Конспект по истории О первых мануфактурах…
Этапы учебного занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный момент Всем ребятам – добрый день!
В сторону отгоним лень.
Будем мир наш познавать,
Новые открытия совершать!
Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Меня зовут Ирина Валерьевна. Присаживайтесь. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему и пожелайте новых открытий на нашем уроке. Слушают учителя, приветствуют друг друга. Регулятивные:
волевая саморегуляцияЛичностные:
смыслообразованиеКоммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе О чем вы говорили на прошлых уроках?
Давайте вспомним с вами предыдущий раздел «Что создавалось трудом крестьянина?», выполнив небольшой тест. На работу я вам даю 5 минут.
Прочитайте. Найдите правильный ответ. Обведите.
1 вариант
1.Весной крестьянин распахивал освобожденное от леса поле
Сохой
Бороной
Тяпкой
2.После пахоты поле
Сажали
Боронили
Пахали
3.Первый покос приходился
На конец июля
На конец августа
На конец июня
4. Ремесло – это
это мелкое ручное производство готовых изделий из сырых материалов при помощи простых орудий труда
один из видов орудий труда
Часть весла
5.Расположите в правильном порядке алгоритм действий крестьянина
А)сбор урожая
Б)вспашка земли
В)полив семян
Г) посев семян
Д)прополка
2 вариант
1. Орудие труда – это
средство производства, с помощью которого человек воздействует на объекты, предметы труда
оружие, которым обороняется человек
Предмет, представляющий высокую ценность
2. Какая культура оставалась главной кормилицей сельского жителя?
Рожь
Пшеница
Ячмень
3. Что такое ремесло?
А) занятия человека в свободное время) Б) труд человека по производству предметов быта
4. Земледелием занимались ...
Мужчины
Женщины
5.Расположите в правильном порядке алгоритм действий крестьянина
А)сбор урожая
Б)вспашка земли
В)полив семян
Г) посев семян
Д)прополка
А теперь обменяйтесь листочками со своим соседом по парте. Сейчас ваш сосед проверит вашу работу, а вы проверите работу соседа.
(на сладе появляются ответы к тесту)
У кого нет ошибок, поднимите руку? Те ставят себе отметку 5.
У кого одна – две ошибки? Те ставят себе отметку – 4.
У кого три ошибки – те ставят отметку 3, а у кого больше – ставят отметку 2.
Посмотрите еще раз на задания теста, который вы сейчас выполняли и найдите здесь определения. Прочитайте их.
1 вариант? Ремесло, прочитайте определение.
Ребята, скажите, как мы называем человека, который занимается мелким ручным производством при помощи орудий труда?
2 вариант прочитайте определение. Орудие труда. Посмотрите на слайд и назовите данные предметы.
Какой предмет вам кажется здесь лишним? Почему?
Т.е. на смену ручному труду приходит автоматизированный труд. Это такой труд, когда машины выполняют все основные действия.
Как вы думаете, автоматизированный труд полностью сменил ручной? Или все-таки ручной труд продолжал использоваться?
Да ребята, все верно сказали. Со временем стали появляться большие предприятия, где в основном применялся ручной труд наёмных рабочих, и широко использовалось разделение труда. Это называется мануфактурой.
Давайте представим себя работниками мануфактуры по производству металлических изделий.
Мне нужно 4 человека из класса.
(берут по листочку)
Прочитай, какая у тебя обязанность на предприятии? (так все 4 человека)
А теперь встаньте по порядку. Что нужно сначала сделать, потом?
Прочитайте еще раз последовательность действий нашего предприятия.
И в итоге у нас получается какое-либо металлическое изделие.
А теперь посмотрите на слайд. Здесь изображено оборудование для изготовления металлических дверей. Скажите, с помощью ручного или машинного труда работа будет выполняться быстрее? Почему?
Ребята, скажите, ведь материалы для производства машин тоже кто-то производит, правильно?
А вот какое предприятие производит такой материал, мы с вами узнаем, когда разгадаем ребус.
Правильно, это завод. Завод – это промышленное предприятие с механизированными процессами производства.
Хорошо, мы с вами выяснили, что материалы для машин для нас изготавливает такое предприятие, как завод. А что необходимо этим машинам, чтобы получался готовый материал? Из чего будут делать машины продукт?
Значит, должно быть еще предприятие по производству материала для машин?
Давайте разгадаем еще один ребус и узнаем, как называется такое предприятие.
Да, ребята, это фабрика. Фабрика – это предприятие или несколько предприятий, на которых с помощью машин, станков выпускается большое количество однотипных изделий, товаров.
Назовите тему нашего урока
Да, тема нашего сегодняшнего урока: «О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России».
Какова цель нашего урока?
Чем мы будем пользоваться, чтобы получить новую информацию?
О том, что создавалось трудом крестьянина
Выполняют тест
1 вариант – ремесло
2 вариант – орудие труда
Ремесленник
серп, коса, грабли, сноповязальная машина
Сноповязальная машина, т.к. остальные предметы являются орудиями ручного труда.
Все – равно оставались предприятия, где использовался ручной труд.
