Разработка урока на тему: «СПИД – болезнь века»












Разработка урока на тему:
«СПИД – болезнь века»
















11 класс

Эпиграф:
Здоровье народа превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь,
Никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз.
Абай



















Тема урока: «СПИД – болезнь века»
Цель урока:
сформировать у учащихся необходимые знания о существующей проблеме современности - ВИЧ/СПИДе и личной ответственности за свое поведение.
предотвратить распространение среди учащихся ВИЧ – инфекции
формировать у учащихся убеждения в том, что проблема ВИЧ/СПИДа касается каждого из нас.
Задачи урока:
1. Показать учащимся темпы распространения ВИЧ/СПИДа.
2. Акцентировать внимание учащихся на том, что более половины случаев ВИЧ/СПИДа в мире приходится на подростков и молодежь.
3. Показать, что основными причинами ВИЧ- инфицирования подростков и молодежи является опасная поведенческая практика, включающая употребление наркотиков и опасный секс.
4. Обеспечить учащихся информацией в доступной форме, дать подробное представление о том, что такое ВИЧ /СПИД – посредством видеопрезентации.
5. Убедить учащихся, в необходимости раннего познания проблемы, что позволит правильно осознать опасность болезни и личную ответственность каждого человека за свое здоровье.
6. Создать условия для одновременного получения информации и обсуждения неясных моментов, с тем, чтобы закреплять полученные знания, формировать навыки поведения.
8. Формировать мотивации к сохранению собственного здоровья и здоровья своего партнера, в том числе через ответственное сексуальное поведение.
9. Обучить учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья.
10. Воспитать у учащихся ценностное отношения к своему здоровью, здоровью своих близких и человеческой жизни.

Ожидаемый результат:
1) учащиеся осознают необходимость борьбы со СПИДом;
2) учащиеся поймут важность информированности молодежи о проблемах, связанных со СПИДом;
3) учащиеся проникнутся ответственностью за своё здоровье и здоровье окружающих людей, а также сочувствием к больным СПИДом.

Подготовительная работа к уроку:
Подбор материала и создание видеопрезентации по проблеме урока
Подбор музыки для музыкального сопровождения урока.

Оформление:
1. Плакаты с высказываниями по теме урока:
Наш девиз везде и всегда:
СПИДу – нет!
Здоровому Образу Жизни – да!

Привычка – тиран людей. / Шекспир.
Хороший человек должен беречь себя. / М.Горький.
Здоровье народа – богатство всего, богатство земли не заменит его. / Д.Жабаев
Знать свой изъян – первый шаг к здоровью. / Эпикур.
Кто к себе суров, тот и здоров. / Шекспир.
2. Столы и стулья в кабинете расставлены по кругу для проведения тренингов с учащимися и их последующего обсуждения.
3. На стенде оформлена выставка книг о проблемах ВИЧ/СПИД

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ученическая доска, мел, маркеры, листы бумаги, плакаты.

План урока:
Вступительное слово учителя. Слайдовая презентация (1 – 6 слайд)
2. Тест «Что Вы знаете о СПИДе?» Слайдовая презентация (7 –13 слайд)
Тренинговое упражнение «Ценности» Cлайдовая презентация (14 – 20 слайд)
Слайдовая презентация (20 – 24 слайд). Заключительное слово учителя.

Уровни усвоения:

Представление
Формировать представление учащихся о происхождении вируса иммунодефицита человека, о способах его передачи, течении болезни, способах защиты и мерах профилактики.
Формировать представление о том, что распространение ВИЧ – инфекции приобрело масштабы эпидемии, которая может затронуть любого человека.


Отношение
Формировать активную позицию в пропаганде здорового образа жизни

Стратегия поведения
Формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с возможностью заражения ВИЧ – инфекцией.



Содержание урока
Формы и методы изучения

Вводная часть
Актуализация представлений учащихся о ВИЧ/СПИДе

Вводная часть
Вступительное слово учителя о том, что СПИД – инфекция, распространяющаяся по миру со скоростью если не взрывной, то огненной волны. Человечество стоит на грани развития катастрофической пандемии, и хотя располагает уже достоверными методами диагностики опаснейшей болезни, но ни эффективного лечения, ни надежной вакцинации ее пока еще не нашло.
Демонстрация слайд – шоу
(1 - 6 слайд)


