Сценарий встречи клуба для родителей «Почему мой ребенок злой?»
Сценарий встречи №4 клуба «Шаг навстречу»
Цель встречи:
Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком
Задачи:
познакомить с причинами появления агрессивности;
помочь участникам встречи в поиске путей преодоления агрессивного поведения детей;
познакомить с основными методами и приемами взаимодействия с детьми, проявляющими агрессию.
Продолжительность и время проведения занятия 1-1,5 часа.
Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, что позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
Оборудование: визитки (по кол-ву участников), фломастеры, маркеры, 3 карточки «Портрет особого ребенка», краски, стаканчики с водой, кисточки, листы бумаги формата А-4, трубочки для коктейля, бумага, шляпа, нарезанные листы бумаги. Ход встречи:
«Почему мой ребенок злой?»
Участники рассаживаются по кругу
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья. Нам очень приятно, что мы здесь с Вами собрались уже в четвертый раз. По традиции, просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки, чтобы все знали, как к вам обращаться. (Визитки в форме бабочек)
Ведущий. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Обращаться будем по надписи на визитке. Слушаем, но не перебиваем друг друга, принимаем участие в играх. И самое главное правило - правило хорошего настроения.Тема сегодняшней встречи «Почему мой ребенок злой?». Но сначала поиграем.
1. Упражнение «Волшебная шляпа».
Цель: Снятие напряженности, создание групповой сплоченности.
Ход упражнения: На листочках каждый участник группы пишет вопрос, который его очень интересует и на который он хотел бы услышать ответ. Все листочки собираются в шляпу в центре комнаты. Шляпа передается по кругу от одного участника к другому, участник берет бумажку с вопросом, отвечает на вопрос, передает шляпу соседу и так далее.
Ведущий: А теперь предлагаю вернуться к теме нашей встречи «Почему мой ребенок злой?». Сегодня мы с Вами поговорим о детской агрессивности, выясним причины ее возникновения, постараемся найти пути преодоления агрессивности ребенка.
2. Мини лекция «Что такое агрессивность»
Агрессия - поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям. Причем, агрессивные действия как ребенка, так и взрослого наносят вред не только окружающим, но таким образом люди причиняют вред и самим себе. Агрессивность в какой-то мере необходима для самосохранения, овладения знаниями, познания мира. Любовь нуждается в некоторой доле агрессии для завоевания объекта любви. Очень часто агрессия проявляется как гнев, обида на невозможность достижения желаемого, на боль. Агрессия может проявляться как непосредственная разрядка на напряжение.
Причинами проявления агрессивности могут быть:
стремление привлечь к себе внимание сверстников;
ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
защита и месть;
отстаивание своего превосходства;
стремление получить желанный предмет.
3. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»
Все участники делятся на 2 подгруппы. Им раздаются карточки «Портрет особого ребенка», на которых перечислены индивидуальные особенности разных категорий детей (аутичных, тревожных, гиперактивных, агрессивных). Участники подгрупп выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, и, таким образом составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику. После чего проводится общее обсуждение.
Карточка «Портрет особого ребенка»:
Характерные особенности поведения различных категорий детей
-излишне говорлив
-отказывается от коллективной игры
-чрезмерно подвижен
-имеет высокие требования к себе
-не понимает чувств и переживаний других людей
-ощущает себя отверженным-любит ритуалы
-имеет низкую самооценку
-часто ругается со взрослыми
-создает конфликтные ситуации
-отстает в развитии
-чрезмерно подозрителен
-вертится на месте
-контролирует свое поведение
-чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
-сваливает вину на других
-беспокоен в движениях
-имеет соматические проблемы: боли в животе, головные боли
-часто спорит со взрослыми
-суетлив
-кажется отрешенным, безразличным к окружающему
-любит заниматься головоломками, мозаиками
-теряет контроль над собой
-отказывается выполнять просьбы
-импульсивен
-плохо ориентируется в пространстве
-часто дерется
-имеет отсутствующий взгляд
-часто предчувствует «плохое»
-самокритичен
-не может адекватно оценить свое поведение
-опасается вступать в новую деятельность
-задает много вопросов, но редко дожидается ответов
-робко здоровается
-годами играет в одну и ту же игру
-толкает, ломает, крушит все кругом
-чувствует себя беспомощным
-задевает и роняет предметы
-завистлив, мстителен
-ведет себя однообразно
-раздражителен
-легко отвлекается
-винит других в своих ошибках
-стремится разозлить маму, воспитателей
-избегает общения со взрослыми
-боится потерять над собой контроль
-избегает общения с детьми
Ведущий: Мы описали агрессивного ребенка, его характер, темперамент, психологические особенности, а теперь попробуем изобразить его на бумаге. Для этого создадим один общий портрет агрессивного ребенка. Каждый нарисует одну деталь (лицо, глаза, рот, нос и так далее), и таким образом получим совместный портрет.
Рисуют «Портрет агрессивного ребенка».
Ведущий: А теперь подведем итоги.
Агрессивный ребенок, это:
Злой
Драчун
Забияка
«Гроза» дворов
Большое родительское огорчение
Несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть.
