Уроистории Петр Первый: кто он — злой гений или отец наций?!
Учебный план-конспект урока истории в 10 классе
Теме урока
Петр Первый – кто он: злой гений или отец наций?
Тема: Петр Первый – кто он: злой гений или отец наций?
Цель:
обобщение и систематизация знаний по разделу “Россия в эпоху Петра Первого.
формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, сравнительного анализа источников.
Задачи урока:
Обучающие: через оценку личности Петра I и характер его правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи; систематизация знаний.
Развивающие: развитие умений самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, умений аргументировать и отстаивать свою позицию.Воспитательные: создание ситуации, требующей от учеников занять собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления Петра I. помощь в определении собственного отношения к ключевым явлениям истории, вести культурную дискуссию.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и углубления изученного.
Технология проблемного диалога, направленная на формирование метапредметных результатов в аспекте развития регулятивных УУД
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
М/п (метапредметные познавательные): извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (вопросы, таблица), преобразовывать её из одной формы в другую (текст, ключевые слова).
Предметные:
4ЛР (овладение знаниями исторической эпохи): усвоить методы и характер правления Петра I, уметь анализировать историческую эпоху, определять свое отношение к ключевым явлениям истории, аргументировать и отстаивать свою собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления Петра I, вести культурную дискуссию, систематизировать знания.
Результат:
Ученики знают историческую эпоху в годы правления Петра I, умеют давать оценку личности Петра I, характеру его правления, умеют анализировать историческую эпоху, определять свое отношение к ключевым явлениям истории, аргументировать и отстаивать свою собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления Петра I, вести культурную дискуссию, систематизировать знания.
Используемые технологии:
технология критического мышления.
Методы и приёмы:
метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа)
метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (презентация);
проблемно-поисковый (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решений)
методы стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуации успеха),
социальные (создание ситуаций взаимопомощи)
Коммуникационная среда урока:
мультимедийный проектор; презентация.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание. Время
I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. 1 мин.
II. Актуализация изученного с целью введения в проблему.
Вспоминаем то, что знаем.
Историческая загадка.
Наш разговор я начну с исторической загадки. Попробуйте угадать, о какой исторической личности пойдет речь на уроке:
Когда он появился на свет, в Москве говорили, что на небе зажглась новая яркая звезда, для него специально заказывали тетради с красочными изображениями воинов, иноземных кораблей и городов, он был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы.
Высвечивается слайд на презентации с фото Петра. Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
2 мин.
III. Введение в тему Постановка проблемы урока.
28 января 1725 года умер первый российский император – Пётр Алексеевич Романов.
На слайде
«…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли Русской» - эти слова произнёс Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. «Солнце земли Русской» - неправда ли, высочайшая оценка.
Л. Н. Толстой сказал о нем:
« Гениальный…, но зверь. Царь, прорубивший окно в Европу, но дравший по три шкуры с трудового крестьянства». Установите противоречие в данных высказываниях.
«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» так характеризовал императора А. С. Пушкин, а писатель 19 века А. И. Герцен - « Гений…, но палач». В чем вы видите здесь противоречие?
Русский народ: «Антихрист!», когда Петр срывал с церквей колокола.
- Я предлагаю вам определить тему урока.
-Вы правильно определили проблемную тему, я внесу лишь коррективы: Кто же был Пётр Великий? Злой гений или отец нации? --В чем он был прав и в чем он был виноват – вот главные вопросы наших дебатов.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать цель урока.
3 мин
IV. Актуализация и закрепление об эпохе правления Петра I. Просмотр видеофильма «Петр Первый».
-Я предлагаю вам просмотреть видеофильм «Петр Первый» с целью систематизации своих знаний об эпохе эго правления.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Извлекать информацию из видеофильма.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ТОУУ 4 мин.
V. Работа в группах. Подготовка к дебатам. Чтобы дать объективную оценку действиям Петра 1, обсудить все аргументы «за» и «против» я разделила вас на три группы: сторонники Петра 1, его противники и третья группа будет выполнять примирительную миссию. Каждая группа получает свое задание. Оно у вас на столах.
Задание 1.
1 группа. Согласны ли вы, что императору Петру 1 были присущи качества, способствующие формированию гениальной личности. Работая с учебником, анализируя содержание видеоролика, историческими документами дайте ответ на вопрос.
2 группа. Работая с учебником, историческими документами, опровергните ответ оппонентов и докажите, что царю были присущи и другие личностные качества.
3 группа. Согласны ли вы с тем, что хотя Петр 1 и имел отрицательные качества личности, это не помешало ему провести преобразования в России и превратить ее в сильную европейскую державу.