Основная часть
Формирование представлений учащихся о ВИЧ/ СПИДе.
Подвести учащихся к пониманию того, что от поведения каждого конкретного человека зависит риск увеличения распространения инфекции.
Основная часть
Тест «Что Вы знаете о СПИДе?»
Учащиеся получают тест и должны ответить письменно на каждый вопрос, вписывая букву «В», если верный ответ или букву «Н», если считают, что ответ неверный. После окончания опроса проводится коллективная проверка с обсуждением правильных и неправильных ответов.
Демонстрация слайд – шоу
(7 - 13 слайд)



Заключительная часть
Формировать ответственное отношение учащихся к собственному здоровью и здоровью своих близких. Предоставить учащимся возможность осознать и почуствовать важность построения собственной иерархии ценностей.

Заключительная часть
Тренинговое упражнение «Ценности»
Учащимся раздаются по шесть маленьких листочков, и предлагается на каждом из них написать то, что для них ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, что самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Учитель предлагает представить себе, что случилось что – то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Учитель предлагает смять и отложить бумажку и осознать, как им теперь без этого живется. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз учащимся предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем учитель объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так – шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие – то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования ценностей. Обсуждение.
Демонстрация слайд – шоу
(14 - 20 слайд)


Итог
Развенчание страхов и неправильных представлений окружающих, по отношению к проблеме ВИЧ – инфекции и людям, столкнувшимся с ней. Способствовать формированию у учащихся проявления человеческого отношения и сочувствия к больному СПИДом.

Итог
Проблемная ситуация. Учащиеся знакомятся с письмом – исповедью молодого человека, оказавшегося ВИЧ – инфицированным. Далее учащимся предлагается высказать свои мнения по этому вопросу.
Демонстрация слайд – шоу
(21 - 24 слайд)
Заключительное слово учителя о том, что каждый человек должен сам выбирать свой жизненный путь и уметь распознавать ситуации, рискованные для заражения ВИЧ/СПИД.


Ход проведения урока
I. Вводная часть урока
Вступительное слово учителя
Одна из больших проблем, которую XX век передал веку XXI – это проблема ВИЧ – инфекции и СПИДа. Исследователи во многих странах стараются найти способ радикального лечения вируса иммунодефицита человека и сегодня существуют некоторые основания для оптимизма: расшифрован геном вируса, известно как он попадает в организм человека, как прикрепляется к лимфоцитам человека, что происходит внутри зараженной клетки и многое другое. Сделанные открытия позволили создать лекарства сдерживающие распространение вируса. Однако, на сегодняшний день эти лекарства лишь помогают отсрочить неизбежную победу вируса над организмом человека. Радикального средства уничтожающего вирус пока нет. Кроме того, вирус также приспосабливается к лекарственным препаратам, он изменяется, образуя новые разновидности самого себя. Будем уповать на то, что человеческий разум найдет решение проблемы. На сегодняшний день самым главным способом сдержать развитие эпидемии является изменение человеческого поведения. Это очень не просто, поскольку человеческое поведение формируется не сразу, на него влияют множество факторов, традиций, людей, групп, реклама, СМИ и многое другое. Еще труднее влиять на человеческое поведение в интимных областях жизни. Эта часть человеческого существования скрывается и в нашем обществе считается неприличным обсуждать вопросы сексуальности прилюдно, разве что биологическом медицинском контексте или в анекдотах. Тем более трудно обсуждать вопросы сексуальности с подростками. Взрослым людям непросто узнать, какие проблемы актуальны для каждого конкретного юноши или девушки. Кто – то из них придерживается строгих взглядов по отношению к возможности сексуальной жизни, кто – то, напротив, считает, что сексуальную жизнь вполне допустимо начинать в раннем подростковом возрасте. Коль скоро существует опасность распространения эпидемии ВИЧ – инфекции и подростки являются наиболее уязвимой группой, то мы с вами должны постараться изменить свое мышление и поведение, и тем самым уменьшить риск возможного заражения ВИЧ.
Учитель. Сегодня всем известна фраза: «СПИД – чума нашего века». А что мы скажем завтра? И пока у нас есть это «сегодня», давайте поговорим об этой проблеме.
Далее учитель приглашает учащихся посмотреть видеопрезентацию. Демонстрация презентации (Слайд 1 –6). Текст по слайдам.
Учитель. Слово «вирус» латинское, а что же оно означает в переводе на русский язык?
Учащиеся. «Яд».
Учитель. Сейчас с помощью теста каждый из вас сможет проверить, насколько глубоки его познания о способах передачи ВИЧ/СПИД – инфекций. Перед вами 14 вопросов, читайте, их не спеша. Если на ваш взгляд, вопрос – утверждение верное, то вписывайте букву «В», если верный ответ или букву «Н», если считаете, что ответ неверный.
II. Основная часть урока

Тест «Что Вы знаете о СПИДе?»


