Литературная викторина По дорогам сказок


Викторина «По дорогам сказок»
Цели: обобщить знания по теме «Сказки»; дать понятие о трех видах сказок; научить любить сказки, вызвать у детей положительные эмоции, развивать фантазию, воображение.
Ход викторины
Класс делится на три команды. Внук и бабушка ведут викторину (внук – ученик, бабушка – воспитатель.)
Внук. Бабушка, расскажи мне сказку.
Бабушка. А какую хочешь сказку, внучек?
Внук. Бабушка, а разве сказки бывают разные?
Бабушка. Есть сказки волшебные. Они могут все. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара.
Внук. А есть еще сказки про зверей.
Бабушка. Правильно, но в них нет волшебных превращений.
Внук. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой.
Бабушка. А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.
Внук. Бабушка, а почему А. С. Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Бабушка. Сказка – ложь оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.
Внук. Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее.
Бабушка. Внимание, ребята, начинаем увлекательное путешествие по дорогам сказки.
(Звучит музыка. Первая команда загадывает сказку.)Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Бабушка. Кто угадал, какая это сказка? Назовите автора.
(Первая команда инсценирует сказку «Снегурочка». Вторая команда загадывает свою сказку.)Как в сусеки он попал,
Как перо свое проспал,
Как хитро поймал жар-птицу,
Как похитил он девицу.
(Инсценировка сказки. Третья команда загадывает сказку.)Пристают к заставе гости,
Царь зовет к себе их в гости.
Чуда дивных там три есть,
Что не можно глаз отвесть.
Бабушка. Вы, ребята, очень хорошо подготовились. Умеете слушать, читать, пересказывать, инсценировать сказки.
А сейчас отгадайте к р о с с в о р д № 1.
1 2 3 4 1. Жилище Бабы-Яги.
2. Имя мальчика, которого унесли гуси-лебеди.
3. Второе название скатерти.
4. Отчество дочери Кощея Бессмертного.
О т в е т ы.
1. Избушка, 2. Иванушка. 3. Самобранка. 4. Кощеевна. Ключевое слово – «баба».
Теперь отгадайте к р о с с в о р д № 2 и по ключевым словам двух кроссвордов определите имя героини многих народных сказок.
1 2 3 1. Кто из обитателей болот стал женой царевича?
2. С помощью какого инструмента Коту удалось спасти Петуха?
3. Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полеты.
О т в е т ы. 1. Лягушка. 2. Гусли. 3. Ступа. Ключевое слово – «Яга».
(Всех, кто удачно отвечал, Бабушка награждает волшебными «цветиками-семицветиками».)
Бабушка. Продолжаем нашу викторину «По дорогам сказки».
З а д а н и е: назовите сказку по отрывку из ее текста или ответьте на вопросы.
1. Иван-Царевич говорит ей: «Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу».
2. Отвечает Золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом. Будет вам новое корыто».
3. Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
4. Часы пробили полночь. Она вскочила и порхнула, как птичка.
5. Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?
6. Вот мудрец перед Додоном Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
7. Кто послал телеграмму: «Я от дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро буду у вас.»?8. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
9. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца.
10. Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.
(Команды, набравшие больше очков, награждаются книжками-малышками.)
Бабушка. А сейчас проведем сказочный аукцион. (Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает.)
1. Как начинается сказка К. И. Чуковского «Тараканище»?
2. Какие три желания исполнила лягушка?
3. Что потеряла Золушка?
4. Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрение? (Кай.)
5. Как начинается сказка К. И. Чуковского «Мойдодыр»?
6. В какой сказке А. С. Пушкина герой разговаривает с месяцем?
Подведение итогов.