Задание 2.
1 группа. Согласны ли вы с тем, что в эпохе Петра 1 было много положительных моментов.
Работая с учебником, анализируя содержание видеоролика, историческими документами, аргументируйте свой ответ.
2 группа. Согласны ли вы с тем, что если Петра и можно назвать гением, то только злым. Работая с учебником, анализируя содержание видеоролика, историческими документами дайте ответ на вопрос.
3 группа. Согласны ли вы с тем, что, несмотря на то, что в правлении императора были и отрицательные моменты, это не помешало ему вывести страну вперед. Работая с учебником, анализируя содержание видеоролика, историческими документами дайте ответ на вопрос.
-Прошу вас плодотворно поработать в группах и подготовить ответы на вопросы, отражающие вашу точку зрения.
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
2. Приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. Строить связное монологическое высказывание.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ТОУУ 7 мин
5 мин
VI . Физкультминутка. Без сомненья, мы устали,
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево потянулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели! 1 мин
VII. Актуализация и закрепление знаний в форме дебатов.
Напомню всем правила ведения дебатов:
правило поднятой руки;
уважение чужого мнения;
выслушивание выступающего до конца.На доске прикреплен портрет Петра I.
Во время дебатов учитель на доске приклеивает кластеры вокруг портрета Петра I: положительные и отрицательные действия
На доске должна появиться примерная схема.
- положительные действия
- отрицательные действия
Мы начинаем дебаты.
- Петра 1 в его эпоху и сейчас называют гениальной личностью. Были ли присущи императору такие личностные качества, которые бы способствовали формированию его гениальности.
- Если Петра и можно назвать гением, то каким?
Примерные ответы групп:
Положительное в правлении Петра I: великое посольство, создал регулярную армию, открыл Навигационную школу, основал Санкт-Петербург, победа под Полтавой, выход к Балтийскому морю, Россия стала империей, выход к Каспийскому морю, заключил выгодный Ништадтский договор, преобразовал государственную систему, церковь стала частью государственной системы, ввел «Табель о рангах», произвел первую перепись населения, провел административно-территориальное деление, произошел подъем в экономическом развитии страны, создал сильный флот, наладил кораблестроение, проводил политику протекционизма, наладил экспорт, ввел новый календарь, открывались новые школы, стала издаваться первая газета «Ведомости», открывались библиотеки и музеи, Академия наук, развивалась живопись, европейские порядки и изменения в быту в лучшую сторону, завозились новые диковинки, страна обходилась железом собственного производства и даже стала продавать его за границу, Отрицательное: Жестокая казнь стрельцов, устранил сестру Софью от власти, не смог завоевать выход к Черному морю, ввел новую обременительную систему налогов, подавил восстание в Астрахани, восстание Булавина, жестоко обошелся с царевичем Алексеем, он слишком жестокими методами обновлял Россию, жестокость его не знала предела; насаждал в стране западноевропейские обычаи, широко привлекал на службу русскую иноземцев; изменил внешний облик русского человека – заменил длиннополый кафтан европейским платьем, чем нарушил патриархальное единство русского общества; бояр и дворян принудил сбрить бороду и щеголять в венгерском платье. Все его преобразования – реакционные, нарушающие самобытность России – бездушно заимствованы у Запада
3 группа: Петр I – фигура противоречивая, сложная. Но таким породила его эпоха. В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.
Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой. Петр I верил в силы своего народа, поэтому его не устрашали неудачи, трудности, сопротивление. И, несмотря на то, что имеются отрицательные моменты, в его правлении, посмотрите, огромное число положительного, которое способствовало поднятию России на новый экономический уровень, превратить ее в сильную европейскую державу, что способствовало конкурентоспособности ее с европейскими государствами. И мы уверенны, что в нашей истории Пётр I по праву остается ВЕЛИКИМ гением и отцом наций. Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
2. Извлекать информацию из таблицы, схемы, сопоставлять информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
2. Приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. Строить связное монологическое высказывание.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ТОУУ 13 мин
VIII. Итог урока.
Итог.
Я прошу вас ответить на главный вопрос: Петр Первый – кто он: злой гений или отец наций?" синквейном:
Правила написания синквейна.
1 строка – тема называется одним словом.
2 строка- описание темы в двух словах (прилагательных).
3 строка-описание действия в рамках темы тремя словами (глагол)
4 строка- фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме.
5 строка – синоним из одного слова, который повторяет тему.
Каждая группа на большом листе бумаги фломастерами пишет свой синквейн. У учителя своя заготовка.
После прослушивания синквейна, составленного группами, учитель зачитывает свой.