Вопрос
Верно
«В»
Неверно «Н»

1.
Опасно обнимать человека, больного СПИДом

+

2.
Заразиться ВИЧ можно, пользуясь общественным туалетом

+

3.
Люди, которые делают себе внутривенные инъекции, не должны пользоваться иглами и шприцами других людей.
+


4.
Нельзя заразиться вирусом иммунодефицита человека ВИЧ, кусая один и то же бутерброд или, когда пьешь – из одного стакана с человеком, больным СПИДом
+


5.
Можно заразиться ВИЧ, если имел только один сексуальный контакт без использования презерватива
+


6.
ВИЧ можно заразиться, если ВИЧ-инфицированный или больной СПИДом чихает или кашляет на тебя

+

7.
СПИД – конечная стадия инфекции, вызывающейся ВИЧ
+


8.
Положительный результат теста на ВИЧ означает, что человек болен СПИДом

+

9.
ВИЧ поражает красные кровяные тельца

+

10
ВИЧ передается через все жидкие выделения человеческого организма

+

1 1.
ВИЧ передается только тремя путями: - через кровь (например, при совместном пользовании
шприцами и иглами), - половым путем, - от матери к ребенку во время внутриутробного развития, рождения, кормлении грудным молоком
+


12.
Правильное использование презерватива помогает избежать передачи ВИЧ половым путем
+


13.
Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других заболеваний
+


14.
Одна из проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом, состоит в том, что между заражением ВИЧ и моментом проявления заболевания могут пройти годы
+



