Декадник как одна из форм профориентации выпускников


«ДЕКАДНИК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ» Человек рождается дважды, считая вторым рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала - процесс сложный и индивидуальный. соответствует индивидуальным способностям и потребностям, возможностям и уровню практической подготовки, предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы, адекватно оценивает возможность их реализации через сделанный выбор. Зрелый профессиональный выбор Трудности самоопределения: Несформированные профессиональные интересыСкрытые профессионально важные качестваНеадекватная самооценкаНеустойчивое эмоциональное состояниеНедостаток жизненного опыта Задачи профориентационной работы:обоснованный выбор профессии выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, помощь в социальном и профессиональном самоопределении,ориентирование на выборе рабочей специальности,изменение установки “я этого хочу” на установку “я это могу”. Профориентация Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и особенностями личности, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество. Одной из важных форм профориентационной работы является профессиональное консультирование, в ходе которого проводится диагностика способностей, склонностей и направленности личности с использованием специально разработанных методик. Декада профориентации 1 день Семинарское занятие «Экзамен – не повод для стресса»Памятка для учащихся «Как подготовится к экзамену» 2-4 день Выход психолога на репетиционные экзамены в составе комиссииПодгрупповые консультации «Анализ успеха и ошибок во время репетиционного экзамена» 5-8 день Профдиагностика по компьютерной методике «Профи-2»Индивидуальные консультации по результатам диагностики 9 день Практикум «Вы – деловой человек»Памятка «Как подготовиться к собеседованию» 10 день Выступление на детско-родительском собрании «Хочу.Могу.Надо»Буклет в семьи выпускников «Куда пойти учиться? Делай выбор» 1день: Семинарское занятие «Экзамен – не повод для стресса»Памятка для учащихся «Как подготовится к экзамену» 2-4 дни: Выход психолога на репетиционные экзамены в составе комиссииПодгрупповые консультации «Анализ успеха и ошибок во время репетиционного экзамена» 5-8 дни:Профдиагностика по компьютерной методике «Профи-2»Индивидуальные консультации по результатам диагностики 9 день:Практикум «Вы – деловой человек»Памятка «Как подготовиться к собеседованию» 10 день:Выступление на детско-родительском собрании «Хочу.Могу.Надо»Буклет в семьи выпускников «Куда пойти учиться? Делай выбор» Профдиагностика - это изучение личности школьника в целях профориентации, учитывая особенности обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ограниченными возможностями. - это изучение характерных особенностей личности: потребностей, ценностных ориентаций, интересов, способностей, склонностей, мотивов, профессиональной направленностиВыполняет следующие функции: констатирующую, развивающую, диагностико-коррекционную. КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ«ПРОФОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПРОФИ-II» Диагностический блок направлен на помощь в профессиональном самоопределении учащимся 7-11 классов.Задачи программы:ориентирование учащегося при выборе специализации в старших классах,выбор наиболее предпочтительной сферы профессиональной деятельности,составление рекомендаций по развитию и тренировке необходимых для выбранной сферы деятельности навыков. Методики программы «ПРОФИ – II» Дифференциально-диагностический опросник (ДДО, Е. А. Климов) Карта интересов (А. Е. Голомшток) Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося (Л. А. Головей) Изучения мотивации достижения (А. Мехрабиан) Исследование самооценки (Дембо, Рубинштейн) Диагностика работоспособности (теппинг-тест Е.П. Ильина) Исследование межличностных отношений (Т. Лири) Изучение мотивации обучения в ВУЗе (Т. И. Ильина) Конструктивный рисунок человека (А.А. Карелина) Дифференциально-диагностический опросник (ДДО, Е. А. Климов)Название типов профессий: «Человек–природа»– все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.«Человек–техника»– все технические профессии.«Человек–человек»– все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.«Человек–знак»– все профессии, связанные с обсчетами цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.«Человек–художественный образ»– все творческие специальности. Опросник Л.А. Головей. Профессиональная мотивация учащегося Мотивация - побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан методика основана на оценивании ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, внешность, авторитет у сверстников, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Диагностика работоспособности по психомоторным показателям:теппинг-тест Е. П. Ильина Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование производится индивидуально, занимает не более 2 мин. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» Цель применения теста: выявление индивидуально-типологических отличий. В профориентационном исследовании позволяет выявить такие свойства личности, как склонность к руководящей и организаторской деятельности, чувство ответственности и требовательности в профессиональном плане, творческие способности и т.д. Результаты потребность самопознания, повышение уровня осознания особенностей трудовой деятельности,формирование представлений о профессиях, выявленных в результате анкетирования учащихся, осознание особенностей выбранных профессий,ознакомление учащихся с возможностями получения профессионального образования.