынях нашей страны, точнее когда-то жило. Сейчас эта грациозная газель занесена в Красную книгу Казахстана. Специально для охраны этого животного созданы заповедники, заказники (джейраны)
«Казахстан»
300 – Назовите год утверждения Независимости РК (вопрос аукцион)
400 - Где найден Золотой человек? (в районе поселка Иссык Алматинской области)
500 – Продолжите пословицу «Человек без Родины, что соловей без …» (песни)
600 – Какому городу Казахстана вручена медаль «Город мира»? (Астане)
3 раунд
Символика 700 800 900 1000
Ученые мира 700 800 900 1000
Традиции Казахстана 700 800 900 1000

Вопросы 3 раунда
«Символика»
700 – Назовите атрибутику государственности (герб, гимн, флаг)
800 – Год появления нового гимна РК? (2006) (кот в мешке)
900 – Символ кочевой цивилизации – отчего дома, Родины (шанырак)
1000 – Символ олицетворения счастья и богатства на флаге Казахстана (солнце)
«Ученые мира»
700 – Первый казахский просветитель и ученый, путешественник, этнограф (Ш. Уалиханов)
800 – Кто из ученых России является основоположником космонавтики? (К. Э. Циолковский)
900 – Ученый России, который пешком добирался до Москвы, чтобы учится в университете? ( М. В. Ломоносов)
1000 – Ученый являющийся основоположником микробиологии в Казахстане? (Айтхожин)
«Традиции Казахстана»
700 – Денежное и прочее пожертвование (садана)
800 – подарок ребенку дочери (жиенкуырык)
900 – обычай дарить небольшие подарки за впервые увиденную вещь или обнову (байгазы)
1000 – гостинцы, которые привозит своим близким и знакомым человек, вернувшийся из далекой поездки (базарлык)
Финал
Самые-самые: назовите самые экологически чистые страны (Финляндия, Норвегия, Швеция)
Что в имени твоем? Что означает казахское имя Искандер (побеждающий), назовите русское имя по смыслу подходящее (Виктор)
Птицы наши друзья: Назовите птицу которая высиживает яйцо на весу (пингвин)
Семиречье: Любить родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Назовите реки, которые протекают по территории нашего края Жетысу.
Садовые культуры: Самая распространенная в нашей республике плодовая культура. Хорошо приспосабливается к различным условиям, имеет вкусные и полезные плоды (яблоня)
Астана:
Средь ковыльных степей,
Средь пшеничных полей,
Где ишимская плещет волна,
Встал ты, город мечты,
Город нашей судьбы,
Город нашей любви, Астана!
Каждый год всемирная организация ЮНЕСКО присуждает премию самому миролюбивому городу на земле и вручает медаль «Город мира». В каком году, наша столица была удостоена этой награды? ( в августе 1999г)
Объявление итогов. Сегодня вы показали знания по предметам естественных наук, а также мы охватили и другие темы. Знания – лучшее оружие!
Я благодарю всех, кто принял участие в интеллектуальном конкурсе «Своя игра», удачи и успехов вам!