Районный конкурс Учитель года. Концепция.
Содержание
1. Введение3
2. Коммуникативные УУД как база для развития и становления
социально-адаптированной личности6
3. Формирование коммуникативных УУД в результате
обучения по УМК «Гармония»9
4. Заключение15
5. Информационные ресурсы 17
Введение
Если человека постоянно приучать усваивать
знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его
природные творческие способности –
разучить думать самостоятельно.
А. Дистервег Ни для кого давно уже не секрет, что человек представляет собой существо общественное. Следовательно, его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но, в первую очередь, тем, насколько он будет понят и принят окружающими его людьми, то есть тем, насколько успешно он сможет адаптироваться в социуме. В связи с этим главной задачей современной школы и любого профессионального учителя, сам род занятий которого всегда связан с высшей ценностью – человеком, становится не только выявление и развитие индивидуальных уникальных возможностей и способностей каждого ребенка, но и создание условий для организации конструктивного и продуктивного диалога между всеми субъектами учебного процесса – диалога, в котором каждый из них сможет в полной мере проявить свой неповторимый внутренний мир, а также обогатить его путем соприкосновения с другими индивидуальностями.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлениях о целях образования и путях их реализации. От понимания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразованию. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.
На данном этапе становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Сегодня, когда объём человеческих знаний удваивается каждые 3 — 4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Универсальные учебные действия, как обобщённые действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни, то есть способствовать социальной адаптации ребенка. Признание активной роли учащегося в процессе обучения приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активной работой учащихся. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных. Как сформировать УУД? Ясно одно: формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимание на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись… «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Так же и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. На мой взгляд, для успешного формирования социально-адаптированной личности (то есть личности, активно познающей мир, владеющей основами умения учиться, готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, умеющей слушать и слышать партнера, высказывать и аргументировать свое мнение и т.д.), наиболее значимым является развитие коммуникативных УУД в процессе взаимодействия учителя с учащимися и учащихся между собой. Поэтому именно на коммуникативной деятельности учителя мне хотелось бы подробно остановиться в данной работе.
Коммуникативные УУД как база для развития и становления
социально-адаптированной личности
Одна из наиболее ярких особенностей человека - его способность говорить. Слово - важнейший фактор существования психики человека. Любое общество распадается без общения. Человек, лишенный общения, не может нормально развиваться. Поэтому очень важно учителям развивать в детях именно коммуникативные качества личности. Особенно важна коммуникация в начальной школе, ведь в этом возрасте задается «ритм общения» на всю дальнейшую жизнь. Так что же такое коммуникация? В словаре Ожегова дается следующее определение: «Сообщение, общение». В современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» дается более широкое определение: (лат. communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, передача информации от человека к человеку; специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем). Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некоей общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со своими ровесниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
•планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
•постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
•управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
•умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, а также с ситуацией общения. Среди наиболее важных и широких умений, которые обязательно должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:
общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Таким образом, мы можем говорить о следующих принципах коммуникативной направленности обучения:
речевая направленность (обучение через общение);
функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);
принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
Можно без преувеличения сказать, что основные виды коммуникативных, в т. ч. речевых действий, в силу своего действительно универсального, т. е. максимально обобщённого, характера естественным образом распространяются на все учебные предметы и особенно на внеурочную деятельность, поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата. Актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), а главное, в овладении учителем методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель — ученик », «ученик — ученик»), что и должно, в конечном счете, способствовать успешной социализации личности ребенка.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Формирование коммуникативных УУД в результате обучения
по УМК «Гармония»
При всем многообразии УМК начальной школы, в своем выборе я остановилась на УМК «Гармония». Мне показалось, что именно здесь я смогу наиболее полно реализовать свои принципы воспитания детей. И не ошиблась. В концепции этого комплекта ценностные ориентиры формирования УУД определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы как о социально-адаптированной личности.
Говоря о коммуникативных УУД, мы имеем в виду формирование умения взаимодействовать в малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций. Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на группы по 3 — 6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. Чётное количество участников обучения обуславливается тем, что занятия могут проходить в форме соревнования двух команд. Командные соревнования позволяют актуализировать в детях мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности. Формировать группы можно по разным признакам. Например, разноуровневые группы могут быть составлены из учеников, имеющих одинаковый уровeнь познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих учащихся: по сходным интересам, стилям работы, связанные дружескими отношениями и т. п. Роли учащихся при работе в группе могут распределяться по-разному:
все роли заранее распределены учителем;
роли участников смешаны: для части детей они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;
участники группы сами выбирают себе роли.
Каждый из предметов УМК «Гармония», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, вносит свой весомый вклад в формирование универсальных учебных действий, а следовательно, служит очередным шагом на пути к успешной социальной адаптации учащегося.
Например, важнейшей особенностью курса русского языка по УМК «Гармония» является его коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса в соответствии с программой направляется коммуникативным мотивом. Так обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочетов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов: « Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль, свои чувства? Хочешь не испортить свое поздравление ошибками?..».
Такая форма организации работы на уроке активизирует сознание ребенка, дает ему возможность увидеть вариативность выбора и ставит перед необходимостью принятия наиболее приемлемого и правильного решения, которое нужно уметь аргументировать.
При изучении темы «Правописание глаголов» на уроке русского языка в 3 классе ученики сначала самостоятельно обдумывают решение орфографической задачи, затем обсуждают в группах, вписывают свои рассуждения в рабочие тетради, и только после этого сравнивают свои предположения с правилом, записанным в учебнике. Я считаю, что знания, добытые таким образом, способствуют стимулированию деятельности школьников, повышают их интерес к урокам.