Ключ к тесту:
1. Неверно. Нельзя заразиться вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), касаясь того, кто болен СПИДом, если при этом не контактировать с его кровью.
2. Неверно. Заразиться ВИЧ можно только при контакте с кровью, спермой или влагалищными секрециями ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом человека.
3. Верно. В противном случае вы рискуете заразиться ВИЧ. Для передачи ВИЧ достаточно маленькой, невидимой глазом капельки зараженной крови в инъекционном растворе, в шприце или в игле. Люди не должны ни с кем делиться шприцами и иглами, даже иглами для прокалывания ушей и нанесения татуировок.
4. Верно. Еще не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь заразился ВИЧ таким способом. Помните, чтобы заразиться ВИЧ, человек должен контактировать с кровью, семенной жидкостью или выделениями из влагалища ВИЧ-инфицированного.
5. Верно. Чтобы заразиться ВИЧ, человеку достаточно подвергнуться риску всего лишь один раз. Это не значит, что каждый, кто поступал так однажды, получил вирус, но такое могло произойти. Даже один раз - это риск!
6. Неверно. Вы можете заразиться ВИЧ только при контакте с кровью, спермой или влагалищными секрециями ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом. ВИЧ не передается воздушно-капельным путем.
7. Верно. СПИД - конечная стадия ВИЧ-инфекции.
8. Неверно. Положительный результат теста на ВИЧ означает лишь то, что человек инфицирован. Быть инфицированным ВИЧ еще не означает, что человек болен СПИДом, т.е. имеет клинические проявления заболевания, хотя при этом человек может передавать вирус другим людям.
9. Неверно. ВИЧ поражает белые кровяные тельца, так называемые лимфоциты-помощники.
10. Неверно. ВИЧ передается только через такие специфические выделения как сперма, влагалищные секреции, кровь и грудное молоко. Хотя вирус может быть обнаружен в слюне, слезах, моче, кале и поте, через эти выделения ВИЧ не передается, если только в них не присутствует кровь, т.к. концентрация вируса в этих выделениях невелика.
11. Верно.
12. Верно. Чтобы не заразиться ВИЧ следует избегать контакта с выделениями из половых органов (спермой и секретом влагалища) и кровью. Если человек решается на половые сношения, презерватив является лучшим средством предохранения, особенно, если он сделан из латекса с резервуаром (приемником на конце, предохраняющим презерватив от разрыва).
13. Верно. В результате гибели клеток иммунной системы возникают тяжелые заболевания, вызываемые микробами, которыми в обычных условиях люди не болеют. К таким заболеваниям относятся: туберкулез, пневмоцистная пневмония, токсоплазмоз, грибковые инфекции, герпес, опухоли и др.
14. Верно. Может пройти 10-12 лет со времени инфицирования ВИЧ, прежде чем у человека появятся явные симптомы СПИДа.
(После окончания опроса проводится коллективная проверка с обсуждением правильных и неправильных ответов.)
Далее учитель приглашает учащихся посмотреть видеопрезентацию. Демонстрация презентации (Слайд 7 –13). Текст по слайдам.
Учитель. Иногда СПИД называют богемной болезнью. Велик «черный список» его жертв. Многие известные певцы и музыканты ушли из жизни по этой причине. Наиболее известной жертвой СПИДа стал лидер группы «Куин» Фрэдди Меркьюри. Имея 28 – миллионное состояние, он мог позволить себе всё, но не смог откупиться от страшной болезни и купить себе жизнь. Согласно оценкам ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) и Объединенной программы ООН по СПИДу (UNAIDS), в конце 2007 года более 40 млн. человек по всему миру были инфицированы ВИЧ, из них около 6 млн. заразились только на протяжении последнего года. Мы редко задумываемся над этими страшными цифрами и фактами, ведь то, о чем они говорят, мы не видим и не можем потрогать руками. Но, тем не менее, это происходит в нашем городе, на нашей планете. Болезнь распространяется, и в какой – то момент может коснуться лично вас
Учитель. У каждого из нас есть близкие и горячо любимые люди. Но так в жизни бывает, что люди болеют. Многие близкие страдают серьезными заболеваниями и очень жаль, что мы ничем им не можем помочь. А бывают болезни, которыми можно заразиться по глупости, по незнанию и которые практически неизлечимы и в итоге приводят к смерти близких нам людей. Данное упражнение проводится с той целью, чтобы дать вам возможность почувствовать то, насколько тяжело потерять близкого человека.
III. Заключительная часть урока
Тренинговое упражнение «Ценности»
Цель тренинга:
Формировать ответственное отношение учащихся к собственному здоровью и здоровью своих близких.
Возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей.
Примечания: Упражнение выполняется под медиативную (спокойную) музыку, большое значение имеет интонация и голос, произносимый текст должен быть простым и гладким, но вдумчивым и неторопливым. Упражнение провоцирует возникновение очень глубоких переживаний. Обстановка во время проведения упражнения должна быть предельно безопасной: не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, учащиеся не должны мешать друг другу.
Правила: Участникам раздаются по 6 маленьких листочков, и предлагается на каждом из них написать, то, что для них наиболее ценно в этой жизни (например, его родные: отец, мать, бабушка, сестра, брат и т.д.). Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке.
Учитель. Представьте себе, что случилось что – то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Возьмите, сомните и отложите бумажку и осознайте, как вы теперь будете без этого жить. (Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. И так – шесть раз. Каждый раз учитель предлагает учащимся обратить внимание на свое внутреннее состояние после потери ценности.)
Учитель. Произошло чудо, и у вас появилась возможность вернуть любую из ценностей, вам можно выбрать одну из смятых бумажек. Возьмите, разверните бумажку и осознайте, то какую ценность она для вас представляет. (Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. И так – шесть раз. Каждый раз учитель предлагает учащимся обратить внимание на свое внутреннее состояние после возвращения очередной ценности.)
Учитель. Скажите, пожалуйста, трудно ли вам было делать такой выбор?
Учащиеся.
- да, очень непросто
- да, очень трудно, особенно когда оставались последние 2 – 3 бумажки, и приходилось выбирать из самых родных и близких тебе людей
- да, данное упражнение вызывает глубокие переживания, и действительно в этот момент осознаешь, тот факт насколько тяжело расставаться с той или иной ценность, особенно если это твои родители, братья и сестра, бабушки и дедушки и т.д.
Учитель. Я предлагаю вам подумать и ответить. Скажите, после проведенного упражнения остался ли прежний порядок ранжирования ваших ценностей, или может быть стоит добавить или изменить какие – то ценности.
Учащиеся.
- да, это упражнение заставляет, более ответственно и вдумчиво относится к выбору своих ценностей в жизни.
Далее учитель приглашает учащихся посмотреть видеопрезентацию. Демонстрация презентации (Слайд 14 –20). Текст по слайдам.
Учитель. Предлагаю вашему вниманию письмо – исповедь молодого человека, оказавшегося ВИЧ – инфицированным и затем прошу высказать свои мнения по этому поводу.
IV. Итог урока
Проблемная ситуация (исповедь ВИЧ – инфицированного человека):
Меня зовут Н. Катаясь летом на мотоцикле, я попал в аварию. В больнице мне сделали операцию. Во время переливания крови я заразился ВИЧ, но тогда об этом я не знал. Когда проходил призывную комиссию в военкомате, у меня был обнаружен ВИЧ. Медсестра, знавшая о моей беде, рассказала эту «новость» своим знакомым. А так как город у нас маленький, все вокруг быстро узнали о моей болезни. Все друзья перестали со мной общаться. При встрече не подают мне руки, стараются отойти в сторону. Моя любимая девушка бросила меня, хотя половой жизнью мы с ней не жили. Знакомы е ребята сказали, что таких как я надо отправлять на отдельный остров. Учителя и одноклассники сторонятся меня. Директор предложил перейти в другую школу. Так как моя мама работала в детском саду воспитаталем, ее уволили, опасаясь инфекции. Я пытаюсь устроиться подработать, но, как только узнают о моем диагнозе, мне отказывают в трудоустройстве. У меня начались проблемы со здоровьем, но в местной поликлинике говорят, что больных СПИДом должны лечить в специальном центре за деньги, а их у меня нет. Я на грани отчаяния. Помогите. Ведь я остался таким же человеком, как и был прежде.
Учитель. Люди очень боятся этого заболевания и поэтому устраивают настоящую травлю больных людей. Так как же мы должны относиться к больным СПИДом?
Ученик. Необходимо в людях воспитывать терпимое и внимательное отношение друг к другу, проявлять милосердие и сострадание.
Учитель. Почему люди проявляют дискриминацию по отношению к ВИЧ – инфицированным?
Ученики:
- боятся заразиться;
- не обладают достаточной информацией;
- потому что так к ним относятся все мои знакомые;
- потому что они заслужили такое отношение своим аморальным поведением или употреблением наркотиков и т.д.
Примечание. Каждая из причин нуждается в обсуждении и комментарии со стороны учителя.
Причины
Комментарий