Император-
Умный, работящий
Воевал, создавал, реформировал
Вывел Россию вперёд
Реформатор.
Я предлагаю всем решить кроссворд
1.Первая русская газета.
2.Орган управления страной.
3.На реке Воронеж был построен русский...
4.В ходе Северной войны появилась регулярная...
5.Навигацкие, артиллерийские, инженерные, "цифирные"...
6.Область, которой управлял губернатор...
7.Кунсткамера - это первый русский...
Учитель. Завершить урок я хочу словами А.С. Пушкина
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли, ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Рефлексия.
Я хотела чтобы вы оценили свою работу в зависимости от того вклада, который вы внесли в исследование проблемы урока. Заполните таблицу.
Экспертный лист.
Выберите один или несколько предложенных вариантов, обведите его в кружок:
узнал много нового
многое знал, дополнил свои знания
не узнал ничего нового
появилось желание узнать больше о войне
думаю, что стал лучше представлять эпоху Петра 1 и его личность
2. Оцените себя по пятибалльной системе.
Ф.И. ученика Анализ документа Участие в обсуждении версий Оценка
Я благодарю вас за работу и хочу узнать мнение каждого об уроке.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ 3 мин
VIII.Домашнее задание.
Ответьте на вопросы параграфа 34 (Н-необходимый уровень), или напишите эссэ по теме урока(П – повышенный уровень). 1 мин
Презентация к уроку в электронном приложении.
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку урока истории в 10 классе «Петр Первый – кто он: злой гений или отец наций?» учителя истории и обществознания МОБУ СОШ№2 г. Тынды Сафоновой Татьяны Григорьевны.
Автор работы Сафонова Т.Г. разработала технологическую карту урока на достаточно высоком теоретическом и методическом уровне. Урок разработан в соответствии с требованиями к урокам по ФГОС.
Данный урок является уроком общеметодологической направленности. Тип урока: урок обобщения, систематизации и углубления изученного.
Цель урока:
обобщение и систематизация знаний по разделу “Россия в эпоху Петра Первого;
формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, сравнительного анализа источников.
Задачи урока:
Обучающие: через оценку личности Петра I и характер его правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи; систематизация знаний.
Развивающие: развитие умений самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, умений аргументировать и отстаивать свою позицию.Воспитательные: создание ситуации, требующей от учеников занять собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления Петра I. помощь в определении собственного отношения к ключевым явлениям истории, вести культурную дискуссию.
Технология проблемного диалога, направленна на формирование метапредметных результатов в аспекте развития регулятивных УУД.
Реализация поставленной цели и происходит на уроке в процессе постоянно сменяющихся учебных ситуаций (что отражено в предложенной структуре урока) и в использовании учителем элементов различных современных образовательных технологий: проблемного обучения, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей.
Урок характеризуется многообразием видов деятельности: репродуктивно-поисковой, частично поисковой, беседы, дискуссии, практической работы, кратких сообщений учащихся о результатах выполненной работы.
Ведущий принцип построения всего сценария урока – системно-деятельностный подход, при котором каждый из учащихся 10 класса «открывает» новое знание в процессе групповой работы и собственной активной деятельности.Сафонова Т.Г. умеет учебный материал связать с современностью и заинтересовать детей. Так, используя высказывания современников Петра 1, великих поэтов, современных историков, учитель предлагает на основе анализа учебного материала, исторических источников, видеофильма составить свое мнение о методах правления Петра 1 и вынести свою оценку его эпохе.
Учитель на уроке оптимально выбрал сочетание форм обучения - индивидуальной, групповой, коллективной. Создание мотивационной ситуации на уроке способствовало дальнейшему развитию познавательной деятельности учащихся.
Организации интересного урока способствовало и эффективное применение разнообразных форм и методов с использованием ИКТ. Данный урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволило учителю сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроке.
Сафонова Т.Г. работает не только над формированием предметных результатов, но и учит добиваться личностных и метапредметных результатов, предоставляет возможность вариативного выполнения заданий. Обучающиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя, умеют дать самооценку и оценить ответ товарища.
В итоге урок получился интересным, эффективным и плодотворным и не оставил равнодушным никого. Ребята получили дифференцированное домашнее задание (обязательный, усложненный уровни). Учитель провел итоговую беседу по теме урока и рефлексию: предложил оценить свою работу и степень успешности работы.
Данный урок апробирован на конкурсе «Педагогический олимп» (муниципальный уровень) в феврале 2015 года и получил положительные отзывы.
Рецензент: заместитель директора по УВР МОБУ СОШ№2 Рожкова Е.А.