Выступление на конкурсе Учитель года.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ижморская средняя общеобразовательная школа №1»
МИССИЯ УЧИТЕЛЯ
(выступление на конкурсе «Учитель года»)
Авторская разработка
Выполнила: Елена Михайловна Егошина,
учитель начальных классов,
МБОУ «Ижморская СОШ №1»
пгт Ижморский 2016г
Миссия учителя
Просто ли стать учителем?
Кажется, что совсем несложно.
Легко ли быть учителем?
Ответ у каждого свой.
Выбирая профессию, никогда не считала, что провёл уроки, проверил тетради, выставил отметки в журнал, похвалил отличника, пожурил нерадивого – и ты учитель. Нет, всё намного глубже и серьёзнее. Только с опытом работы поняла, что учитель – профессия многогранная. И если хоть какая-то грань не будет излучать теплого и ясного света, тень будет накрывать тех, кому мы посвящаем всю свою жизнь – этим любопытным, пытливым глазам, душам, которым нужен рядом человек знающий, понимающий и дарящий добро.
Хочется и с вами поделиться светом всех граней своей профессии. И первая из них – это конечно учитель. В моём понимании учитель - это не столько тот, кто преподает математику или русский язык, сколько тот, кто учит ребенка быть человеком. Поэтому стараюсь создать условия для максимального развития внутренних качеств каждого ребенка.
Поле деятельности учителя – урок, где сочетаю несочетаемое: быстрый темп и время для каждого, кто хочет ответить, даже если сама мысль оформляется только в процессе её произнесения. Возможность видеть урок в целом, следуя системе предмета, и умение видеть процесс конкретного ученика. Требовательность и поддерживающее персональное участие к каждому. Общее и частное. Анализ и синтез. Шоу и интеллектуальная работа.
Следую Конфуцию, сказавшему:
Три пути ведут к знанию:
путь подражания – это путь самый легкий,
путь размышления – это путь самый благородный,
и путь опыта – путь самый горький.
Стараюсь избегать пути подражания, когда от ученика требуется только одно: запомнить и воспроизвести. Но знаю, что организовать ученикам «путь размышления» значительно сложнее.
Используя методики развивающего, проблемно-диалогического обучения, системно-деятельностный подход не просто «кормлю голодных рыбой», а учу детей самих её ловить. Мои ученики знают, где и как найти нужную информацию, легко ориентируются в словарях, энциклопедиях и сети Интернет.
Путь опыта, хоть и самый горький по Конфуцию, зато самый эффективный для обучения. Путь опыта – это не вкладывание в ученика готовых знаний, а формирование в нем широких навыков обучения: умения анализировать, сопоставлять, выделять главное, делать выводы и видеть закономерности. Путь опыта требует от учителя не только особых навыков, но и наличия определенных психологических характеристик: гибкости восприятия и мышления, умения находиться в равной позиции по отношению к ученику, способности видеть разные возможности решения одной и той же задачи, креативности, открытости новому и так далее.
Путь опыта и размышления формирует в ученике готовность к саморазвитию и непрерывному образованию.
Поэтому организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников занимает особое место в моей работе.
Работая с детьми над проектами, поняла, что учитель – это и вдохновитель, и исследователь, и ученик. Чтобы создать проект, нужно вдохновить детей на создание нового, на необычные идеи, на плодотворную работу. Вдохновленные, ученики с интересом выбирают темы, формы работы над проектом (индивидуальные или групповые), способы представления проекта. В третьем классе начали выполнять коллективные проекты в сети Интернет. Ребята не боятся выступать со своими проектами перед старшеклассниками на школьной научно-практической конференции, представляют свои работы на районном уровне.
Организовать исследовательскую работу с детьми сложнее, так как в отличие от проекта, где результат запланирован, в исследовании ребенок открывает новое, результат непредсказуем. Здесь важна индивидуальная работа с каждым, так как у каждого свои интересы, свои проблемы, свои гипотезы. Работая над исследованием, я сама открываю новые горизонты для себя, получаю новые знания и навыки, ведь они далеко выходят за рамки обычных школьных знаний.
Каждый ребенок для меня уникален. Кому-то ближе точные науки, кому-то – мастерство изобретения, а в ком-то пробиваются первые ростки литературного творчества. Моя задача увидеть, заметить это в каждом ребенке, помочь развить их интересы в сочетании с их способностями.
Предметные интересы моих учеников находят своё отражение в дистанционных мероприятиях: олимпиадах, викторинах, конкурсах, блиц-турнирах, играх. Больше половины класса активно участвуют в таких мероприятиях. Особое внимание уделяю работе со способными, одарёнными детьми. Благодаря введению нового стандарта образования у учителя расширились возможности для организации такой работы. Внеурочная деятельность позволила мне реализовать свои давние задумки: создать клуб «Что? Где? Когда?», объединить маленьких артистов театром «Петрушка», создать вокальный коллектив «Казачата». И здесь я уже не только учитель, а ещё и актёр, и режиссер, и сценарист.
В проекте Профессионального стандарта учителя сказано, что «в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – это те характеристики, которые относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества».
Свое поле для педагогического творчества и развития я нашла в информационно-коммуникационных технологиях. Здесь я ученик, но не жду, когда научат, учусь сама, пробую, не боясь. Уже в привычную практику вошли не только работа в текстовом редакторе и уроки с презентациями, поиск и скачивание информации из сети Интернет, но и участие в сетевых сообществах, работа с облачными сервисами Google, интерактивной доской, цифровой лабораторией. Осваиваю ведение персонального сайта, созданного в системе Джумла. Учебные занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов стало привычным делом.
Увлекаясь новыми технологиями, не забываю о том, что учитель – это ещё и скульптор детских душ. Это ещё одни грани профессии: учитель-воспитатель, учитель-психолог, учитель – классный руководитель.
Класс – живой организм, отношения между детьми не так просты, как может показаться на первый взгляд. Учитель – первый, кто должен заметить и смягчить негативные проявления этих отношений. Увидеть страхи, злобу, зависть в лицах детей и незаметным для них способом показать, объяснить, что плохие эмоции – не выход из их детских, но невероятно важных для них проблем. Мои ученики доверяют мне, делятся своими личными проблемами, рассказывают сокровенные тайны. И я рада, что они видят во мне не только учителя, но и друга. Я всегда рядом с ними – в турпоходах, соревнованиях, конкурсах, смотрах, радуясь их победам, поддерживая в моменты поражений.
Смогу ли я научить моих ребят верить в добро, справедливость, оградить их от злого и грязного, что есть в нашей жизни? Мне кажется, что это и есть самая главная миссия учителя – воспитывать здоровое, умное, нравственное поколение сегодня, чтобы наше будущее было хорошим и цивилизованным завтра.
Свое выступление закончу словами Чингиза Айтматова, отражающими мою педагогическую суть: «Тот день, когда я перестану беспокоиться и мучиться, искать и волноваться, будет самым тяжелым днём в моей жизни».
13PAGE \* MERGEFORMAT14415
15