Отчет по самообразованию по теме: Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность

Отчёт по самообразованию по теме:
«Формирование у детей представлений о
необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность




Воспитателя:
Корнеевой Екатерины
Алексеевны

2014 -2015 уч. год.
Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
ЦЕЛЬ: Развитие познавательного интереса детей, формирование у них начал экологической культуры через проектную деятельность.
В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего детства. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Но как показали опросы, они неплохо знают растения и животных, объекты неживой природы. Изучение окружающего мира в данное время происходит преимущественно по картинкам и фотографиям, и на данный момент одним из приоритетных направлений в работе детского сада является формирование экологического сознания у детей, воспитание любви к природе родного края. Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны - не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки - почти великан, поэтому может нанести им вред. Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Основы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье, где культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Задача воспитателей и родителей подвести детей к пониманию того, что все мы, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проект позволяет сформировать у ребёнка гуманное отношение к природе, понять, что человек и природа взаимосвязаны. Работа по экологическому воспитанию в нашей группе ведется систематически. Она отражается в планах воспитательно-образовательной работы на каждый день: планируются занятия, беседы по экологической тематике, наблюдения, чтения сказок, рассказов, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, труд в природе. Чтобы дать ещё больше знаний детям и наполнить их головы интересным содержанием проводятся различные опыты: с песком, воздухом, водой, со светом, с тенью, с магнитом, камнями. Нами используются все методы ознакомления детей с природой: наглядные, словесные, практические. Одним из важных условий реализации системы экологического образования является и правильная организация развивающей среды, которая способствует: - познавательному и эколого-эстетическому развитию ребенка; - формированию нравственных качеств и экологически грамотного поведения; - экологизации различных видов детской деятельности. Преследуя цель, формирование у детей экологической культуры, была проведена следующая работа. 1.Беседы и занятия экологической тематики -«Мы спасатели природы», «Что такое заповедник», -«Сокровища Земли» - занятие с элементами исследовательской деятельности, -«Необыкновенный мир магнитов», «Волшебные камни».



2.Чтение книг авторов-природоведов, стихов, пословиц, поговорок о природе, разгадывание загадок, знакомство с энциклопедической литературой, рассматривание картин, иллюстраций.
3.Просмотр презентаций: - «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; - «Кого можно встретить в зимнем лесу?», «Как зимуют звери?»; -Экологическая сказка «Жила-была речка»
4. Наблюдения на прогулке (кратковременные и длительные) за растительным и животным миром, за погодой, за трудом взрослых; труд в природе; Наблюдения и уход за комнатными растениями, посадка семян бархатцев..

5. Были проведены беседы»: - «Как заботиться о комнатных растениях?» -«Что нужно делать, чтобы не пугать животных?» -«Когда я был добрым к природе?» -«Покормите птиц зимой!»

6. Экспериментальная деятельность была заключена в следующем: - опыты с магнитом, песком; - эксперименты с водой и воздухом, льдом
- работа с лупой и микроскопом; - проращивание семян.
7. Закрепление знаний всегда проходит через продуктивную деятельность. (Лепка, аппликация, рисование, выставки работ, сделанных из природного
материала.)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

8. Планируется создать:
-макет «Огород на окне»

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволяет сочетать интересы всех участников проекта: - педагоги имеют возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем; - родители - возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания; - деятельность детей организуется в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволяет повысить уровень экологической культуры дошкольников.
Таким образом, проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.









Литература:

1. Дыбина О.В. « Неизведанное рядом» ( Опыты и эксперименты для
дошкольников).
2. Дыбина О.В. «Программа по организации поисковой деятельности детей
дошкольного возраста» .
3. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей
2-7 лет».
4. Вострухина Т.В., Кондрыкинская Л.А. «Знакомим с окружающим миром детей
5-7 лет».
5. «Дошкольное воспитание» 2013 №3 «Проект злаки. Посадка семян в грунт».
6. «Дошкольное воспитание» 2014 №3 А.Куликова, А. Мешалкина
«Экологический досуг в подготовительной группе».
7. «Дошкольное воспитание» 2014 №6 С.Николаева «Экологическое воспитание в
Рамках ФГОС ДО.
8. «Дошкольное воспитание» 2015 №1 «Королевство животных»-
интегрированное занятие по экологии.
15