Статья-Особенности школьной мотивации у школьников с ОВЗ: проблемы, пути и методы формирования.


Автор: Абрамова Юлия Владимировна.
Место работы: ГУ СШ №22, г. Костанай , КазахстанДолжность: учитель-логопед Тема: Особенности школьной мотивации у школьников с ОВЗ: проблемы, пути и методы формирования.
Особенности школьной мотивации у школьников с ОВЗ: проблемы, пути и методы формирования.
К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.
Для оптимального осуществления интеграции на этом этапе необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе образовательной деятельности в школьном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива. Педагоги школьных учреждений должны быть готовы владеть коррекционно-развивающими технологиями, включающими детей - инвалидов в процесс познания через деятельность, разрабатывать коррекционно-развивающие программы, проектировать развивающую среду.
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме участвовать в жизни коллектива дошкольной организаций
При реализации данной работы обязательно учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования и особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
У детей с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с нормально развивающимися сверстниками запаздывает формирование основных психических функций, в том числе и навыков общения. Часто «особому ребенку» бывает трудно установить эмоциональный контакт даже с близкими и родными людьми, а тем более с другими детьми и взрослыми. Отсутствие навыков общения и несформированность механизмов саморегуляции, что затрудняет внедрение ребенка с ОВЗ в детскую группу. Но если нормально развивающийся ребенок самостоятельно овладевает навыками общения и взаимодействия, то у «особого ребенка» эти навыки могут сформироваться только в результате специальной работы.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Работа с «особым ребенком» начинается с индивидуальных занятий с учителем (учителем-логопедом) или психологом, а затем осуществляется постепенное внедрение нового ребенка в небольшую группу детей.
Для осуществления деятельности по коррекции нарушений речевого и психического развития в группе с данными детьми работают двое взрослых: учитель, учитель-логопед или педагог-психолог. Они помогают детям осваивать общие правила, оказывают физическую помощь отдельным детям при выполнении движений.
В период адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям пребывания в школе в качестве помощников привлекаются родители. Они принимают активное участие в проведении занятий как индивидуальных, так и подгрупповых, являются основными помощниками для своих детей в период освоения новых видов детской деятельности.
У данной категории детей в связи с их особенностями, практически не развита мелкая моторика и координация движений. Данные дети часто не понимают инструкцию взрослого, а потому и не выполняют предлагаемые им задания. Игры с движениями, с предметами организованные педагогами в кругу, помогают решить задачу развития общей и мелкой моторики «особых детей», а также развития слухового восприятия и понимания обращенной речи.
Многие виды движений, которые с легкостью выполняют их сверстники, не доступны для выполнения детьми с ОВЗ. Особому ребенку трудно успеть за общим темпом выполнения движений, трудно переключиться с одного движения на другое, хотя ритмические действия привлекают детей, нравятся им. Педагоги стараются значительно снижать темп выполнения движений, повторять одну и ту же команду по несколько раз, чтобы дать детям возможность понять указание взрослого и выполнить то или иное движение, используют в играх и упражнениях самые простые движения и действия.
А для развития мелкой моторики педагогами используются на занятиях элементы массажа рук и пальчиковой гимнастики, которые дети делают при помощи родителей, педагогов или пытаются выполнить самостоятельно. Здесь также, как и в играх с движениями, используется замедление темпа выполнения и многократное повторение самых простых движений.
Развитию мелкой моторики, ручной умелости, а также развитию восприятия, внимания, мышления, памяти «особых детей» способствуют игры и пособия М. Монтессори, а так же дидактические игры Воскобовича. Поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья имеют серьезные речевые нарушения, то более всего для работы с этими детьми подходят пособия для сенсорного развития и упражнений в практической жизни (пересыпание, перекладывание, переливание, закручивание – откручивание крышек, перевертывание и т. п.).
Младшему школьнику имеющие ограниченные возможности здоровья, нравятся физкультурные и музыкальные занятия. Сочетание музыки, речи и движений способствует эмоциональной разрядке, развитие речевой деятельности, а также укреплению здоровья. Дети с удовольствием играют с мячами разных размеров, пытаются бросать их в кольцо или в мишень, прокатывают их в ворота, «играют в футбол», учатся бросать и ловить мяч руками под музыку и речевое сопровождение. Логоритмические занятия как гибрид логопедических, музыкальных занятий, а так же уроки физической культуры имеют наибольший эмоциональный отклик у ребят.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях школы является оснащение его специальным оборудованием:
Для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса;
Для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры, которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
Для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.
В организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологами доказано, что чем большее количество анализаторов используется в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания.
Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае. 
Общий путь и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей с ОВЗ.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ученику, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Важным компонентом успешного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников является совместные усилия специалистов и родителей. Это дает возможность достичь такого качества жизни, при котором дети смогут чувствовать себя полноценной частью нашего общества.