Коммуникативная направленность курса проявляется еще и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Авторы учебника общаются с учащимися через письменный текст, через диалоги персонажей учебника, систематически создают ситуации для общения детей с друг с другом, со своей семьей; для организации партнерства и делового сотрудничества при выполнении различных заданий.
Обучение созданию сочинений в рамках данного УМК осуществляется не «вообще», а работа идет над созданием текстов определенных жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей.
Таким образом, ребенок оказывается постоянно погруженным в ту или иную ситуацию общения, которая естественным образом способствует его постепенной социализации.
Методический аппарат учебников по литературному чтению содержит разнообразные задания, которые обучают планированию учебного сотрудничества, согласованию действий с партнером – игры «Театр» и «Радиотеатр».
Формированию способности к управлению поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера) способствует совместная деятельность учащихся, а также специальные задания учебника, направленные на взаимный анализ учащимися результатов учебных действий. Например: «Оцени свое сочинение. Как ты считаешь, что тебе особенно удалось? Согласны ли с тобой одноклассники?»
Развитию умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владению монологической и диалогической формами речи способствует работа над пересказом прочитанного, которая в рамках данного УМК ведется систематически:
1 класс – подробный пересказ текста.
2 класс – творческий пересказ текста.
3 класс – выборочный пересказ текста.
4 класс – краткий пересказ текста.
Кроме того, учебники по «Литературному чтению» содержат много разнообразных заданий, направленных на обучение детей созданию собственных высказываний. Это задания на создание устного изложения с элементами сочинения, задания на продолжение (дополнение) прочитанного текста, задания на создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), задания по созданию небольших высказываний на заданную тему в форме повествований, рассуждений, описаний, а также отзывов, аннотаций, презентаций. Творческие задания на словесное иллюстрирование, составление словесного диафильма и воображаемую экранизацию также имеют прямое отношение к монологической и диалогической формам речи.
Авторы УМК разработали учебные пособия по математике таким образом, что этот предмет имеет большие потенциальные возможности для формирования все видов УУД. Как показала практика, эффективным методическим средством для развития коммуникативных универсальных учебных действий является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. В результате чтения, анализа и обсуждения учащиеся не только усваивают предметные знания, но и приобретают опыт построения понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что нет. Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнера, строить монологическую речь, владеть диалоговой формой речи. В учебниках предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике. В учебниках используются игровые ситуации, изучая которые, дети учатся правилам общения. Герои учебников не только ведут на страницах учебников диалоги и служат образцами для подражания, но и позволяют ученикам включаться в процесс обучения.
На уроках «Окружающий мир» для развития коммуникативных способностей предлагаются задания, выполняя которые ученик получает возможность обогащать опыт общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнеру по общению. Приглашение к сотрудничеству обозначено специальными значками («работаем в паре», «вместе с взрослыми», «в группе») и соответствующими словами «обсудите», «предположите», «оцените», «выполните», которые нацеливают учащихся на достижение результата именно через общение и сотрудничество друг с другом или группой ребят (разыграйте сценки приветствия, прощания…», «составьте сообщение от имени…», «обсудите какие события…».На начальном этапе совместного выполнения задания группой учащихся я согласовываю действия членов группы, постепенно вовлекая учеников в посильное осуществление некоторых доступных для обучаемых действий, необходимых для достижения результата. При этом стараюсь максимально регулировать весь процесс выполнения задания. Потом предлагаю ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. Оценивая работу учеников, объясняю детям, что у них получилось правильно, а что не удалось.
Далее дети сами не только предлагают способы решения данной задачи, но проявляют инициативу в сфере контроля, оценки процесса и полученного результата. Мое участие на этом этапе работы ограничивается в основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником оцениваю результаты работы.
Наконец, по мере овладения навыками самоорганизации совместной работы, дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками — к партнёрским отношениям.
Таким образом, мы смело можем сделать вывод о том, что авторами данного УМК «Гармония» постоянно создаются проблемные ситуации, в которых ребенок все время сталкивается с необходимостью делать выбор, принимать осознанное решение, что, в конечном счете, способствует его становлению как социально-адаптированной личности. Следовательно, данный УМК позволяет практически полностью реализовать задачи, стоящие перед современной школой.
Заключение
Можно много говорить о технологиях обучения. Каждая хороша по-своему. Но я считаю, что любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.
Коммуникативные УУД можно считать сформированными, когда:
- ученик умеет отвечать на вопросы;
- ученик умеет задавать вопросы;
- ученик умеет вести диалог;
-ученик умеет пересказывать сюжет;
- ученик умеет слушать и слышать.
Именно сформированность вышеперечисленных коммуникативных УУД обеспечивает общую социальную компетентность учащихся, которая впоследствии помогает им адаптироваться, найти свое место в современном обществе.
Еще А.Франс высказал мысль, что “Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”. А для этого позиция каждого учащегося должна быть активной.
Данная технология будет хорошо работать, если:
Четко определены цели.
Удачно выбран партнер по коммуникации.
Грамотно распределены функции и роли.
Ученики умеют действовать и взаимодействовать.
Но необходимо помнить также о том, что все правила должны вводиться постепенно, выводиться непосредственно из опыта детей, собираться в виде памятки.
Образцом партнерской коммуникации для детей является учитель. Он повседневно транслирует примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые и будут усваиваться детьми. Только тогда, при непременном соблюдении этого условия, коммуникативные УУД, приобретенные в школе, дети успешно впоследствии будут реализовывать в жизни.
Я как педагог понимаю, что “Ученик – это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь”. Хочется верить, что эти слова станут неизменным девизом для любого современного учителя, реализующего стандарты нового поколения.
Информационные ресурсы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2010.
3.Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.
4. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204
7. Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11.
8. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33.