Разработка урока по окружающему миру в 4 классе на тему Пустыни
Природные зоны России. Пустыни. 4-й класс
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Любовь Алексеевна , учитель начальных классов
Цели урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь, ознакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром ,деятельностью людей.
Задачи урока.
Создать условия для формирования у учащихся представлени я о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире, раскрыть ее экологические проблемы.
Развивать умение работать с географической картой, дополнительной литературой. Развивать мышление, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе; умение выслушивать мнение товарища.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование : карта природных зон ,электронное приложение к учебнику , карточки для работы в группах, кроссворд , гербарий , атлас- определитель , энциклопедия «Я познаю мир. Растения .»
Ход урока
1. Организационный момент
- Покажите тот кружок, с цветом которого совпадает ваше настроение.
Зелёный (спокойно на душе).
Синий (что-то беспокоит, тревога).
Желтый (мне тепло, хорошо, комфортно, интересно).
2 Проверка домашнего задания .
А)-Тест “Зона степей”
Б )-.Работа в парах.
-Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3 ,4 на с.54 рабочей тетради.(Ученики проверяют ,правильно ли наклеены рисунки растений ,подписаны рисунки животных.)
-Сообщенния учащихся
-Кто хочет поделиться своими научными открытиями о растениях и животных степи (Заслушать сообщения)
В)Конкурс рисунков на тему «Какой я представляю себе степь» (Ученики с рисунками выходят к доске , кратко комментируют свои работы)
Г)Кроссворд.
(Работа в группах)
-Разгадайте кроссворд и в выделенных клетках прочитай те название растения)
1)Луковичное растение с крупными красивыми цветками , имеющими форму бокала.(Тюльпан) 2) Небольшой грызун с развитыми защёчными мешками , живущий в норах и собирающий в них большие запасы зёрен.(Хомяк) 3)Животное из отряда грызунов , наносящий большой вред посевам. (Суслик) 4)Травянистое степное растение с собранными в пушистые метёлочки цветками(Ковыль) 5)Непосеянное не взойдёт (Зерно) 6) «Не в ту значит не в том направлении ехать , невпопад отвечать» (Степь)
3. Актуализация опорных знаний.
Постановка проблемы, учебных задач.
- Ребята, мы с вами сегодня продолжаем научно-исследовательскую экспедицию по природным зонам России.
Сегодня мы с вами отправимся туда,Где много солнца и не видна вода.Юго-запад России раскроет тайны нам,Узнаем, что за звери обитают там,Какие растения там растут,Почему так природную зону зовут.
-Знаете ли вы ,что на Земле есть место ,где в летний день стоит нестерпимая ,изнуряющая жара ,а ночью температура падает до нуля градусов ,осадков выпадает очень мало ,а местами дождей не бывает несколько лет подряд . Дождь испаряется не достигнув земли.
Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно .Существуют миражи-призрак чего-либо (оптический обман зрения)
- О какой природной зоне идет речь?
- Верно, о пустыне. Сформулируйте тему урока и поставьте задачи.
- Что Вы представляете, когда говорят “ пустыня”? (Жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок)
4. Объяснение нового материала.
- Вот как описывается пустыня в стихотворении:
Солнечный, жаркийЖелтый поток - Льется в пустынеНа желтый песок.В воздухе желтом иПлотном, как мед,Желтая птица неслышно плывет.
- Что вы представляете, когда слышите слово пустыня? От какого слова произошло слово “пустыня”? (От слова “пусто”)
Работа со словарем.
1. “Пустыня” Обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё.
2. Безлюдное необитаемое место.
- На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? К этому вопросу мы вернемся в конце урока.
В энциклопедическом словаре: “пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыни сомкнутого покрова”.
а) Географическое положение и климат пустыни.
Рассказ учителя.
- Пустыня на карте обозначена желто-оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона.
-От какого слова произошло слово «пустыня»? (От слова «пусто»)
- Какое лето и зима в пустыне?
- Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до + 70°С, а ночью прохладно, потому, что песок и глина быстро остывают. Зима суровая – до минус 12°С, длится 2-3 месяца.
- Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханы, которые постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые и каменистые. Между Каспием и Амударьёй находится большая пустыня Каракумы.
5. Физкультминутка. (К речке быстро мы спустились)
6. Продолжение работы над новым материалом.
Работа в группах. Исследовательская деятельность.
- Первая группа - ботаники, вторая - зоологи и третья – экологи, вам предстоит провести свою научную исследовательскую работу.
- У вас на столах карточки, иллюстрации, учебники , гербарий.Я вам даю время на сбор информации о растительном и животном мире пустыни, об экологических проблемах этой зоны, после чего вы поделитесь своими знаниями.
Материалы для ботаников: гербарий, рисунки с изображением растений, учебник (страницы 122, ), ,атлас-определитель
“Материалы для ботаников”
1. Общая особенность растений: корни_______________, стебель , листья____________ из-за того, что не хватает ________.
2. Индивидуальное приспособление к природным условиям:
- верблюжья колючка,
- джузгун,
- колосняк.
3.Значение в природе.
Материалы для зоологов: рисунки различных животных, населяющих пустыни, материал учебника (страницы 122–123).,энциклопедия «Я познаю мир. Животные .»
