Конспект урока по окружающему миру Пустыни

конспект «открытого» урока по окружающему миру.
Тема: «Пустыни»
Класс: 4 «А»
Учитель: Туманова Светлана Дмитриевна
Тип урока: углубление в тему
Форма урока: урок - исследование
Место урока в системе знаний: урок № 18 в разделе «Природа России»
№ 8 (10 часов).
Технологии: исследовательская, развивающая, с элементами ТРКМ
Цели:
обучающая: сформировать у учащихся понятие «пустыня»; учить выделять главное, применять полученные знания на практике; уметь излагать материал
развивающая: формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира; развивать интеллектуальные способности, потребность к познанию, самостоятельность и творческую активность
воспитывающая: воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать.
Оборудование: проектор, компьютер, географический атлас, хрестоматия «Хочу все знать», словари, учебные справочники, учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1. А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова.
Ход урока:
Организационный момент. –1 мин.
- Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать.
В путешествиях многое можно узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
Сообщение темы и целей урока. – 3 мин.
- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам надо разгадать кроссворд.











- Молодцы, вы узнали название природной темы, по которой сегодня нам предстоит путешествовать, узнать об ее особенностях, животном и растительном мире и о том, какие экологические проблемы пустыни могут возникать.
Вопросы к кроссворду:
«Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метелки шалфея, и маки и много-много других».
В какой экосистеме мхи и лишайники являются главными «кормильцами».
Над рекой широкой
Сумраком покрыт.
В тишине глубокой
густой стоит.
Зона ледяных пустынь.
Средний ярус в лесу.
Снега копытами касаясь,
Ходит по тундре красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Наука о взаимодействии живых организмов с нашим общим домом – природой.
Ключевое слово: пустыня.
Проверка знаний. – 5 мин.
- Перед тем, как продолжить изучение природных зон, а именно изучение пустыни, мы должны убедиться, что хорошо знаем особенности других природных зон, о которых мы говорили ранее. Давайте все вместе заполним таблицу. (Таблица на слайде). А следить за правильностью заполнения будут наши консультанты.

Арктика
Тундра
Лесная зона
Степь

Географическое положение





Климатические условия





Растительный мир





Животный
мир





Деятельность человека






(Класс на уроках окружающего мира делится на 4 группы: географы, ботаники, зоологи, экологи. В каждой группе выбирается консультант, который является ведущим в организации работы.)
- Если мы правильно заполним таблицу, то сможем полюбоваться видом этих природных зон.
- Что же мы знаем об этих природных зонах, каковы их особенности?
(Коллективное заполнение таблицы при помощи групп).
(По мере заполнения таблицы, учитель показывает слайды).







(Слайд 1. Арктика.) (Слайд 2. Тундра.)





(Слайд 3. Лес.) (Слайд 4. Степь.).
Физ. минутка. – 1 мин.
По родному краю дружно мы шагаем. (Ходьба на месте)
Справа от нас зеленый луг, (поворот)
Слева находится лес. (Поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку – скок. (Прыжки)
Сова крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух. (Махи руками)
Солнце над деревьями светит нам, (повороты головы)
Мы рады ягодам и грибам. (Наклоны)
Введение в тему. – 1 мин.
- Покинув ледяные просторы Арктики, холодную тундру, приветливые леса и степное раздолье, мы с вами оказались на самом юге России, а точнее на юго-западе.
Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
- Вот как выглядит пустыня.
(Показ слайда).





(Слайд 5. Пустыня.).
- Пустыня – это желтое и голубое. Желтое – пески под ногами, везде, куда упадет взгляд и еще дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыни такое же необъятное, как пески. Пески, небо, земля, опаленная солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары – вот такая пустыня.
6. Изучение нового материала. 15 мин.
а) работа в группах
- Изучать пустыню мы будем по плану:
Границы зоны.
Поверхность в пустыни.
Климат.
Растительный и животный мир.
Население, деятельность людей.
Охрана природы.
- Каждая группа, используя текст учебника, хрестоматию «Хочу все знать», словари, наши справочники подготовят рассказ о пустыни.
1 группа – географы.
Задание: При помощи атласа попробуйте определить границы зоны пустынь. Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? Не забудьте исследовать поверхность пустынь.
2 группа – ботаники.
Задание: Используя текст учебника, подготовьте краткое сообщение о том, какова же будет растительность в пустыни.
3 группа – зоологи.
Задание: Используя иллюстрации и текст учебника, ответьте на вопрос: «Верно ли утверждение: «Пустыня – мертвая местность»?
4 группа – экологи.
Задание: выявите экологические проблемы пустыни и пути их решения. В это вам поможет текст учебника.
б) выступления детей
(После подготовки – выступление от каждой группы. Во время выступления детей учитель показывает слайд - таблицу).

Пустыня

Географическое положение
Расположена на юго-западе нашей страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона.

Климатические условия
Лето в пустыни жаркое: поверхность нагревается днем до +70°, а в тени выше 40 градусов. Ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.
В пустыни мало выпадает осадков, лето длится 5 месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12° и длится 2-3 месяца.

Растительный мир
Верблюжья колючка, колосняк, джузгун, кактус, саксаул, песчаная осока, солянка, песчаная акация

Животный
мир
Верблюд, змеи, ящерицы, кулан, пустынный хорек – перевязка, земляной зайчик, джейран.

Деятельность человека
Скотоводство и земледелие на орошаемых территориях

Экологические проблемы
Неумеренное орошение.
Выпас скота.
Браконьерство.

7. Закрепление изученного материала. – 6 мин.
- Чтобы закрепить наши знания, предлагаю вам составить «синквейн». Сначала каждый
работает самостоятельно, а затем вместе в своих группах. Лучший «синквейн», по-вашему, мнению, вы озвучиваете.
(Рекомендации по составлению «синквейна» всегда находятся у учащихся в учебнике).
Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, т.е. слово, отражающее суть темы.

(Ответы детей. Например: Пустыня.
Необъятная, песчаная.
Печет, обманывает, завораживает.
Жарко и хочется пить.
Природная зона.
8. Рефлексия. - 1 мин.
- Закончите, пожалуйста, фразу: Сегодня на уроке я:
Научился
Было интересно
Было трудно
(Те, учащиеся, которые желают вслух озвучить свою фразу – высказываются).
9. Выставление оценок. – 1 мин.
(Оцениваются те учащиеся, кто составил лучшие «синквейны», кто активно и результативно работал на уроке).
10. Домашнее задание. – 1 мин.
-Нарисуйте пустыню так, как вы ее себе представляете. Думаю, что это задание будет вам всем интересно, ведь фантазия человеческая безгранична.
Разноуровневое задание: 1 уровень: назвать отличительные признаки пустыни;
2 уровень: рассказать о растениях и животных пустыни, занесенных в Красную книгу;
3 уровень: рассказать об экологических проблемах пустыни и как их можно предотвратить.
(Проводится инструктаж по выполнению домашнего задания, обращая внимания на различные уровни сложности).
- Спасибо всем за работу!










13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

п

у

с

т

ы

н

я

е

ь

т

с

1.

2

т

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

д

р

а

е

л

3

к

р

а

4

и

к

а

и

л

о

г

О
о

к

э

7

т

с

у

к

5

е

л

ь

6

о

н



Root Entry