Формы агрессивного поведения бывают разные:
Вербальная агрессия:
Жалобы
Агрессивные фантазии
Прямые оскорбления
Физическая агрессия:
Разрушение продуктов деятельности противника
Удары
Укусы
Детская агрессия чаще возникает из-за психологических проблем, с которыми ребенок не в состоянии справится. В разном возрасте агрессия (в норме) проявляется по-разному:
голодный малыш до года может кричать и сердиться;
годовалый малыш, разозлившись, может ударить маму;
в полтора года, рассердившись, ребенок кричит так, что взрослые не могут понять, что с ним происходит;
двухлетний малыш, не раздумывая, ударит по голове лопаткой;
в три года ребенок уже знает некоторые правила и сначала может поспорить, хотя и драка не исключается;
в дошкольном возрасте ребенок знает, что драться нельзя, что это причиняет боль;
у некоторых детей агрессия может быть следствием недостаточности психических ресурсов, т.е. ребенок устает, перевозбуждается и происходит срыв.
Давайте рассмотрим, какие факторы влияют на агрессивное поведение:
особенности семейного воспитания
модели агрессивного поведения на телеэкране,
модели агрессивного поведения сверстников
В подростковом возрасте агрессия часто отражает трудности в общении, заниженную самооценку, тревожность, ожидание враждебности от окружающих, предпочтение действовать, а не выражать свои мысли словами, недовольство собой (агрессия выступает как компенсация), неудовлетворенность в любви и доброте.
Многие дети проходят период – между двумя и четырьмя годами, – когда удары и кусание являются единственной формой общения, для того чтобы показать это свое состояние, например: «Я сержусь, а ты не понимаешь», или «Я хочу это, а ты не даешь!». Не умея выразить свои желания словами, дети порой склонны прибегать к помощи кулаков или острых детских зубов. Это вполне нормальная стадия развития может превратиться в дурную привычку, если, подрастая, ребенок не научится подавлять свою агрессию. Справиться с агрессивным поведением ребенка на этой стадии развития можно, если взрослые в своем поведении будут придерживаться определенных правил, потому что исследования показывают, что агрессивность передается также через подражание. Одни дети становятся агрессивными, подражая сверстникам, другие – из-за того, что постоянно подвергаются насилию в семье или наблюдают жестокие отношения, где скандалы и драки являются единственным способом решения всех проблем. В таких семьях вся обстановка способствует усвоению ребенком норм агрессивного поведения, потому что добиться своего он может только грубостью, дерзостью и насилием.
Ученые также обнаружили у детей связь между просмотром телепередач со сценами насилия и возникновения склонности к агрессии, есть предположения, что такая агрессия носит временной характер, а если сцены насилия ребенок смотрит каждый день по три-четыре часа? Тогда у ребенка идет подкрепление агрессивного поведения.
Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.
При общении, взаимодействии с агрессивными детьми родителям, психологу, воспитателю, учителям важно трепетно относиться к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться.
Без положительного внимания и принятия личности со стороны взрослого вся коррекционная работа будет обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет доверие к старшему и будет сопротивляться дальнейшей работе.
Всем кто работает с данной категорией детей, также важно при работе с агрессивными детьми знать безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «нехорошо так говорить», «нельзя так себя вести», и т. п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.
Чтобы успешно взаимодействовать с агрессивным ребенком, нужно помнить следующие правила, на которых строится взаимодействие взрослого с ребенком в ходе совместной работы:
контакт с ребенком;
уважительное отношение к личности ребенка;
безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
положительное внимание к внутреннему миру ребенка.
Как помочь ребёнку стать менее агрессивным?
1. Создавать условия для снятия напряжения через движения (спорт, соревнования, спектакли, игры, походы).
2. Научить правильно направлять, проявлять свои чувства, не обижая других. Фразы типа «Ну, ты, дурак» заменить на «Мне больно, я так разозлился», «Меня трясет из-за того, что ты сделал».3. Если чувство обиды, гнева, злости переполняют ребёнка, можно уйти в другую комнату, где никого нет, и там высказать всё, что накопилось.
4. Предложить бить специальную подушку, рвать газету, смять и порвать «лист гнева», бить по мячу, по консервной банке, побегать вокруг дома (школы, дерева), написать письмо обидчику.
5. Станцевать под ритмичную громкую музыку динамичный энергичный танец, под медленную музыку посидеть (полежать), расслабиться; спеть, покричать.
6. Нарисовать своё состояние (гнев, боль, агрессию).
7. Надуть шарик (можно мысленно) и в этот шарик из себя «выдуть» все негативные мысли, чувства, эмоции, крепко завязать шарик и выпустить его в окно.
Самое главное - научить ребёнка разряжаться, т.е. избавляться от раздражения, гнева, обиды. Чешский психолог Зденек Мотейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей».
Ведущий: Сейчас мы Вам предложим несколько игр, которые способствуют коррекции проявлений агрессивного поведения у детей.
Игра: "Кляксы".
Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.
Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть "кляксу" на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная "клякса". Можно дорисовать кляксу для полного образа.
Упражнение: "Возьми себя в руки".
Цель: научить детей сдерживать себя.
Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя "взять в руки", т.е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.
Игра «Рвакля»
Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.
Ребенок может рвать,мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину.
Игра: "Сороконожка"
Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Несколько детей (5-8 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего "Сороконожка" начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача - не разорвать единую "цепь", сохранить "Сороконожку" в целости.
Упражнение «Аплодисменты по кругу».Цель: символическое окончание занятия, отреагирование накопившихся, невыраженных чувств и эмоций.Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся в се сильнее и сильнее». Психолог начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику
Домашнее задание. Я вам сегодня даю домашнее задание – обнять всех, кто живет с вами в доме, и проследить за реакцией домашних, а также за своими чувствами. Можно что-нибудь сказать, если захочется. До свидания, до новых встреч!