Карточка:
1) приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
2).Перечислить животных.
Дать характеристику:
- ящерица-круглоголовка,
- сайгаки,
- тушканчики,
- верблюд.
3)Значение в природе.-
Материалы для экологов: иллюстрации жизни в пустынях, учебник (стр. 123–124).
Карточка:
1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.
Рассказ группы ботаников.
Растения пустыни.
Особенность растений пустыни в том ,что они должны как меньше испарять влаги добывать воду на большой глубине или иметь свой большой запас воды . - Растения в пустыне не образуют сплошного покрова, как в степи, а растут редко, далеко друг от друга.
Верблюжья колючка.
- Одни из самых известных растений пустыни - верблюжья колючка. Ее корни проникают на глубину почти на 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому все лето, даже в самый жаркий зной, верблюжья колючка ярко-зеленая. Несмотря на то, что она такая колючая, ее очень любят верблюды.
Саксаул.
- Кустарники или небольшие деревья (высотой 1,512 м). Корневая система мощная, уходящая на 10-11 м.
Джузгун.
-Это небольшой кустарник. Интересно, что у этого растения (кустарника) роль листьев играют зеленые веточки. Плоды джузгуна очень легкие, поэтому ветер переносит их на большие расстояния.
Учитель: Спасибо уважаемые ботаники! Но обратите внимание и на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул. А вот как пустыня выглядит весной. В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами.
Рассказ группы зоологов.
Животные пустыни.
Большинство животных пустыни некрупные , потому что им негде спрятаться от хищников.Окраска под цвет песка - это маскировка. Большинствр животных ведут ночной образ жизни , когда спадает жара.Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборепищи животные неприхотливы. Чтобы найтиводу , они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.
- В пустыне встречаются различные представители животного мира.
- Каждое животное пустынь по-своему интересно. Среди представителей животного мира можно встретить:
Тушканчик.
Вот, к примеру, тушканчики. Задние ноги у этих грызунов длинные и очень сильные. С их помощью тушканчики бегают прыжками. Да еще как! Его прыжки достигают 3 метров. Это в 20 раз больше, чем длина его тела. Во время прыжков тушканчик усами ощупывает поверхность впереди себя - чтобы знать, куда приземлиться. Длинный хвост помогает удерживать ему равновесие. Тушканчик- ночное животное.
Верблюды.
- Верблюдов по-другому еще называют “Караваном пустыни”, потому что они являются самыми выносливыми животными пустыни. В пустыне без них не обойтись.
( Послушаем рассказ о верблюде)
Сайгак.
- Более крупное животное - сайгак. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Могут очень быстро бегать - со скоростью до 80 километров в час!
Другие животные.
- Среди представителей пресмыкающихся: черепах, ящериц и змей, - особенно опасен укус эфы – представителя самых ядовитых змей-гремучников.()
- Какое время года самое благоприятное для живых организмов? Почему?
- Самое благоприятное время года - весна, когда природа расцветает, насыщается водой. Весна длится всего месяц, и начинается жаркая пора. Поверхность земли нагревается днем до 70°, а температура в тени - выше 40°. Правда, ночи прохладные, поэтому песок быстро остывает.
Учитель: Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц - это потому, что птицы плохо переносят жажду.
Рассказ группы экологов.
Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки. Для сохранения природы в 1990 году в республике Калмыкия создан заповедник “ Черные земли”.
Аральское море.
- Здесь было когда-то голубое полноводное море, но из-за вмешательства людей море обмелело, а за тем и пересохло, и только корабли, вросшие в песок, напоминают людям об этом.
Учитель: Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.
А сейчас давайте послушаем сообщения ,которые подготовили ребята к сегодняшнему уроку:
-Рассказ об удивительном животном пустыни –верблюде.
- Рассказ о змеях пустыни.
7. Закрепление изученного.
Игра «Узнай меня «
1.Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке ,
По колючкам босиком
Кто идёт с горбом мешком? (Верблюд)
2. Лапки кенгуру ,тельце мыши , уши осла ,а хвост льва . (Тушканчик)
3. Я-пища «корабля пустыни «(Верблюжья колючка)
4. Я – ростом невелик ,мои листья –зелёные веточки , своими корнями удерживаю пески. (Джузгун)
5.Я очень красива , у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.(Ящерица-круглоголовка)
6.Мой ствол как камень .Весной я красавец .А листья мои тонкие ,как вязальные спицы.(Саксаул) :
(Работа в тетради )
Работа с СД
(Просмотр презентации)
Подумайте и ответьте на вопрос почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?
Солнце – хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию прямые лучи , так как пустыни лежат близко к экватору Ветер тоже хозяин, т.к. там почти нет деревьев и ничто ему не препятствует.
-Какова была цель урока? Достигли мы её? (высказывание детей)
-Что я нового сегодня узнал на уроке?
-За что я похвалил бы себя на уроке?
Рефлексия
(Оценивание работы группы)
-Смогла ли ваша группа справиться с заданием?
-Что помогло?
Что помешало?
-Кого из ребят вашей группы вы могли бы назвать сегодня лучшими исследователями?
V. Домашнее задание.
- Стр.122-131.
- Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”.
- Выполнить задание №2.стр 125