Боятся заразиться

ВИЧ – инфекция не передается бытовым путем.

Не обладают достаточной информацией
Многие люди не представляют, что представляет собой вирус, механизмы его передачи, и руководствуются примерно такими соображениями: на всякий случай не буду общаться, а то вдруг заражусь.

Потому что так к ним относятся все мои знакомые
В этом случае человек идет по пути наименьшего сопротивления. Он вырабатывает свое собственное отношение к этому явлению, а переадресует это право своим друзьям и знакомым.

Потому что они заслужили такое отношение своим аморальным поведением или употреблением наркотиков
Заразиться можно разными путями, в том числе и безобидными, с нравственной точки зрения: переливание крови, от матери к ребенку и т.д.


Учитель. Что нужно делать, чтобы помочь ВИЧ – инфицированным?
Ученики.
- нужно изменить общественное мнение
- нужно создавать группы поддержки и взаимопомощи
- нужно принимать ВИЧ – инфицированных как людей пострадавших, попавших в сложную жизненную ситуацию
- нужно пропагандировать безопасный секс и т.д.
Далее учитель приглашает учащихся посмотреть видеопрезентацию. Демонстрация презентации (Слайд 21 –24). Текст по слайдам.
Заключительное слово учителя.
Говорят: «СПИД – болезнь души». И начинаешь понимать, что перед лицом вечности, перед лицом этой страшной болезни наша жизнь, наша душа – хрупки и нежны, словно лепестки цветков, которые легко обжечь и жаром и холодом. Каждый человек вправе выбирать сам.
- Заражаются по – разному, умирают одинаково. Так давайте же каждый сохраним свой цветок – цветок жизни, цветок любви. И тогда мир подарит нам радость и возвратит веру в будущее.
Используемая литература:
Касаткин В.Н. Профилактика ВИЧ – инфекции у подростков: Методическое пособие. М.: «Образование и здоровье», 2005 год.
Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Митькин А.С., Константинова Т.П, Тихомирова А.В., Огурцов П.П. Здоровье. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе.М.:, «Образование и здоровье», 2005 год.
Покровский В.И., Покровский В.В. СПИД. Синдром приобретенного иммунодефицита. М.:Медицина, 1988год.
Чайка Н.А. Клевакин В.М. СПИД – чума XX века. Лениздат. 1989год.
Сайты сети Интернет












15