Выходят 4 человека
Читает
Встают
Читают
С помощью труда машины
Да
Завод
Из материала
Да
Фабрика
Мануфактуры, заводы и фабрики
Узнать о мануфактуре, заводах и фабриках
Учебником, презентацией, дополнительным материалом, рассказом учителя. Познавательные:
общеучебные умения структурировать знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Логические:
анализ, сравнение, синтез
Регулятивные:
контроль и оценка прогнозирования
Усвоение новых знаний и способов действия
Физкультминутка - Давайте обсудим пример: В мастерской рабочие делали булавки. За один день вручную один рабочий мог сделать всего двадцать булавок. Но вот поставили машину, и этот же рабочий с её помощью мог теперь делать больше миллиона булавок!
Теперь сделаем вывод: что изменилось на фабриках, когда люди придумали разные механизмы и машины?
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Лапки вверх и лапки вбок —
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляем, зайки, шаг.
И на месте стой! Вот так.
А теперь мы сядем дружно.
Нам еще работать нужно.
Людям стало легче работать и они изготавливали намного больше предметов
Повторяют за учителем Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование
Познавательные:
умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Общеучебные:
моделирование, выбор наиболее эффективных способ решения задач
Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий - Молодцы. Теперь давайте поработаем с учебником. Открываем учебник на с. 126.
- Начинаем читать текст (читают 1 абзац 3 ученика).
- С чего началось развитие промышленности в России?
- Что такое мануфактура?
- Что получалось в результате?
- Что это могло быть?
(показываю все ответы на слайде)
- Что стало возникать позднее?
- Продолжаем читать следующий абзац (3 человека)
- Что такое завод и фабрика?
- Что производят на фабрике?
- Что производят на заводе?
- Какое промышленное предприятие крупнее? Почему?
- Если в государстве не развита промышленность, то это государство не может быть сильным и независимым. Поэтому многие мудрые правители России заботились о том, чтобы по всей стране открывались заводы и фабрики. Особое внимание заводам и фабрикам уделялось во времена Петра I. Только за первые двадцать лет 18 века в России открылось около двухсот предприятий, среди них – текстильные, стекольные, пороховые. (все изображения на слайде) . На Урале возникли заводы, где плавили металл. Это позволило строить корабли, делать пушки, станки и многое другое (все изображения на слайде) . В 19 веке количество заводов и фабрик продолжало увеличиваться. На рынках появилось больше товаров. Они стали дешевле, теперь их могли купить не только очень богатые люди, но и простые горожане.
- Во времена какого правителя особое внимание уделялось заводам и фабрикам?
Где возникли заводы, на которых плавили металл?
Что это позволило строить? Читают
С мануфактур
Небольшое предприятие, где использовался ручной труд.
Продукт
Пушки и ткани, ружья и книги, посуда и станки
Заводы и фабрики
Читают
Промышленные предприятия, где в работе широко применяются машины
Необходимые в быту, в хозяйстве вещи
Станки, машины
Завод, т.к. там производят более тяжелую, весомую продукцию
Слушают учителя
Во времена Петра I
На Урале
Это позволило строить корабли, делать пушки, станки и многое другое Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения
Контроль и самооценка знаний и способов действия А теперь давайте проверим знания, которые мы с вами сегодня получили. Сейчас каждая парта получит свое задание, а после мы его проверим.
Почему так говорят?
Швейная фабрика
Кондитерская фабрика
Машиностроительный завод
Металлургический завод Получают задание и выполняют его
Регулятивные:
контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным этапом
Познавательные:
умение осознанно и произвольно строить высказывание
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании Итак, ребята, давайте подведём с вами итог урока. Над какой темой мы сегодня работали?
Что было целью нашего урока?
Достигли мы цели нашего урока?
Что именно вы узнали о первых мануфактурах?
Что вы узнали о фабриках?
Что узнали о заводах?
Ребята, запишите домашнее задание: страница в учебнике 126 – 127 читать и пересказывать. О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России
Узнать о первых мануфактурах, заводах и фабриках в России
Да
Что именно с них началось развитие промышленности, там использовался ручной труд, рабочие делились по специальностям.
На фабриках применяются машины, производят вещи, необходимые в быту и хозяйстве человека.
Это крупное промышленное предприятие, здесь производят станки, различные машины.
Записывают Познавательные:
умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности
Регулятивные:
волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Рефлексия Ребята, а сейчас я хочу, чтобы каждый оценил свою работу на уроке, дополнив одну из следующих фраз
Я научился …
Я смогу ….
Мне было интересно …
Мне понравилось …
У вас на столах лежат недорисованные смайлики.
Если вам на уроке было интересно, вы поняли сегодняшний материал и сможете рассказать его своему товарищу, то нарисуйте улыбающийся смайлик.
Если вы ничего нового на уроке не узнали, то нарисуйте нейтральный смайлик.
Если вам было не интересно, вы ничего не поняли, и вы не сможете рассказать материал урока своему товарищу, то нарисуйте грустный смайл.
Поднимите ваши смайлики.
Ребята, мне очень понравилось, как вы работали. Спасибо вам за урок. До свидания!
Дополняют Коммуникативные:
умение выражать свои мысли,
оценивание качества своей и общей учебной деятельности